МААМ-картинки

Развитие ребенка с ОВЗ с помощью методики В. В. Воскобовича

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Развитие ребенка с ОВЗ с помощью методики В. В. Воскобовича

Тема моего выступления «Развитие ребенка с ОВЗ с помощью методики В. В. Воскобовича»

Главная задача педагога состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, развитым и деятельным. ФГОС определяет реб нка дошкольника, как «человека играющего». А дети с ОВЗ не зависимо от возраста так же как и дошкольники учатся – играя. Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игры В. В. Воскобовича являются очень результативными в развитии ребенка, их интересно использовать и взрослым и детям, как дома, так и в детском саду.

Публикация «Развитие ребенка с ОВЗ с помощью методики В, В, Воскобовича» размещена в разделах

3 слайд

Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой-то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами, создав универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать. Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик, развивающих и коррекционных игр. В настоящее время центр имеет региональных представителей и тьюторов практически во всех регионах России.

Развивающие игры Воскобовича  включают в себя 5 блоков:

Сенсорное развитие (цвет, форма, величина)  

Интеллектуальное развитие (на основе наглядно – действенного мышления)

Творческое (воображение, творчество)

Математическое развитие (количество, счет, пространственные отношения, форма, размер)

Обучение чтению, развитие речи    

Игровые средства технологии включают в себя:

Образные средства (сказочные герои, сказочные сюжеты)

Фронтальные средства (коврограф)

Универсальный материал (приложения к коврографу можно использовать и на ковролине и на магнитной доске)

Творческие средства (альбомы)

Графические средства  (игровизор, геовизор, трафареты)

Особенности игр

Многофункциональность.

В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Широкий возрастной диапазон участников игр.

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Сказочная «огранка»

Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

Творческий потенциал.

Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.

Конструктивные элементы.

Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.

Основные принципы технологии

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки.  В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.  В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Игры Воскобовича в развивающей работе с детьми с ОВЗ стимулируют

развитие мелкой моторики;

Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;

Исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала; 

Включение развивающих игр в процесс логопедической работы содействует обучению чтению, а также закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания лексико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания;

Игровые графические тренажеры подготавливают ребенка к письму.

Игры "Геоконт" развивают сенсорику, мелкую моторику, логику, фантазию, учит силуэтному конструированию, совершенствует интеллект и развивает творческие и логические способности ребенка. Согласно определенным заданиям, ребенок натягивает резинки на гвоздики так, что создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры и буквы.

Эти игры  способствуют развитию ориентировке в пространстве, подготовке к обучению чтению, развитию мелкой моторики. К игре прилагаются схемы. Сначала ребенок «вышивает» точно так же, потом достраивает непрерывные дорожки, прокладывает стежки – дорожки, плетет узоры из двух, трех шнуров. Затем вышивает слова, меняя в них по одной букве. Буквы можно писать по образцу, можно по собственному замыслу.

«Забавные буквы» Карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т. д.    Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.

«Складушки» Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами. Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:

Гусь с гусынею гусяток

Насчитали лишь десяток.  

Гусь с гусыней обсчитались 

Пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово. На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами.  На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф. Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин и т. д. Далее подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами.  В синем кубике живут А, О, У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука, в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука). На втором этапе учимся составлять слоги.  Вкладываем в первый "терем" кубик с буквой А  и читаем получившийся слог: "Па". На третьем этапе можно составлять и читать простые слова.   Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом. Освоить орфографические исключения помогает игра «Да-Нет», составление слов – игры «Паровоз, вагончики», «Перевертыши», «Заменялки» и др.

На специальный картонный лист «Игровизора» нанесена сетка, с помощью которой ребенок рисует любые фигуры, переносит изображения по клеточкам, выполняет графические диктанты на ориентировку в пространстве листа.

15 слайд

«Геовизор»

Многофункциональное игровое пособие, на котором ребенок маркером отмечает точки координатной сетки, соединяет их линией на пленке или листе бумаги и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, цифры, узоры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу

Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты».

Основной принцип реализации технологии развивающих игр В. В. Воскобовича В отношениях "взрослый-ребенок" не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.

Игровое поле «Коврограф Ларчик» - помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости. В этом хорошо помогают образные пространственные карточки «ЛеВ- ПаВлин-ПоНи_ЛаНь» - карточки крепятся на игровом поле и выступают в качестве моделей обозначения пространственных областей.

Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки.

В него так же входит комплект «Разноцветные веревочки» - 10 шт. Веревочками можно обводить или соединять картинки, рисовать фигуры, измерять длину предметов. При необходимости, веревочки можно разрезать до нужного размера. Дети знакомятся также с понятие короткий, длинный, высокий, низкий, а также ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.

Так же сюда входят «Разноцветные кружочки» - 10 цветов, разных размеров. Они используются, как конструктивный, счетный и сенсорный материал.

И комплект «Круговерт» и «Стрелочка». Круговерт- позволяет рисовать круги разных размеров, с помощью цветных веревочек. Стрелочка – используется в различных играх, для указания направления движения, перемещение предметов и объектов : влево, вправо, вниз, вверх.

«Разноцветные квадраты»- 10 шт, используются для изучения хроматических (цвета радуги) и ахроматических цветов (черный, серый, белый, для решения задач связанных с поиском цвета, могут выступать в качестве цветовых моделей,  например: зима- белый квадрат, весна- зеленый, лето- красный, осень- оранжевый.

И

Разноцветные гномы (образы цвета)- 10 шт.

Особенно нравятся ребятам радужные гномики с необычными именами, соответствующими цвету (Черныш, Белыш, Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи) в комплекте с домиками - цветными прямоугольниками. Гномы попадают в различные ситуации, дети помогают им.

Помогает им Слон Лип- Лип и слоник Ляп- Ляп

Игровые персонажи помогают погрузиться в сказочное пространство. Могут использоваться как самостоятельные персонажи, также герои комплектов игр.

Почему именно слон?

Слон – это крупное животное. А «Коврограф Ларчик»- это весьма внушительное пособие. Кому, как не слону его нести. К коврографу все липнет, а прилеплять – это странное увлечение слона, поэтому его так и назвали Лип- Лип. У Слоника, как и у всех малышей, не всегда все получается, бывают ляпы- поэтому его и назвали Ляп- Ляп.

Сказка — это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно — взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, ребёнок отвечает на эти вопросы, а так же выполняет  задания и решает поставленные задачи в ходе игры. Игры Воскобовича не зря называются Лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность и интерес. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который ребёнок имеет возможность наблюдать, гордиться им в конце игры.

Дополнительная мотивация - внедрение сказочных героев

Работа с детьми с ОВЗ, требует специальной подготовки в виде совместных действий. Это может быть как подгрупповая, так и индивидуальная работа. Но каждый раз требуется закрепление пройденного материала.

Коврограф Ларчик включает в себя:

Развитие у ребенка с ОВЗ познавательного интереса и исследовательской деятельности

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. - Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.  

Развитие мелкой моторики.

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).

Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

Прикреплённые файлы:

mo-internat_v84t6.pptx | 24780,44 Кб
 
Публикации по теме:

Нетрадиционный способ развития ребенка «Наблюдение за природой с помощью трафарета»Нетрадиционный способ развития ребенка «Наблюдение за природой с помощью трафарета» В детском дошкольном возрасте закладывается мировоззрение и отношение к природе и именно в этом возрасте необходимо прививать любовь к природе.

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Интелектуальное развитие дошкольников с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича Интелектуальное развитие дошкольников с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича. «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами»Рекомендации для воспитателей и родителей «Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами» Как научить ребенка читать с помощью кубиков с буквами Рекомендации для воспитателей и родителей. После того, как ребенок освоит все буквы.

Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.

Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.

Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развитие мелкой моторики рук с помощью термомозаикиРазвитие мелкой моторики рук с помощью термомозаики Развитие мелкой моторики рук у детей-это моя любимая тема. Всегда стараюсь в работе с детьми использовать что-то новое, интересное. Сначала.

Знакомство детей второй младшей группы с дорожными знаками с помощью игр и пособий В. В. ВоскобовичаЗнакомство детей второй младшей группы с дорожными знаками с помощью игр и пособий В. В. Воскобовича На неделе, посвященной правилам дорожного движения во 2 младшей группе, детям пришло письмо из Фиолетового леса от малыша Гео. В письме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ребенка с ОВЗ с помощью методики В. В. Воскобовича
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 01:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД