Наталья Корнева
«Считаем со сказкой». Составительская программа для детей 5–7 лет
Актуальность.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках непосредственно образовательной деятельности сделаны акценты на то, как можно помочь ребенку усвоить математический материал в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа. Весь материал программы основан на включение сюжетов сказок в организацию воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
Публикация «„Считаем со сказкой“, Составительская программа для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Такая организация непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности детей способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, происходит отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов организации воспитательно-образовательного процесса, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Проанализировав методическую литературу по проблеме влияния сказки на математические представления детей старшего возраста, мною была разработана программа «Считаем со сказкой».
Методы работы:
- Словесный (рассказ воспитателя, объяснение, указание, вопрос, чтение художественных произведений, беседы);
- Наглядный метод (показ и рассматривание предметных и сюжетных картинок, показ воспитателя и детей, игры и упражнения).
- Практические методы (подобрать пару, выяснить каких предметов больше и др.)
- Проблемно – поисковый (проблемные ситуации, на «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей).
Вместе с этим на занятиях используются разные виды театра: настольные (деревянные, бумажные, театр на фланелеграфе, кукольный театр, в качестве героев выступают сами дети.
На занятиях по математике с использованием сказки её сюжет или герои являются частью занятия, сюрпризным моментом или все занятие строится на сказке. А также математические задачки удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.
Приемы:
- Сказки, уже со знакомым детям сюжетом.
- Пальчиковые гимнастики с использованием сказочных персонажей или сказочным сюжетом в начале занятия.
- Физкультминутки, которые подходят под тематику занятий.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный момент, логическая разминка, сюрпризный момент;
- Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала;
- Физминутка, пальчиковая гимнастика;
- Закрепление нового материала;
- Развивающая игра, рисование, шнуровка;
- Итог.
Вывод. Сказка является эффективным средством формирования количественного и порядкового счета детей старшего дошкольного возраста. Так как дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми. Они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать этим героям. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко.
Конспекты непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей старшей и подготовительной группы.
Сказка «Федорино горе» (ст. гр.)
Задачи.
Познакомить с понятием «множество», учить составлять множество из разных по качеству элементов, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частью.
Ход.
1. Организационный момент.
Пришла бабушка Федора, просит помочь прибрать посуду.
2. Д/упр. «Найди множества» (тарелки, чашки и т. д.)
3. Физминутка «Вот большой стеклянный чайник»
4. Д\упр. «Чего больше» (Сколько тарелок? Сколько чашек? Что можно сказать о количестве)
5. Пальчиковая гимнастика «Посуда»
6. Игра «Что разбилось»
7. Итог.
Сказка «Колобок» (ст. и подг. гр.)
Задачи.
1. Упражнять в делении множества на части и объединении его частей.
2. Упражнять в навыках количественного и порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?»
3. Учить правильно использовать знаки «<», «>».
4. Познакомить с цифрой 7.
5. Познакомить с составом числа 7 из единиц.
Ход.
1. Сегодня мы отправляемся в сказку, угадайте в какую:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
Круглый бок, румяный бок
Живет в сказке … (Колобок)
2. Упражнение «Какой по счету»
Каких животных повстречал Колобок в лесу?
Кого первым? (Зайца)
Кого вторым? Волка.
Кого третьим? Медведя.
Кого четвертым? Лису.
Сколько всего животных?
3. Упр. «Составь число 7 из единиц»
Назовите всех героев (Один дед, одна бабка, один заяц и т. д.)
Какое число мы составили? 7
Как мы составили число 7? Из единиц
Какой цифрой можно обозначить число 7? Найдите цифру 7 в числовом ряду.
На что похожа цифра 7?
«Семь – коса и кочерга
И обычная нога»
4. Физ. минутка «Колобок»
Колобок, колобок,
Колобок – румяный бок. (дети на корточках идут по кругу)
По дорожке покатился
И назад не воротился. (на носочках бегут друг за другом)
Встретил Мишку, Волка, Зайку – (изображают животных)
Всем сыграл на балалайке. (игру на балалайке)
У лисы спел на носу - (танцуют)
Больше нет его в лесу. (разводят руки в стороны)
5. Упражнение «Раздели героев на группы»
На какие группы можно поделить всех животных? (Люди - баба с дедом; дикие животные – заяц, волк, медведь, лиса; мучное изделие – колобок)
6. Упражнение «Расставь знаки»
Сравни кого больше, меньше и поставь соответствующий знак: людей или животных; животных или колобков; людей или колобков.
7. Итог
Сказка «Белоснежка и семь гномов»(подг. гр.)
Задачи.
1. Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа.
2. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10
3. Познакомить детей с образованием чисел второго десятка в пределах 15
Ход.
1. Отгадай название сказки. Загадка.
2. Игр. Упр. «Посчитай гномиков»
На доске картинки с изображением 7 гномов в одинаковых шапочках.
Сколько всего гномов? Какого цвета у них шапочки?
Белоснежка хочет поиграть с гномиками: дети закрывают глаза, а в это время воспитатель надевает последнему гномику шапочку другого цвета.
Дети открывают глаза и отвечают на вопросы: «Сколько всего гномов? Сколько шапочек какого цвета? (6 синих и 1 красная) Сколько всего шапочек? Как мы составили число семь?» (шесть и один)
На доске выставляем карточки с цифрами 6 и 1.
Так же рассматриваем другие варианты образования числа 7 (5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6)
3. Физ. минутка «Гномики»
4. Упражнение «Соберём орешки для белочки»
Белоснежка предлагает подумать, как разложить 7 орешков в две корзинки.
Дети выполняют задание и рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 7 на два меньших.
5. Упражнение «Соберём хворост для камина»
Поможем гномам собрать хворост для камина.
Дети отсчитывают 10 счетных палочек и перевязывают их резинкой. Получился пучок из 10 палочек.
Сколько пучков? 1
Сколько палочек в пучке? 10
Один пучок – один десяток
Дети добавляют ещё по одной палочке. Называем новое число
6. Итог
Сказка «Репка»(ст. гр.)
Задачи.
1. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10
2. Упражнять в делении множества на части и объединении его частей.
3. Закреплять навыки порядкового счета.
4. Учить составлять число 6 из единиц
Ход.
1. Загадка.
Дед весной её сажал,
Да всё лето поливал.
Выросла на славу крепка
В огороде этом …. (репка)
2. Упражнение «Какой по счёту»
Рассказываем сказку, по ходу появляются герои сказки.
Кто первым тянет репку? Дед
Кто вторым? Бабка и т. д.
Сколько всего героев тянут репку? 6
Как получилось число 6? (Каждый раз приходило по одному герою)
Сколько героев останется, если каждый раз мы будем убирать по одному герою? (дети считают в обратном порядке)
3. Цифра 6
Какой цифрой можно обозначить число 6 (Находим цифру в числовом ряду)
На что она похожа?
«Шесть похожа на замок и крутой бараний рог,
На прыжок гимнаста «сальто»
И на завитушку альто.
4. Физ. минутка «Репка»
5. Упражнение «Подели на группы»
На какие группы можно разделить всех героев сказки? (люди; животные; овощи)
Сколько всего героев? Сколько животных?
Чего больше? Чего меньше?
Аналогично сравниваем животных и всех героев.
6. Расставь знаки больше, меньше
7. Итог.