Получи документы

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

Юлия Филатова
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД

(МБОУ «ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НШДС»)

Консультация на тему:

«Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: ст. воспитатель Филатова Ю. Г.

Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

«Сказка - ложь, да в ней намек …». Известная пословица, и очень мудрая. Ложь - это волшебство, намек - это мудрость, которую необходимо понять. Волшебная сказочная ситуация - идеальный способ воздействия на ребенка, на раскрытие и становление его личности.

Можно потратить не один десяток слов, объясняя, что нельзя драться, жадничать, обманывать, хвастаться и малыш вас не поймет и не услышит. Но, рассказывая сказку, напрямую или косвенно, затрагивающую любой из этих нравственных критериев, можно добиться прекрасных результатов.

Сказка - это особенный вид литературного произведения, очень важный элемент культуры каждого народа. Являясь одним из жанров фольклора, сказка представляет собой «главный источник знаний о принципах воспитания сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно - мифологических основах.

Сказка содержит в себе сюжеты, темы, персонажи, которые характерны для определенного народа. В ней отражается весь исторический и культурный опыт данного этноса. В связи с этим можно говорить о том, что сказка обладает огромным социальным и нравственно - педагогическим потенциалом.

С социально - педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции: социализации, креативную, голографическую, развивающее - терапевтическую, культурно - этническую, лексико - образную.

Тем самым, сказка является основой эстетического воспитания дошкольника. Она обладает огромным потенциалом для формирования духовно - нравственных ценностей личности.

Целями использования сказки в воспитательно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста являются :

- развитие познавательной активности; формирование творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качеству личности;

- формирование активной, социально - компетентной личности;

- формирование физического интеллекта.

В ДОУ возможно применение различных форм организации работы со сказками : беседы о сюжете сказки, о чувствах и поступках главных героев, пересказ, инсценировки, рассматривание картинок и самостоятельное иллюстрирование, игры и другие.

Использование сказки в работе с дошкольниками помогает сформировать навыки, которые впоследствии будут являться основой для последующего обучения: слуховая сосредоточенность, навык слушания чтения книги, речевые навыки.

На мой взгляд, такой подход к данному вопросу является традиционным. Сказка в артпедагогике - это инструмент, который помогает сформировать духовно развитую личность, создает предпосылки для саморазвития и самовыражения личности.

В последние годы очень широкое распространение получило направление практической психологии - сказкотерапии.

Термин «сказкотерапия» в современной науке имеет широкое значение: от коррекционной технологии до способа передачи знаний о жизни. Не смотря на свои психологические корни, она активно используется в процессе обучения и воспитания дошкольников, поскольку:

- даёт общий язык для взрослого, работающего с ребёнком, и сближает их;

- более информативно, чем обычная речь, содержит символы, метафоры, аналогии;

- способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте (педагоге, понимании и работу на уровне интуиции;

- несёт свободу, способствует принятию решений.

Сказкотерапия - это важная методика, которую надо использовать в дошкольных учреждениях. Это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребенка - дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия дети увеличивают словарный запас, расширяют образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче и разнообразнее.

Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий - научить ребенка справляться со своими страхами.

В то же время, переживая во время сказки, ребенок дает выход своим собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни. Так как понимает, что это «понарошку». Даже после прослушивания сказки, ребенок продолжает фантазировать и на прогулке, и перед сном - в любую свободную минуту.

Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка для усиления воспитательного эффекта, на подсознательные установки с сознательные идеалы личности, а через них - на поведение и деятельность. Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к их восприятию: чтение литературного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и т. д. именно такой подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния, способствующего реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

Можно выделить важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии :

- познавательная деятельность, в результате которой ребёнок познает объективную действительность, взаимосвязи между личностью и обществом;

- созидательную деятельность, ребёнок создает что-то новое в авторском замысле;

- оценочная деятельность, ребёнок в своих работах выражает собственное отношение к нему;

- коммуникативная деятельность, прямое и косвенное общение автора с реципиентом.

В методике сказкотерапии принято выделять 5 видов сказок :

- Художественные (авторские, народные);

- дидактические;

- психотерапевтические;

- психокоррекционные;

- медиативные.

По - моему мнению, сказкотерапия обладает огромным практическим потенциалом. Данное направление психолого-педагогической науки позволяет решать более конкретные задачи:

- улучшение социально-эмоционального состояния детей;

- адаптация ребёнка а ДОУ;

- формирование эмоциональной отзывчивости;

- приобретение коммуникативных навыков;

- налаживание отношений в группе;

- решение проблем каждого ребенка (страхи, агрессия, тревога) и другие.

Можно сказать, что сказкотерапия - это более целенаправленная работа со сказками. Она оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности дошкольника. Поэтому использование сказкотерапии может представлять не только теоретический, но и практический интерес.

Подводя итог сказанному, можно заметить, что термин сказка у нас рассматривался в 2-х плоскостях. С одной стороны использование сказки в работе с дошкольниками - это традиционная форма обучения и воспитания в ДОУ. Это народная мудрость, адаптированная для восприятия ребенком дошкольного возраста. Сказка, обладая огромной исторической и культурной ценностью, является компонентом формирования современной духовно - нравственной личности.

А с другой стороны, сказка - это инновационный, универсальный инструмент, позволяющий сформировать не только духовно - развитую личность, обладающую эстетической культурой, личность, социально адаптированную, психологически устойчивую, обладающей упорядоченной системой ценностей, имеющую в своем сознании четкую картину мира, обладающую внутренней и внешней гармонией.

Публикации по теме:

Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста «Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтель.

Педагогические приёмы в работе с детьми дошкольного возраста В работе с детьми, в первую очередь, ценю индивидуальность каждого ребенка, ищу подходы к нему, пробуя те или иные педагогические приемы.

Использование мозартики в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы муниципального района.

Использование сенсорных материалов в работе с детьми дошкольного возраста Я являюсь учителем-логопедом в детском саду компенсирующей направленности для детей с ЗПР. И в данной статье хотела бы обобщить свой опыт.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста АКТУАЛЬНОСТЬ Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми» Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать (В. А. Сухомлинский).

Сказкотерапия как форма работы с детьми дошкольного возраста и родителями по формированию психологической безопасности В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже.

Сказкотерапия на интерактивной песочнице с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста по РНС сказке «Зайюшкина избушка» Цель: Цель: коррекция агрессивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения. Обучающие: учить.

Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста Развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это и любовь.

ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста «Духовная жизнь вашего ребёнка полноценна тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 21:00
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД