Папки-передвижки

Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)

Ольга Яковлева
Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«Читая авторов,

которые хорошо пишут,

привыкают хорошо говорить».

(Вольтер)

В данном детском саду работаю чуть больше года. Чередую свою работу на двух группах. Начинала со средней и старшей группы. Сейчас мои детки подросли, и соответственно средние стали старшими, а старшие подготовительными. Меня встретили разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. И интересы их были однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки, телевидение, видеопродукция, компьютер. Поэтому моя роль, как педагога, состояла в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, развить речь, творческие способности, уважение книге.

Публикация «Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)» размещена в разделах

Так как книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому целью своей работы определила развитие речи и творчества детей при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, басен.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

• Создание предметно-развивающей среды.

В группах пополнила предметно-развивающую среду в книжной зоне, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей;

театральную зону обновила разными видами театра: изготовила настольную ширму с героями разных сказок;

для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей обновила маски для обыгрывания сказок, потешек.

Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас такие как "Путешествие", "Кто и где спрятался";

совершенствующие звуковую культуру речи -"Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит? ", "Слушаем звуки улицы";

развивающие связную речь, память, мышление, воображение у детей ("Представь себе", " Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.) .

Дополнила копилку выразительных средств языка (стихи, чистоговорки, загадки, пословицы, поговорки, потешки, крылатые выражения, скороговорки);

подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия, оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.

В группе у нас работает "Книжуина больница", в которой дети не просто чинят книги, но и узнают путь их создания, что для издания одной книги необходим труд многих людей. После этого дети с удовольствием пытаются создать книжку своими руками, что вызывает бережное отношение к книге вообще.

Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- придумывание однокоренных слов;

- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

- пересказ сказки по ролям.

- чтение народных сказок в соответствии с данным возрастом, упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, мнемотаблиц, моделей, инсценировок сказок по ролям, от лица героев, где учу детей связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, используя разные средства выразительности; совершенствую диалогическую и монологическую форму речи; путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых.

- провожу беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;

- в играх-драматизациях – упражняю детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.

- провожу игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок и др.);

- игры со счётными палочками «Изобрази героев сказки».

- беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;

- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?», «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза», «А если бы исчезли насекомые?» и др.

-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками).

Для развития речи детей, провожу работу с родителями : это консультации: «Что и как читать детям», «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»; личные беседы.

В группах действует передвижная выставка дидактических игр для речевого развития детей. А чтобы повысить интерес к художественной литературе, вызвать интерес к поэзии, создаю подборки стихов по временам года, к праздничным датам, весёлые стишки, которые заучиваем в свободное время. Что повлияло на повышение речи, знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой. Заметила изменения в поведении, общении друг с другом, со взрослыми.

Для более эффективного развития детей организована работа с социумом. С детьми постоянно посещаем городскую детскую библиотеку, после таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.

Тесно работаем с домом творчества, посещаем музей.

Данные формы работы помогают научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.

Вывод: Для обогащения и совершенствования детской речи стараюсь создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать

жизненный литературный опыт детей.

Поэтому я уделяю большое внимание воспитанию у детей любви к книге. Рекомендую родителям так же прививать любовь к книге через рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, чтобы впоследствии, когда ребенок научится сам читать, он делал это с любовью.

Публикации по теме:

Консультация из опыта работы «Развитие речи детей в повседневной жизни» Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше.

Доклад для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. «Литературе так же нужны талантливые читатели,.

Развитие креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой «Развитие у дошкольников креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой» Творческая деятельность человека.

Из опыта работы «Развитие музыкального творчества дошкольников. Музыкальное движение» Главная моя задача в развитии танцевального творчества - научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце.

Из опыта работы. «Развитие музыкального творчества дошкольников. Слушание музыки» Особое внимание в своей работе по развитию музыкально-творческих способностей, я уделяю важнейшему виду музыкальной деятельности слушанию.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературойРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой» Родительское собрание по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой" «Литературе так.

Описание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возрастаОписание опыта работы воспитателя в выразительности речи через театральную деятельность детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Гвоздевская Ольга Сергеевна МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 4», г. Уссурийска. «Мы не должны превозноситься.

Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой» Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой. «Литературе так же нужны талантливые читатели, как.

Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников (из опыта работы) "Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников". В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)
Опубликовано: 19 января 2018 в 16:24
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи и творчества детей через знакомство с художественной литературой (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Яковлева (УИ 1001955) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД