Приложение МААМ

Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста

Гульнара Галеева Раисовна
Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе ребенок развивается в полной мере, работают все основные центры головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая моторика руки, координация движений (слушаю, запоминаю, проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь).

Публикация «Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям. Стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок сможет повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке. Работа над освоением игры делится на несколько этапов:

– показ;

– объяснение;

– воспроизведение;

– закрепление.

Показывая игру в первый раз, нужно замедлить темп, чтобы дети могли, как следует рассмотреть движения взрослого и понять смысл игры. Затем нужно показать и объяснить, как правильно выполняется упражнение. На следующем этапе дети повторяют текст вместе с взрослым. Следует указать на допущенные ими ошибки и неточности, уделить внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции и настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию. Игру можно повторить на следующий день, добиваясь самостоятельного воспроизведения.

Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать в течение дня 5–7 игр, один раз, в неделю добавляя новую игру. Это даст ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в то же время не устать от них.

Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры? Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на укрепление различных групп мышц, уделите немного времени и мышцам руки. Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки. В-третьих, пальчиковые игры незаменимы на физкультминутках: они позволяют расслабить мышцы руки, дать им отдохнуть.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

Работа с пальчиковыми играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения.

Алгоритмы занятий пальчиковых игр в младшей группе

Тема: «Сорока-сорока».

Цель: активизировать движения пальцев рук, развивать речь. Побуждать проговаривать окончания строчки. Доставить удовольствие детям.

Оборудование: картинка с изображением сороки, или игрушка.

Методические приемы: Сюрпризный момент - воспитатель приносит игрушку или картинку. Воспитатель проводит беседу. Предлагает поиграть с пальчиками. Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки.

Действия сопровождаются словами:

Сорока–сорока кашу варила,

Деток кормила. (воспитатель загибает пальчики ребенка).

Этому дала – мизинец,

Этому дала – безымянный,

Этому дала – средний,

Этому дала – указательный,

Этому дала – большой.

Тема: «Ладушки – ладушки».

Цель: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь детей, мелкую моторику пальцев рук. Доставлять удовольствие детям.

Методические приемы: Воспитатель предлагает детям поиграть с ручками. Предложить испечь оладушки как бабушка. Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая детей к ответным действиям.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

Тема: «Этот пальчик - бабушка».

Цель: активизировать движения пальцев рук. Формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой. Активно развивать речевой запас слов.

Методические приемы: Воспитатель проводит беседу с детьми о семье. Предлагает детям поиграть с пальчиками. Воспитатель загибает и разгибает пальчики ребенка попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами. Повторить со всеми детьми.

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Тема: «Зайкины ушки».

Цель: развивать мелкую моторику рук. Побуждать ребенка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения стихотворного текста.

Оборудование: игрушка-зайка.

Методические приемы: Сюрпризный момент - в гости приходит зайка. Воспитатель вместе с детьми рассматривает зайку, какие у него длинные ушки. Воспитатель предлагает поиграть с нашими ручками. Пальчики зажаты в кулачке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихотворный текст.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Тема: «Как у нашего кота».

Цель: учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук. Повторить знакомую потешку, создать радостное настроение.

Оборудование: картинка кота или игрушечный кот.

Методические приемы: Дети рассматривают картинку кота. Обращают внимание на его шубку: - Шерсть мягкая, пушистая. Шубка очень хороша! (хоровое и индивидуальное высказывание). Дети вместе с воспитателем рассматривают усы «Удивительной красы». Отмечают, что «Глазки смелые, а зубки белые». Появляется игрушечный котик, он предлагает полюбоваться на его шкурку, усы, глазки. Просит детей рассказать о нем пальчиками, показать каждое слово стихотворения жестами. Воспитатель с детьми разучивают движения рук и пальчиков.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые. (После игры котик благодарит детей.)

Тема: «Светит солнышко в окошко» (рисование на крупе).

Пальчиковая гимнастика : «Солнце».

