Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)

Ольга Яковлева
Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)

«Читая авторов,

которые хорошо пишут,

привыкают хорошо говорить».

(Вольтер)

В данном детском саду работаю чуть больше года. Чередую свою работу на двух группах. Начинала со средней и старшей группы. Сейчас мои детки подросли, и соответственно средние стали старшими, а старшие подготовительными. Меня встретили разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. И интересы их были однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, телевидение, видеопродукция, компьютер. Поэтому моя роль, как педагога, состояла в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, развить речь, творческие способности, уважение книге.

Так как книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому целью своей работы определила развитие речи и творчества детей при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, басен.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• Создание предметно-развивающей среды.

В группах пополнила предметно-развивающую среду в книжной зоне, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей;

театральную зону обновила разными видами театра: изготовила настольную ширму с героями разных сказок;

для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей обновила маски для обыгрывания сказок, потешек.

Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас такие как "Путешествие", "Кто и где спрятался";

совершенствующие звуковую культуру речи -"Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит? ", "Слушаем звуки улицы";

развивающие связную речь, память, мышление, воображение у детей ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.) .

Дополнила копилку выразительных средств языка (стихи, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, крылатые выражения, скороговорки);

подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия, оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

В группе у нас работает "Книжуина больница", в которой дети не просто чинят книги, но и узнают путь их создания, что для издания одной книги необходим труд многих людей. После этого дети с удовольствием пытаются создать книжку своими руками, что вызывает бережное отношение к книге вообще.

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- придумывание однокоренных слов;

- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

- пересказ сказки по ролям.

- чтение народных сказок в соответствии с данным возрастом, упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, мнемотаблиц, моделей, инсценировок сказок по ролям, от лица героев, где учу детей связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, используя разные средства выразительности; совершенствую диалогическую и монологическую форму речи; путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых.

- провожу беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;

- в играх-драматизациях – упражняю детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

- провожу игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок и др.);

- игры со счётными палочками «Изобрази героев сказки».

- беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;

- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?», «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза», «А если бы исчезли насекомые?» и др.

-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками).

Для развития речи детей, провожу работу с родителями: это консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»; личные беседы.

В группах действует передвижная выставка дидактических игр для речевого развития детей. А чтобы повысить интерес к художественной литературе, вызвать интерес к поэзии, создаю подборки стихов по временам года, к праздничным датам, весёлые стишки, которые заучиваем в свободное время. Что повлияло на повышение речи, знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой. Заметила изменения в поведении, общении друг с другом, со взрослыми.

Для более эффективного развития детей организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, после таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.

Тесно работаем с домом творчества, посещаем музей.

Данные формы работы помогают научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.

Вывод: Для обогащения и совершенствования детской речи стараюсь создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать

жизненный литературный опыт детей.

Поэтому я уделяю большое внимание воспитанию у детей любви к книге. Рекомендую родителям так же прививать любовь к книге через рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, чтобы впоследствии, когда ребенок научится сам читать, он делал это с любовью.

Публикации по теме:

Консультация из опыта работы «Развитие речи детей в повседневной жизни» Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Доклад для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. «Литературе так же нужны талантливые читатели,.

Развитие креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой «Развитие у дошкольников креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой» Творческая деятельность человека.

Из опыта работы «Развитие музыкального творчества дошкольников. Музыкальное движение» Главная моя задача в развитии танцевального творчества - научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце.

Из опыта работы. «Развитие музыкального творчества дошкольников. Слушание музыки» Особое внимание в своей работе по развитию музыкально-творческих способностей, я уделяю важнейшему виду музыкальной деятельности слушанию.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературойРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой» Родительское собрание по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой" «Литературе так.

Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возрастаОписание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Гвоздевская Ольга Сергеевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4», г. Уссурийска. «Мы не должны превозноситься.

Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой» Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как.

Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников (из опыта работы) "Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников". В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)
Опубликовано: 19 января 2018 в 16:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

Проект «День народного единства»
Продолжительность проекта: Краткосрочный ( 1 неделя) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальность: Патриотическое воспитание...
Неделя безопасности дорожного движения
ПОНЕДЕЛЬНИК: «ДЕНЬ СВЕТОФОРА» Цель: продолжать знакомить детей со светофором. Продолжать знакомить детей с назначением светофора и значением его сигналов....
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и...
Комплексно-тематическое планирование по музыкальному воспитанию в средне-старшей и старше-подготовительной группах ( март) Тема. «Самая лучшая мама на...