Эльвира Сафина
Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции
Тема: «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы»
Направление: речевое развитие
Дата начала работы над темой: сентябрь
Окончание работы: август
Срок реализации: 1 год
Публикация «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Актуальность темы
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме
2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек
5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи
6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, настольно-печатные дидактические игры, сборник консультаций) 7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Ожидаемые результаты:
1. При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
2. Обогащение опыта по проблемной тематике.
3. Систематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
Форма отчета по проделанной работе:
- наглядно-информационные материалы для родителей
- сделать консультацию для воспитателей по речевому воспитанию;
- изготовить дидактические игры, пособия, картотеку речевых игр в средней группе;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей, и программным задачам;
- создание лэпбуков по речевому развитию.
Этапы создания системы работы:
1. Теоретический этап -изучение учебно- методической литературы; изучить статьи в интернете
2. Практический этап – изучение опытов педагогов ДОУ; подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей; консультации, памятки для родителей; составить перспективный план работы с детьми и родителями. 3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)
Форма работы с детьми :
Групповая;
Подгрупповая;
Индивидуальная;
Методы и приемы работы с родителями и детьми :
Родители:
- сотрудничество через консультации,
- ZOOM конференция
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
Дидактические игры на развитие словаря,
- дидактические игры на формирование грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической и диалогической речи.
Форма самообразования:
Индивидуальная
Изучение учебно- методической литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М. : Мозаика-синтез, 2014
2. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010
3. Ткаченко И. В. Играю -значит интересно живу/ И. В. Ткаченко, Н. А.
Богачкина. –М. : Дрофа, 2008 4. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.
Вентана-Граф-2012
5. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, консп. занятий, метод. рекомендации М. :ТЦ Сфера,2015. - 192 c. 6. Александрова О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / - М. : Эксмо, 2013. - 48 c.
7. Жукова Н. С. Развитие речи : в зоопарке / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2015. - 240 c.
8. Жукова Н. С. Развитие речи : мир вокруг тебя / Н. С. Жукова. - М. : Эксмо, 2016. - 320 c.