Папки-передвижки

Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами

Резник Дарья Николаевна
Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами
▼ Скачать + Заказать документы

Предлагаемая методика логоритмического исследования психомоторики и музыкально-ритмических способностей у детей 5-6 лет, страдающих церебральными параличами, является фрагментом комплексного динамического логопедического исследования речи. При разработке приемов и методов логоритмического исследования использовались материалы, опубликованные в работах Г. А. Волковой Л. С. Волковой, Л. А. Даниловой и И. А. Смирновой, В. К. Тарасовой и других авторов.

Публикация «Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами» размещена в разделах

Результаты логоритмического исследования детей с церебральными параличами могут быть использованы для уточнения логопедического диагноза, а также для разработки дифференцированных коррекционных программ логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральными параличами на основе выявленных нарушений психомоторики, музыкально-ритмических способностей и речи и для оценки эффективности комплексной логопедической реабилитации.

Предлагаемое исследование психомоторики и музыкально-ритмических способностей позволяет определить:

— тяжесть и распространенность нарушений указанных функций;

— дефицитарные функции и ведущий фактор, препятствующийвыполнению заданий;

— наиболее сохранное звено психомоторных функций и музыкально-ритмических способностей;

— виды помощи педагога при выполнении заданий ребенком,

например, упрощение кинестетической основы действия, подключение дополнительной зрительно-пространственной или слуховой опоры, организация задания в форму игры, положительное эмоциональное подкрепление;

— потенциальные способности испытуемого и прогноз дальнейшей динамики его развития.

Интерпретация данных логоритмического исследования осуществлялась на основе качественного анализа выполнения заданий и количественной оценки тестируемых функций по разработанной пятибалльной шкале оценок:

5 баллов — задание выполняется правильно, навыки автоматизированы;

4 балла — задание выполняется правильно, но замедленно, при этом ребенок самостоятельно находит средства коррекции;

3 балла — задание выполняется вначале правильно, но при истощении нестойкого навыка возникают ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоциональным подкреплением; " .

2 балла — выполнение задания значительно ограничено, наличие выраженных расстройств (персеверации, эхопраксии, стойкие синкинезии, утрата программы действия, обязательная массивная дифференцированная помощь педагога; поэтапное формирование действия приводит к нестойкой коррекции ошибок;

1 балл — выполнение задания недоступно.

Интерпретация данных логоритмического исследования осуществляется на основании анализа протокольных записей обследования и построения индивидуальных «профилей» состояния психомоторных функций и музыкально-ритмических способностей.

Исследование психомоторных функций

1. Исследование элементарных компонентов движения.

Приемы: предложить ребенку пожать руку педагогу, пройтись по

кабинету, в положении сидя повернуть туловище вправо, влево.

Отметить наличие или отсутствие движения; выполнение движения по словесной инструкции, по подражанию педагогу, с активной помощью педагога, анализ силы, точности, быстроты и координированности движений.

2. Выявление синкинезий.

Прием: проба Заззо (кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом; затем педагог, поочередно прикасаясь к каждому пальцу, просит поднять его).

Отметить односторонние, перекрестные (на второй руке, двухсторонние (на обеих руках) синкинезий.

3. Исследование пространственной организации движения.

Приемы: ходьба по кругу, в обратном направлении, через круг

(по подражанию, затем по инструкции); пробы Хэда: педагог, сидя напротив ребенка, поднимая свою левую руку, просит испытуемого также поднять левую руку.

Отметить ошибки в пространственной координации.

4. Исследование статической координации движений.

Прием: стоять на правой, затем на левой ноге 5 секунд, руки вперед.

Отметить, свободно или с напряжением удерживает позу, балансирует, падает, отказывается выполнять задание.

5. Исследование динамической координации движений.

Приемы: выполнить три приседания; в положении сидя поднять

руки через стороны вверх, опустить их вниз.

Отметить темп, плавность, технику выполнения.

6. Исследование произвольного торможения движений.

Приемы: маршировать или хлопать в ладоши и останавливаться по внезапному сигналу.

Отметить: точность выполнения, переключаемость.

7. Исследование двигательной памяти.

Прием: повторить за педагогом три движения (руки вперед, вверх, вниз) за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного». Отметить качество, правильность, самоконтроль.

8. Исследование внимания.

Прием: выполнить одновременно два движения правой рукой (в

сторону, вверх) и одно движение левой (вперед).

Отметить распределение внимания, единовременность выполнения, точность, плавность.

9. Выполнение двигательных программ.

Прием: «Я покажу тебе палец, ты мне — кулак, и наоборот». Отметить нарушения регуляции произвольного действия.

10. Исследование соматосенсорного и оптико-пространственного

гнозиса.

Приемы: проба на локализацию прикосновения на руках, на лице; перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами; речевая проба Хеда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Укажи рукой направление левое, правое, переднее, заднее, нижнее, верхнее».

Отметить точность выполнения, знание правых и левых частей тела.

Исследование произвольной моторики рук.

Приемы: по подражанию и по словесной инструкции выполнить правой, левой, затем обеими руками под счет педагога: пальцы сжать в кулак — разжать (5-6 раз); игра «Здравствуй, пальчик»; пробы на «праксис позы» : вытягивание 2 и 3 пальцев — «Сделай зайчика», поза «2-5»«Сделай козу рогатую», соедини все пальцы с большим — «Сделай кольцо».

Отметить плавное, точное, одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений, наличие синкинезий, нарушения темпа выполнения движений, невыполнение, определить ведущую руку.

11. Исследование орального праксиса.

А.) Исследование объема и качества движений губ: по словесной инструкции вытянуть губы вперед («трубочкой», удержать позу. Растянуть губы в улыбке, удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, показав верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, показав нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх, нижнюю опустить ("построить забор").

Отметить точность выполнения, диапазон и амплитуду движений, наличие синкинезий, чрезмерное напряжение мышц, гиперкинезы, истощаемость движений.

Б) Исследование объема и качества движений мышц щек: надуть сначала левую, затем правую щеки, надуть обе щеки одновременно.

Отметить точность, одновременность движений, наличие синкинезий, гиперкинезоа, спастичности мышц.

В.) Исследование объема и качества движений языка: высунуть язык вперед «жалом" удержать позу; показать широкий язык «лопаточкой», удержать позу; переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта; поднять кончик языка к верхней губе, опустить его к нижней губе; «поцокать» языком.

Отметить точность выполнения, амплитуду движений, наличие синкинезий, гиперкннезов, спастичности, нарушения темпа выполнения движений.

12. Исследование произвольной мимической моторики.

A.) Исследование объема и качества движения мышц лба: нахмурить брови, сведя их к переносице; поднять брови вверх.

Отметить правильность выполнения, наличие синкинезий, гиперкинезов. .

Б.) Исследование объема и качества движений мышц глаз: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить правильность выполнения заданий, наличие синкинезий и гиперкинезов.

B.) Исследование возможности произвольного формирования оп

ределенных мимических поз: выразить мимикой радость, удивление,

ужас, печаль, подозрительность.

Отметить точность и выразительность исполнения.

13. Исследование общительности.

При встрече с ребенком отметить, как он вступает в контакт, указать степень общительности: расторможен, гиперкоммуникабелен; инициативен в общении; общение устойчивое; общение неустойчивое; общение избирательное; избирательный негативизм.

14. Исследование степени игровой активности и эмоционального

состояния детей в играх.

В процессе целенаправленного наблюдения за детьми в творческих играх следует отметить, к какой из групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок (по классификации ГА. Волковой, 1982, и определить, имеется ли у ребенка:

— повышенная эмоциональная возбудимость;

_ адекватные эмоциональные проявления;

— сниженное эмоциональное отношение к игре.

Исследование музыкально-ритмических способностей

1. Исследование слухового внимания.

Приемы: показать, какой инструмент звучал — бубен, флейта, гармоника. Показать рукой и сказать, откуда слышится звучание музыкального инструмента (справа, слева, снизу, сверху).

Отметить неправильное определение звучащего инструмента или Неправильное называние его, неумение локализовать звук в пространстве.

2. Исследование эмоциональной отзывчивости детей на музыку.

Приемы: детям предлагается поиграть на различных музыкальных инструментах и послушать исполнение педагогом доступных пьес (П. И. Чайковский «Детский альбом»).

Отметить, насколько адекватно дети манипулировали с музыкальными инструментами, как реагировали на исполняемую педагогом музыку.

3. Исследование музыкального слуха.

А.) Исследование тембрового слуха.

Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп — ударной (бубен, барабан, струнной (гусли, балалайка, духовой (флейта,кларнет, губная гармошка).

Отметить правильность различения звучащих инструментов.

Б.) Исследование динамического-слуха.

Прием: прослушать отрывок из пьесы Д. Б. Кабалевского «Барабанщики», исполненный сначала тихо, затем громко, ребенок должен повторить соответствующие градации динамики (тихо — громко, играя при этом на барабане под аккомпанемент педагога;

Отметить, различает или нет испытуемый громкое и тихое звучание инструмента.

В.) Исследование мелодического (звуковысотного) слуха.

' Прием: гребенку предлагалось спеть любимую песню сначала с аккомпанементом, потом без него.

Отметить уровень чистоты интонирования мелодии голосом: низкий (интонирование отсутствует или мелодия пропевается одним-двумя звуками); средний (чисто интонируется основное направление движения мелодии и правильно воспроизводятся отдельные ее отрезки); высокий (чисто интонируется вся мелодия с аккомпанементом и без него).

_ адекватные эмоциональные проявления;

— сниженное эмоциональное отношение к игре.

Публикации по теме:

Содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия музыкальных руководителей и.

Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией Цель, задачи исследования.

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возрастаКонспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого логоритмического занятия по теме «Весна» для детей подготовительной группы Цель: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку. Коррекционно – образовательные.

Организация и методы исследования Экспериментальная работа включала в себя констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МБДОУ№442. Целью констатирующего эксперимента.

Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста» Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком.

План-конспект логоритмического занятия с использованием ИКТ для детей третьего года жизни «В гостях у Бабушки» Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Иркутский областной специализированный Дом ребенка №1» План-конспект логоритмического.

Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами
Опубликовано: 18 января 2018 в 21:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами» (включая файлы) размещена пользователем Резник Дарья Николаевна (УИ 571176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД