Надежда Шадрина
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ситуация успеха как условие организации
образовательной деятельности дошкольников».
Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем, как важно для воспитанников создать ситуацию успеха.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами задачу - создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Публикация «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
Одна из задач социального развития:
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.
В каждом ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно – открыто или скрыто – проявляет негативизм, непослушание и т. п.
Константин Дмитриевич Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению.
Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что дошкольное заведение должно стать детским садом радости.
Доктор педагогических наук Август Соломонович Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку.
Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок будет испытывать уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Что же такое, ситуация успеха
Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось:
СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают успех;
УСПЕХ - это результат подобной ситуации
Успех с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, либо совпал с ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха– это сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуации успеха можно создавать во всех видах детской деятельности. И в театральной, познавательной, изобразительной, игровой деятельности.
Педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.
У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. У ребенка с положительной самооценкой отсутствует страх взаимодействия с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно он более уверенно принимает решение. Такие дети свободно и спокойно выражают собственную точку зрения, говорит о своих желаниях и чувствах.
Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время отличается от других людей. Эти различия зависят от пола, возраста, особенностей внешности, национальной принадлежности и т. д.
Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с людьми, необходимо создавать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Каждый ребенок должен знать, что, хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому мы, педагоги, постоянно поддерживаем каждого ребенка в различных ситуациях и помогаем ему поверить в свои силы.
Чтобы создать ситуацию успеха мы вместе с детьми обсуждаем тот или иной выбор каждого ребенка в разных сложившихся ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.
Высокая самооценка малыша подкрепляется успешностью на занятиях, популярностью среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давая понять, что для меня - педагога он важен и значим.
Этому способствуют созданные условия в предметно-развивающей среде: портфолио на каждого ребенка, экран «Добрых дел» стимулирующая желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
Для обеспечения каждому ребенку спокойных и дружеских отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных отношений между всеми детьми и уверенности в искреннем, личном расположении друг к другу в группе создан свой стиль жизни. Традиционными стали: «Утренние встречи», с использованием коммуникативных игр, групповые праздники, подведение итогов дня, коллективное обсуждение проблем.
ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка.
Участие в конкурсах, групповые праздники, Дни здоровья, спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, углубляют позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствуют самосовершенствованию.
Деятельность воспитателей для создания ситуации успеха строится на основе следующих принципов:
Слайд 7.
• Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
• Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Современная жизнь требует от личности быстрой адаптации к преобразованиям, быть активным, не уходить от трудностей, уметь ставить перед собой цели и стремиться их достигать. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют положительную самооценку, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.