Получи документы

Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы

Эльвира Сафина
Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции

Тема: «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы»

Направление: речевое развитие

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: август

Срок реализации: 1 год

Публикация «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы» размещена в разделах

Актуальность темы

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.

Задачи:

1. Изучение методической литературы по данной теме

2. Развитие активного словаря

3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме

4. Изготовление папок-передвижек

5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи

6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, настольно-печатные дидактические игры, сборник консультаций) 7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

1. При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

2. Обогащение опыта по проблемной тематике.

3. Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Форма отчета по проделанной работе:

- наглядно-информационные материалы для родителей

- сделать консультацию для воспитателей по речевому воспитанию;

- изготовить дидактические игры, пособия, картотеку речевых игр в средней группе;

- составить конспекты занятий, развлечений;

- создание развивающей среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей, и программным задачам;

- создание лэпбуков по речевому развитию.

Этапы создания системы работы:

1. Теоретический этап -изучение учебно- методической литературы; изучить статьи в интернете

2. Практический этап – изучение опытов педагогов ДОУ; подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей; консультации, памятки для родителей; составить перспективный план работы с детьми и родителями. 3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)

Форма работы с детьми :

Групповая;

Подгрупповая;

Индивидуальная;

Методы и приемы работы с родителями и детьми :

Родители:

- сотрудничество через консультации,

- ZOOM конференция

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

- специальные занятия по развитию речи,

Дидактические игры на развитие словаря,

- дидактические игры на формирование грамматического строя речи,

- дидактические игры на развитие связной речи,

- дидактические игры на развитие монологической и диалогической речи.

Форма самообразования:

Индивидуальная

Изучение учебно- методической литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М. : Мозаика-синтез, 2014

2. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010

3. Ткаченко И. В. Играю -значит интересно живу/ И. В. Ткаченко, Н. А.

Богачкина. –М. : Дрофа, 2008 4. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.

Вентана-Граф-2012

5. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, консп. занятий, метод. рекомендации М. :ТЦ Сфера,2015. - 192 c. 6. Александрова О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.

7. Жукова Н. С. Развитие речи : в зоопарке / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2015. - 240 c.

8. Жукова Н. С. Развитие речи : мир вокруг тебя / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2016. - 320 c.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы
Опубликовано: 2 марта 2024 в 23:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД