Лучший педагог года

Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста

Буторина Ирина Владимировна
Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста

«Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста»

Аннотация: В статье представлен практический опыт по развитию связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через сочинение сказок с помощью модели «Системный оператор».

Ключевые слова: развитие речи, словесное творчество, сочинение сказок.

Публикация «Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Самым сложным является формирование способностей к словесному творчеству. В. А. Сухомлинский считал, что словесное творчество должно занимать первое место в жизни ребёнка.

Дошкольный возраст характеризуется умением придумывать, фантазировать, сочинять. Одним из приемов развития творческого рассказывания является сказка. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к изменению окружающего, его творческому, созидательному преобразованию.

В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и характеры, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя. Любая сказка ориентирована на социально - педагогический эффект: она является мощным средством для развития творческих способностей, мыслительных операций, раскрывает богатство чувств ребенка, побуждает к деятельности, способствует обогащению и развитию связной речи.

Основными образовательными программами дошкольного образования предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это беседа по содержанию сказок, их пересказ и составление новых сказок на основе изменения известных.

Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.

Разработанные в ТРИЗ-технологии модели оставления сказок (авторы Сидорчук Т. А. и Хоменко Н. Н.) позволяют ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепоститься, устраняет боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали модель составления сказки описательного типа с помощью метода «Системного оператора» (для детей - «Чудесный экран») :

Место, где герой проявлял свои черты характера в детстве Место, где осуществляет герой свое дело Место, преобразованное с помощью героя-помощника

Герой в детстве Герой и его главное дело Герой в будущем, который с помощью второго героя

смог изменить внешние обстоятельства и измениться сам

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела Измененные черты характера, качества личности и приобретенные умения героя при взаимодействии с окружением

Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (о прошлом и будущем знакомого сказочного героя, который обладал отрицательными чертами характера, но в итоге с помощью второго героя смог преобразовать окружающее пространство и тем самым изменить свои черты характера в положительную сторону).

Базовый алгоритм:

1. Выбор героя (Баба Яга).

2. Выбор его главного свойства (коварство).

3. Описание внешнего вида и свойств героя (внешность бабы Яги и ее мысли).

4. Описание места обитания или функционирования героя (устройство избушки на курьих ножках в угрюмом темном лесу).

5. «Заглянуть» в прошлое героя с целью разобраться, по каким причинам герой стал таким (девочка Яга, ее поведение и поступки в детском садике и школе, из - за которых она осталась одна).

6. «Заглянуть» в будущее с целью изменения в положительную сторону свойств героя (избушку Бабы Яги отремонтировали, посадили вокруг сад с цветниками, помыли и почистили дом и саму Бабу Ягу).

7. Придумать название сказки. Продуктивная деятельность по итогам сочинения.

Сказки мы сочиняли с детьми коллективно. Героями наших сказок стали Баба Яга, Водяной, Кощей бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Соловей – разбойник. Придуманные сказки записывали, затем совместно с детьми оформляли иллюстрированные книги. В нашей группе создана целая библиотека авторских детских книг, каждая из которых неповторимо оформлена. Сказки предлагаем прочитать родителям, детям и педагогам других групп.

Результаты работы:

У детей сформировались умения:

- устанавливать причинно - следственные связи в сказках,

- составлять новый текст сказки на основе известных, меняя по собственному выбору свойства героев, место разворота событий и другие показатели,

- разыгрывать сюжеты знакомых и новых сказок,

- речь детей обогатилась сравнениями, эпитетами, образными выражениями,

- дети эмоционально передают содержание сказки, с удовольствием участвуют в совместной творческой продуктивной (речевой и изобразительной) деятельности, причем у каждого ребенка есть своё оригинальное решение проблем сказочного героя, путей его преобразования и совершенствования.

Список литературы:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - Москва, 2005.

2. Сидорчук Т. А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. - Ульяновск, 2014.

3. Сидорчук Т. А., Байрамова Э. Э. Технология развития связной речи дошкольников. - Ульяновск, 2015.

4. Танникова Е. Б. Формирование речевого творчества у дошкольников. - Москва, 2008.

Публикации по теме:

«Педагогическая находка». Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир сказок» с использован ИКТ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Ключи - Булак «Педагогическая находка». Конспект.

Беседа по энергосбережению с детьми старшего дошкольного возраста Воспитатель (В.). Дети, в детском саду нас окружает множество вещей, мы к ним так привыкли, что почти не замечаем. Если посмотреть внимательно.

Играем с детьми старшего дошкольного возраста Играем с детьми старшего возраста Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь.

Игровое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Домик для сказок» Игровое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Домик для сказок» Автор: Барабанова Светлана Евгеньевна, педагог-психолог,.

Сценарий викторины по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Знатоки сказок» Цель:развивать и совершенствовать речевые навыки детей с ОНР на материале русских народных сказок. Задачи: 1) «Речевое развитие»: - Активизировать.

Квест-игра для старшего дошкольного возраста «По следам русских народных сказок» Квест – игра для детей старшего дошкольного возраста «По следам русских народных сказок»Образовательная область:речевое развитие. Интеграция:.

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок» «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок» План самообразования воспитателя Алексеевой.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок» Хочу представить вашему вниманию нашу работу по знакомству детей со сказками Скандинавских авторов, проходящую в рамках районного конкурса.

Сочинение стихов детьми старшего дошкольного возраста как вид творческого рассказывания. Выступление на педсовете ДОУ Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности,.

Спортивный досуг для старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп сказок» Цель: оздоравливать детский организм с помощью игр и упражнений. Задачи: ОО «Физическое развитие» 1. Развивать координацию движений, ловкость,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сочинение сказок описательного типа с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 ноября 2018 в 11:09
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД