Папки-передвижки

Организация интегрированных занятий по музыке и изобразительному искусству в детском саду

Зейналова Ильнара
Организация интегрированных занятий по музыке и изобразительному искусству в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Новые стандарты дошкольного образования объединяют музыкальную и изобразительную деятельность в единую образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция музыки и изобразительного искусства является естественным процессом, позволяющим визуализировать слуховые ощущения, тем самым способствуя закреплению в памяти музыкального образа.

Публикация «Организация интегрированных занятий по музыке и изобразительному искусству в детском саду» размещена в разделах

Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (не даром в музыке существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор её изобразительности, т. е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки. Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. Римский – Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит.

Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра. Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.

Цвето-звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.

Влияние синтеза искусств на развитие детей дошкольного возраста

Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».

Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.

Сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, семантическое родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и т. д. Процессуальность музыки, её развитие дети переживают как определённый сюжет.

В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. Развивающий метод введения ребенка в мир искусства основан на интеграции различных видов искусства, их взаимодополняемости, способности к синтезу. На занятиях музыкальное пространство, мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать музыкой. Музыка помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций и, усилив их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и оформляются в процессе рисования в конкретный образ. Ребенок неформально работает с цветом и линией, он ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств. Так рождается «цветовое» и «графическое» моделирование музыки, изобразительное воплощение музыкальных образов, создаваемых ребенком в плоскостных и объемных композициях разными техниками. Этот образ закрепляется в памяти ребенка, обогащая его чувственно-эмоциональный опыт. Интеграция произведений разных видов искусства предполагает принципиально иной подход в методах работы с художественным материалом.

Маленький ребенок постигает окружающий мир в действии и, рисуя на листе, он действует.

Посредством синтеза музыки и изобразительного искусства интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление. Интеграция дает возможность показать мир во всем многообразии с привлечением музыки, живописи, нетрадиционных техник изображения, что способствует эмоциональному развитию личности.

Организация работы с детьми

Рекомендации к проведению занятий.

Музыкальные произведения, рекомендованные для использования в рисовании, должны содержать элементы изобразительности (небольшая подсказка воображению). Это могут быть фрагменты из циклов «Времена года» А. Вивальди, П. И. Чайковского, из опер В. А. Моцарта, из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусогского; произведения для детей П. И. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Р. Шумана, К. Дебюсси.

В первую очередь дети должны просто внимательно прослушать произведение. Чаще всего во время слушания они бурно выражают свои эмоции, и в этом их не нужно останавливать. Это значит, что дети правильно определили характер исполняемого произведения. Далее мы переходим к анализу произведения. Задаем детям наводящие вопросы, обращаем их внимание на средства художественной выразительности.

Примерные вопросы:

Каким был характер музыки вначале, менялся ли он?

Отрывистые ли или протяжные, тихие или громкие звуки преобладали в музыке?

Были ли повторяющиеся части музыки?

Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому?

Какие настроения и переживания оно пробудило?

Теперь мы предлагаем детям отразить свои впечатления на бумаге. Это может быть рисунок карандашами, красками, аппликация, пластилинография и т. д. Для этого сначала нужно подумать, какой материал лучше выбрать. Можно сочетать разные техники изобразительного искусства: акварельная живопись, гуашь, карандаши, восковые мелки, граттаж, изонить, штампы, украшать рисунок солью, крупой, блестками, ватой. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может просто орнамент или цветовая композиция. Это не важно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему блестящий звук трубы, бархатные вздохи виолончели, нежные переливы флейты.

Естественно, во время всего процесса снова звучит та же музыка. Затем мы просим каждого ребенка рассказать, почему именно эта картинка подходит для данной музыки. Стремясь научить ребенка правильно определять характер и настроение музыки, мы развиваем у него и другие немаловажные качества, такие, как память, мышление, разговорная речь.

Ориентируясь на календарно-тематический план, мы включали интегрированные занятия в образовательный процесс.

Примеры интегрированных занятий:

«Лебедь» для детей второй группы раннего возраста

Музыкальное сопровождение – К. Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных».

Занятие начинается пальчиковой гимнастики, в ходе которой дети закрепляют названия пальцев. Далее педагог предлагает воспитанникам превратить руки в крылья птиц, затем изобразить лебедя, плывущего по волнам. В это момент педагог включает аудиозапись «Лебедь» К. Сен-Санса и вместе с детьми импровизирует под музыку. Затем предлагает воспитанникам изобразить лебедя нетрадиционным способом – оттиск ладони на бумаге.

Нужно толстой кистью плотно покрыть ладонь белой краской или обмакнуть ладонь в ванночку с белой краской, осторожно стряхнуть лишние капли, раскрыть ладонь так, чтобы получилась фигура «птица» и отпечатать ее изображение на листе цветной бумаге. Воспитатель демонстрирует способ отпечатывания, помогает детям правильно выполнить работу, вымыть руки. Затем дети кисточками дорисовывают лебедю глаза, клюв, волны.

«Цыплята» для детей младшего дошкольного возраста

Музыкально сопровождение – «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского в оркестровой обработке М. Равеля.

К детям в гости приходит Цыпленок, и показывает, как он умеет танцевать под музыку. Педагог предлагает детям присоединиться к веселому танцу, обращая внимание на смену характера музыки в средней части произведения. После повторного прослушивания мы переходим к практической части – рисование цыплят методом тычкования по контуру сухой кистью или ватным палочками. Это музыкальное произведение вызывает у детей бурный восторг, «прыгучесть» мелодии заставляет детей пищать как цыплята, подскакивать на стульях даже во время рисования. Также и «прыгает» кисть на бумаге (ватная палочка, закрепляя навыки рисования тычком вместе с закреплением понятий круг, цвет. Затем тонкой кистью педагог помогает детям дорисовать детали: клюв, лапки, глаза.

«На дне морском» для детей среднего дошкольного возраста.

В процессе подготовки к этому занятию дети знакомятся с русским народным музыкальным инструментом – гусли, пробуют играть на них. Прослушиванию музыки предшествует рассказ о музыканте Садко, затем дети слушают увертюры из оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, педагог обращает внимание на то, как композитор сумел изобразить волны, переливы, брызги. Затем дети отправляются в путешествие на морское дно. Что же нас там ждет? Звучит «Аквариум» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, педагог показывает изображения морского дна, обращает внимание на пестрых рыб, кораллы, ракушки, на то, что в музыке можно представить, как блестит рыбья чешуя, как двигаются морские обитатели в воде. Затем педагог предлагает детям сделать аппликацию из бумаги или пластилина. Дети вырезают из бумаги рыб различных форм, морские звезды, водоросли. Педагог предлагает дополнить картину блестками, пайетками, цветным песком, камнями, ракушками и т. д. По окончании занятия педагог предлагает детям превратиться в рыб: музыкально-ритмическая импровизация «Золотые рыбки» под музыку «Аквариум» К. Сен-Санса.

«Шмель» для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальное сопровождение – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова.

Педагог предлагает детям вспомнить содержание «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, момент превращения князя Гвидона в шмеля. Представить его полет над морем. Далее воспитанники слушают фрагмент произведения «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского Корсакова. Педагог помогает детям определить характер музыки, какие музыкальные инструменты звучат. Практическую часть предлагается провести в двух техниках:

1. Скатывания бумаги. Используются комочки из салфеток, выложить рисунок, передавая форму тела, крыльев, головы.

2. Аппликация. Используются квадраты из креповой бумаги 2х2см. При помощи карандаша они приклеиваются на бумагу углами наружу, в результате чего шмель получается мохнатым.

Крылья получаются путем складывания краев длинной полоски белой креповой бумаги к середине и приклеивания к туловищу шмеля.

«Морозные узоры» для детей подготовительной к школе группы.

Музыкальное сопровождение – «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

В ходе вступительной беседы педагог подводит детей к выводу, что мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца.

Педагог предлагает детям пофантазировать под музыку. Музыкальная импровизация с морозными веточками под музыку «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Педагог обращает внимание на таинственность музыки, на то, какими средствами выразительности композитор добивается хрупкости звучания и ощущения волшебства. Затем педагог предлагает детям самим выбрать материал для изображения морозных узоров на бумаге. Рисование манной крупой и мукой делается по типу солевого рисования. На листе цветной бумаги темного оттенка клеящим карандашом наносится рисунок «морозного узора», затем сверху засыпается разными материалами. Частички соли или манной крупы прилипают к клею и образуют «морозные узоры. Восковыми мелками дети рисуют узоры на белом листе бумаги, затем красками темных цветов закрашивают лист полностью. Некоторые дети просто рисуют кисточкой на темной цветной бумаге причудливые узоры.

Рисование абстрактных изображений.

Абстрактное мышление формируется в возрасте семи лет. Именно в этом период дети больше всего любят рисовать, фантазировать, сочинять разные истории. В подготовительной к школе группе (6-7 лет) после прослушивания фрагмента «Арабески» К. Дебюсси, мы предложили детям самостоятельно выбрать цвета для картины и способ изображения. Картины получились самые разные: кто-то рисовал кисточками оранжево-желтые круги и спирали, некоторые дети рисовали пальцами розово-фиолетовые волны широкой реки.

Результат работы

В результате организации данной образовательной деятельности детей мы пришли к выводу, что, интеграция музыкальной и изобразительной деятельности позволяет ребенку не только глубже понять и осмыслить музыкальное произведение, она также способствует развитию его творческой фантазии и ассоциативного мышления и воображения. Синтез музыки и изобразительного искусства стимулирует интерес детей к искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления, воплощению индивидуальных ощущений. Визуализация услышанных впечатлений, обыгранная художественными средствами, рождает живописный образ музыки на бумаге, позволяет «увидеть музыку». Это образ естественно закрепляется в памяти ребенка, обогащает его чувственно-эмоциональный опыт. Так, музыкальное пространство перестает быть непонятным и недосягаемым, оно становится видимым и осязаемым.

Публикации по теме:

Конспект НОД по изобразительному искусству «Подснежники» (младшая группа)Конспект НОД по изобразительному искусству «Подснежники» (младшая группа) Цели:• Учить рисовать букет подснежников, передавая нежность и красоту этих цветов. • Закрепить знание приема рисование примакиванием, умения.

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя»Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя» Цель:расширение знания детей о видах архитектуры Задачи:учить изображать постройки (замки) по представлению, передавая пропорции объекта.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Макет карточек-заданий по изобразительному искусству в 6 классе «Закат солнца»Макет карточек-заданий по изобразительному искусству в 6 классе «Закат солнца» МАКЕТ КАРТОЧЕК – ЗАДАНИЙ[/b] По предмету «Изобразительное искусство» (для учителя) Вид занятий: тематическое рисование. Тема урока: Закат.

Мастер-класс по изобразительному искусству «Кремль»Мастер-класс по изобразительному искусству «Кремль» Здравствуйте, уважаемые коллеги. На тематической неделе, посвященной Москве, мы с ребятами слушали песни о любимой столице, рассказывали.

План урока по изобразительному искусству в 4 классе «Рисуем Гжель»План урока по изобразительному искусству в 4 классе «Рисуем Гжель» Цель и задачи урока: закрепление знаний о народном искусстве, воспитывание умения планировать творческую работу, упражнять в приёмах рисования.

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие.

Спецификация итоговой контрольной работы по изобразительному искусству в 4 классе Спецификация итоговой контрольной работы по изобразительному искусству для учащихся 4 классов начальной школы Назначение контрольной работы.

Урок по изобразительному искусству в 1 классе «Узоры на крыльях» Урок по изобразительному искусству в 1а классе. Тема: «Узоры на крыльях» Учитель: Соболева С. Н. Цели: познакомить с различными узорами.

Фотоотчет об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по изобразительному искусствуФотоотчет об интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» по изобразительному искусству Добрый всем вечер) Недавно в нашем замечательном детском саду " Рябинка" № 10 в старшей группе " Сударушка" проводилась игра " Что, где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация интегрированных занятий по музыке и изобразительному искусству в детском саду
Опубликовано: 26 августа 2022 в 10:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация интегрированных занятий по музыке и изобразительному искусству в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Зейналова Ильнара (УИ 754285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД