татьяна королькевич
Содержание работы по приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Содержание работы по приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста».
Из опыта работы.
Подготовила воспитатель
логопедической группы
Корлькевич Т. В.
МБДОУ 67 «ЯБЛОНЬКА». Г. Брянск 2018г.
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников.
Публикация «Содержание работы по приобщению к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий.
Организация книжного уголка, мастерской по ремонту книг «книжкиной больницы».
Создание театрального уголка.
Создание мини-музея детской книги.
Совместная деятельность с воспитателем.
Ознакомление детей с художественной литературой в режимных моментах.
Изготовление книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности по ручному труду (полечим книгу).
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»).
Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование по произведениям художественной литературы)
Словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок).
Организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и. т. д.).
Литературно-музыкальные праздники.
Конкурсы юных чтецов.
Экскурсии в библиотеку.
Посещение музея.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку», «Книжный магазин»…
Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…
Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация).
Работа над книгой, по сути, начинается со старшего дошкольного возраста, когда детям предлагается воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли, проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые свойства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление и др., осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении.
Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, я стараюсь соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Стараюсь выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста.
Читая детям литературное произведение, учу их понимать, что главным является не столько сюжет, сколько смысл, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которые интересуются только сюжетами примитивного уровня.
Приобщение ребенка к художественной литературе осуществляю в тесном контакте с работой детского сада. Проводим утренники, на которых дети читают много стихов. Посещаем спектакли, театральные постановки с участием взрослых и детей. Участвуем в разных конкурсах рисунков и поделок на разные темы.
В том возрасте, когда ребенок является в основном слушателем, роль взрослых в его приобщении к книжной культуре особенно важна, поэтому работу осуществляю в тесном контакте с родителями.
Рассказываю на консультациях и в индивидуальных беседах о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка читают ребенку, высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы.
Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.
Проведённая работа дала положительные результаты: она показала, что уровень развития интереса к художественной литературе позитивно изменился. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.
С огромным удовольствием участвуют в конкурсах чтецов, где занимают призовые места.