Цель: учить детей рисовать пальчиком руки на крупе. Продолжать закрепление формы (круглое). Что бывает еще такой формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Активизировать речь детей : Круглое, радостное, веселое.

Оборудование: поднос с крупой на каждого ребенка.

Методические приемы: Воспитатель предлагает детям посмотреть, как ярко светит солнышко. Спрашивает, какое оно? Круглое, желтое, яркое. Что еще бывает такой формы? Мячик, яблоко и т. д. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они будут рисовать солнышко, но не на бумаге, на крупе и не карандашами, а своими пальчиками. Воспитатель показывает, как правильно рисовать. После выполнения предлагает поиграть с ручками.

Пальчиковая гимнастика : «Солнышко».

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало. (ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть образуя «солнышко с лучами».

Тема: «Разноцветные крышки». Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Цель: учить детей строить постройки из крышек, закреплять цвет крышек. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, воображение, творческие способности.

Оборудование: крышки разного цвета, игрушка-кошка.

Методические приемы: Сюрпризный момент в гости приходит кошечка, она хочет поиграть с детьми.

Пальчиковая гимнастика : «Пальчики».

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает.

Третий в дом несет,

Четвертый высыпает.

Самый маленький – шалун

Все, все, все съедает. (Сгибать пальцы, по очереди, начиная с большого).

– Кошечке понравилось с нами играть, она хочет еще поиграть с разноцветными крышками. Дети с помощью воспитателя выкладывают из крышек разные постройки, закрепляя цвет. В конце занятия обыгрывают свои постройки. Повторить пальчиковую гимнастику : «Пальчики».

Пальчиковые игры

для детей младшей группы

«Детский сад»

В детском садике есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поиграем мы в игрушки

Будем все друзья, подружки! Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

«Моя Родина»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю

Всех я вас приветствую!

Раскрываем пальцы в разные стороны.

Поднимаем руки вверх.

Шевелим плавно кистями рук.

Прижали запястья и шевелим пальцами.

Хлопаем в ладоши.

«Овощи»

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год. Сжимаем и разжимаем пальцы

Загибают пальцы поочередно

Хлопают в ладоши

«Фрукты»

Мы делили апельсин

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

Левая рука в кулачке, правая её обхватывает

Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке

Встряхиваем обе кисти

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас.

Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

«Домашние птицы»

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

Показывают пальчики, играя ими.

«Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

«Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Вращают большим пальцем.

«Транспорт»

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз. Обеими руками «крутят руль» перед собой.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли. Загибаем пальчики по одному.

Имитируем лепку комков.

«Крошим» всеми пальчиками.

Правой ладошкой по левой.

Кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной.

Отряхиваем ладошки.

Движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку.

«Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок».

Эта сказка – «Колобок».

Эта сказка – «Репка» :

Про внучку, бабку, дедку.

«Волк и семеро козлят»

Этим сказкам каждый рад!

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

Показывают большой палец.

«Круглый год»

Круглый год, круглый год!

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим –

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.

«Насекомые»

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

Сжимают и разжимают пальцы.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Вращают мизинцем.

Прячут руки за спину.

«Солнечные зайчики»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку!

Скачут побегайчики,

Солнечные зайчики.

Мы зовем их – не идут!

Были тут и нет их тут! (Пальцы сжимаем и разжимаем как можно дальше друг от друга)

(Хлопаем)

(Фонарики)

(Пальцами «прыгаем» по коленям)

(Машем кистями рук – подзываем)

(Ладони в «замок» - поймали.

Открыли «замок»)

«Семья»

1, 2, 3, 4

Кто живет у нас в квартире?

1, 2, 3, 4, 5,

Всех могу пересчитать

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся наша семья! (хлопки в ладоши)

(повороты в стороны с подниманием плеч)

(хлопки в ладоши)

(указательным пальцем пересчитывают)

(загибают поочередно пальцы на руке)

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Роль дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2021 в 21:38
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль пальчиковых игр в развитии детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Галеева Раисовна (УИ 443690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД