Лучший педагог года

Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами

Резник Дарья Николаевна
Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами

Предлагаемая методика логоритмического исследования психомоторики и музыкально-ритмических способностей у детей 5-6 лет, страдающих церебральными параличами, является фрагментом комплексного динамического логопедического исследования речи. При разработке приемов и методов логоритмического исследования использовались материалы, опубликованные в работах Г. А. Волковой Л. С. Волковой, Л. А. Даниловой и И. А. Смирновой, В. К. Тарасовой и других авторов.

Публикация «Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами» размещена в разделах

Результаты логоритмического исследования детей с церебральными параличами могут быть использованы для уточнения логопедического диагноза, а также для разработки дифференцированных коррекционных программ логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральными параличами на основе выявленных нарушений психомоторики, музыкально-ритмических способностей и речи и для оценки эффективности комплексной логопедической реабилитации.

Предлагаемое исследование психомоторики и музыкально-ритмических способностей позволяет определить:

— тяжесть и распространенность нарушений указанных функций;

— дефицитарные функции и ведущий фактор, препятствующийвыполнению заданий;

— наиболее сохранное звено психомоторных функций и музыкально-ритмических способностей;

— виды помощи педагога при выполнении заданий ребенком,

например, упрощение кинестетической основы действия, подключение дополнительной зрительно-пространственной или слуховой опоры, организация задания в форму игры, положительное эмоциональное подкрепление;

— потенциальные способности испытуемого и прогноз дальнейшей динамики его развития.

Интерпретация данных логоритмического исследования осуществлялась на основе качественного анализа выполнения заданий и количественной оценки тестируемых функций по разработанной пятибалльной шкале оценок:

5 баллов — задание выполняется правильно, навыки автоматизированы;

4 балла — задание выполняется правильно, но замедленно, при этом ребенок самостоятельно находит средства коррекции;

3 балла — задание выполняется вначале правильно, но при истощении нестойкого навыка возникают ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоциональным подкреплением; " .

2 балла — выполнение задания значительно ограничено, наличие выраженных расстройств (персеверации, эхопраксии, стойкие синкинезии, утрата программы действия, обязательная массивная дифференцированная помощь педагога; поэтапное формирование действия приводит к нестойкой коррекции ошибок;

1 балл — выполнение задания недоступно.

Интерпретация данных логоритмического исследования осуществляется на основании анализа протокольных записей обследования и построения индивидуальных «профилей» состояния психомоторных функций и музыкально-ритмических способностей.

Исследование психомоторных функций

1. Исследование элементарных компонентов движения.

Приемы: предложить ребенку пожать руку педагогу, пройтись по

кабинету, в положении сидя повернуть туловище вправо, влево.

Отметить наличие или отсутствие движения; выполнение движения по словесной инструкции, по подражанию педагогу, с активной помощью педагога, анализ силы, точности, быстроты и координированности движений.

2. Выявление синкинезий.

Прием: проба Заззо (кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом; затем педагог, поочередно прикасаясь к каждому пальцу, просит поднять его).

Отметить односторонние, перекрестные (на второй руке, двухсторонние (на обеих руках) синкинезий.

3. Исследование пространственной организации движения.

Приемы: ходьба по кругу, в обратном направлении, через круг

(по подражанию, затем по инструкции); пробы Хэда: педагог, сидя напротив ребенка, поднимая свою левую руку, просит испытуемого также поднять левую руку.

Отметить ошибки в пространственной координации.

4. Исследование статической координации движений.

Прием: стоять на правой, затем на левой ноге 5 секунд, руки вперед.

Отметить, свободно или с напряжением удерживает позу, балансирует, падает, отказывается выполнять задание.

5. Исследование динамической координации движений.

Приемы: выполнить три приседания; в положении сидя поднять

руки через стороны вверх, опустить их вниз.

Отметить темп, плавность, технику выполнения.

6. Исследование произвольного торможения движений.

Приемы: маршировать или хлопать в ладоши и останавливаться по внезапному сигналу.

Отметить: точность выполнения, переключаемость.

7. Исследование двигательной памяти.

Прием: повторить за педагогом три движения (руки вперед, вверх, вниз) за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного». Отметить качество, правильность, самоконтроль.

8. Исследование внимания.

Прием: выполнить одновременно два движения правой рукой (в

сторону, вверх) и одно движение левой (вперед).

Отметить распределение внимания, единовременность выполнения, точность, плавность.

9. Выполнение двигательных программ.

Прием: «Я покажу тебе палец, ты мне — кулак, и наоборот». Отметить нарушения регуляции произвольного действия.

10. Исследование соматосенсорного и оптико-пространственного

гнозиса.

Приемы: проба на локализацию прикосновения на руках, на лице; перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами; речевая проба Хеда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Укажи рукой направление левое, правое, переднее, заднее, нижнее, верхнее».

Отметить точность выполнения, знание правых и левых частей тела.

Исследование произвольной моторики рук.

Приемы: по подражанию и по словесной инструкции выполнить правой, левой, затем обеими руками под счет педагога: пальцы сжать в кулак — разжать (5-6 раз); игра «Здравствуй, пальчик»; пробы на «праксис позы» : вытягивание 2 и 3 пальцев — «Сделай зайчика», поза «2-5»«Сделай козу рогатую», соедини все пальцы с большим — «Сделай кольцо».

Отметить плавное, точное, одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений, наличие синкинезий, нарушения темпа выполнения движений, невыполнение, определить ведущую руку.

11. Исследование орального праксиса.

А.) Исследование объема и качества движений губ: по словесной инструкции вытянуть губы вперед («трубочкой», удержать позу. Растянуть губы в улыбке, удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, показав верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, показав нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх, нижнюю опустить ("построить забор").

Отметить точность выполнения, диапазон и амплитуду движений, наличие синкинезий, чрезмерное напряжение мышц, гиперкинезы, истощаемость движений.

Б) Исследование объема и качества движений мышц щек: надуть сначала левую, затем правую щеки, надуть обе щеки одновременно.

Отметить точность, одновременность движений, наличие синкинезий, гиперкинезоа, спастичности мышц.

В.) Исследование объема и качества движений языка: высунуть язык вперед «жалом" удержать позу; показать широкий язык «лопаточкой», удержать позу; переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта; поднять кончик языка к верхней губе, опустить его к нижней губе; «поцокать» языком.

Отметить точность выполнения, амплитуду движений, наличие синкинезий, гиперкннезов, спастичности, нарушения темпа выполнения движений.

12. Исследование произвольной мимической моторики.

A.) Исследование объема и качества движения мышц лба: нахмурить брови, сведя их к переносице; поднять брови вверх.

Отметить правильность выполнения, наличие синкинезий, гиперкинезов. .

Б.) Исследование объема и качества движений мышц глаз: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить правильность выполнения заданий, наличие синкинезий и гиперкинезов.

B.) Исследование возможности произвольного формирования оп

ределенных мимических поз: выразить мимикой радость, удивление,

ужас, печаль, подозрительность.

Отметить точность и выразительность исполнения.

13. Исследование общительности.

При встрече с ребенком отметить, как он вступает в контакт, указать степень общительности: расторможен, гиперкоммуникабелен; инициативен в общении; общение устойчивое; общение неустойчивое; общение избирательное; избирательный негативизм.

14. Исследование степени игровой активности и эмоционального

состояния детей в играх.

В процессе целенаправленного наблюдения за детьми в творческих играх следует отметить, к какой из групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок (по классификации ГА. Волковой, 1982, и определить, имеется ли у ребенка:

— повышенная эмоциональная возбудимость;

_ адекватные эмоциональные проявления;

— сниженное эмоциональное отношение к игре.

Исследование музыкально-ритмических способностей

1. Исследование слухового внимания.

Приемы: показать, какой инструмент звучал — бубен, флейта, гармоника. Показать рукой и сказать, откуда слышится звучание музыкального инструмента (справа, слева, снизу, сверху).

Отметить неправильное определение звучащего инструмента или Неправильное называние его, неумение локализовать звук в пространстве.

2. Исследование эмоциональной отзывчивости детей на музыку.

Приемы: детям предлагается поиграть на различных музыкальных инструментах и послушать исполнение педагогом доступных пьес (П. И. Чайковский «Детский альбом»).

Отметить, насколько адекватно дети манипулировали с музыкальными инструментами, как реагировали на исполняемую педагогом музыку.

3. Исследование музыкального слуха.

А.) Исследование тембрового слуха.

Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп — ударной (бубен, барабан, струнной (гусли, балалайка, духовой (флейта,кларнет, губная гармошка).

Отметить правильность различения звучащих инструментов.

Б.) Исследование динамического-слуха.

Прием: прослушать отрывок из пьесы Д. Б. Кабалевского «Барабанщики», исполненный сначала тихо, затем громко, ребенок должен повторить соответствующие градации динамики (тихо — громко, играя при этом на барабане под аккомпанемент педагога;

Отметить, различает или нет испытуемый громкое и тихое звучание инструмента.

В.) Исследование мелодического (звуковысотного) слуха.

' Прием: гребенку предлагалось спеть любимую песню сначала с аккомпанементом, потом без него.

Отметить уровень чистоты интонирования мелодии голосом: низкий (интонирование отсутствует или мелодия пропевается одним-двумя звуками); средний (чисто интонируется основное направление движения мелодии и правильно воспроизводятся отдельные ее отрезки); высокий (чисто интонируется вся мелодия с аккомпанементом и без него).

_ адекватные эмоциональные проявления;

— сниженное эмоциональное отношение к игре.

Публикации по теме:

Содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия музыкальных руководителей и.

Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией Цель, задачи исследования.

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возрастаКонспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого логоритмического занятия по теме «Весна» для детей подготовительной группы Цель: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку. Коррекционно – образовательные.

Организация и методы исследования Экспериментальная работа включала в себя констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МБДОУ№442. Целью констатирующего эксперимента.

Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста» Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком.

План-конспект логоритмического занятия с использованием ИКТ для детей третьего года жизни «В гостях у Бабушки» Областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Иркутский областной специализированный Дом ребенка №1» План-конспект логоритмического.

Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Задачи, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами
Опубликовано: 18 января 2018 в 21:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД