Ольга Яковлева
Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Читая авторов,
которые хорошо пишут,
привыкают хорошо говорить».
(Вольтер)
В данном детском саду работаю чуть больше года. Чередую свою работу на двух группах. Начинала со средней и старшей группы. Сейчас мои детки подросли, и соответственно средние стали старшими, а старшие подготовительными. Меня встретили разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. И интересы их были однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, телевидение, видеопродукция, компьютер. Поэтому моя роль, как педагога, состояла в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, развить речь, творческие способности, уважение книге.
Публикация «Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Так как книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому целью своей работы определила развитие речи и творчества детей при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, басен.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• Создание предметно-развивающей среды.
В группах пополнила предметно-развивающую среду в книжной зоне, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей;
театральную зону обновила разными видами театра: изготовила настольную ширму с героями разных сказок;
для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей обновила маски для обыгрывания сказок, потешек.
Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас такие как "Путешествие", "Кто и где спрятался";
совершенствующие звуковую культуру речи -"Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит? ", "Слушаем звуки улицы";
развивающие связную речь, память, мышление, воображение у детей ("Представь себе", " Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.) .
Дополнила копилку выразительных средств языка (стихи, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, крылатые выражения, скороговорки);
подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия, оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
В группе у нас работает "Книжуина больница", в которой дети не просто чинят книги, но и узнают путь их создания, что для издания одной книги необходим труд многих людей. После этого дети с удовольствием пытаются создать книжку своими руками, что вызывает бережное отношение к книге вообще.
Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:
- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
- придумывание однокоренных слов;
- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
- пересказ сказки по ролям.
- чтение народных сказок в соответствии с данным возрастом, упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, мнемотаблиц, моделей, инсценировок сказок по ролям, от лица героев, где учу детей связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, используя разные средства выразительности; совершенствую диалогическую и монологическую форму речи; путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых.
- провожу беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;
- в играх-драматизациях – упражняю детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.
- провожу игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок и др.);
- игры со счётными палочками «Изобрази героев сказки».
- беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;
- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?», «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза», «А если бы исчезли насекомые?» и др.
-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками).
Для развития речи детей, провожу работу с родителями : это консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»; личные беседы.
В группах действует передвижная выставка дидактических игр для речевого развития детей. А чтобы повысить интерес к художественной литературе, вызвать интерес к поэзии, создаю подборки стихов по временам года, к праздничным датам, весёлые стишки, которые заучиваем в свободное время. Что повлияло на повышение речи, знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой. Заметила изменения в поведении, общении друг с другом, со взрослыми.
Для более эффективного развития детей организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, после таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.
Тесно работаем с домом творчества, посещаем музей.
Данные формы работы помогают научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.
Вывод: Для обогащения и совершенствования детской речи стараюсь создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать
жизненный литературный опыт детей.
Поэтому я уделяю большое внимание воспитанию у детей любви к книге. Рекомендую родителям так же прививать любовь к книге через рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, чтобы впоследствии, когда ребенок научится сам читать, он делал это с любовью.