МААМ-картинки

Сотрудничество учителя-логопеда и родителей детей с ОНР

Марина Черкашина
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей детей с ОНР

Положительный результат коррекционной работы учителя-логопеда в логопедических группах детских садов во многом зависит от того, какие условия созданы в семье для общего и речевого развития детей. Известно, что целенаправленные и систематические мероприятия по своевременной коррекции речи необходимы как в ДОУ, так и дома, и именно совместная деятельность родителей и специалистов является наиболее эффективной.

Публикация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей детей с ОНР» размещена в разделах

Однако родители часто не уделяют должного внимания логопедической работе: они или не слышат недостатков речи своих детей, или слышат их, но не придают этому серьёзного значения, полагая, что с возрастом дефекты речи «исчезнут» сами собой. Редко кого из родителей волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов родители, как правило, тоже относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибками грамматического плана. Между тем благоприятное для коррекционной работы время проходит, а дефекты остаются. Ребёнок из детского сада уходит в школу, и эти недостатки начинают приносить ему не мало огорчений - одноклассники смеются над ним, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются необычные ошибки. Он начинает избегать общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках, читать стихи, неуверенно чувствует себя во время ответов на занятиях, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. Но критические замечания и требования со стороны взрослых не дают должного результата. Вот почему необходима своевременная помощь, при этом помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна.

Но на протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передаёт в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух сторон: без квалифицированной, помощи специалистов семье обойтись сложно, особенно при подготовке ребенка к школе, если у него существуют проблемы в общении, связанные с ОНР. Такой малыш нуждается в особом коррекционном подходе.

ОНР принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. У таких детей наряду с речевыми особенностями существует нарушение внимания, памяти, общей моторики, мелкой и артикуляционной. Недостаточно сформировано словесно-логическое мышление, что приводит к дефектному произношению звуков, а часто и их общей невнятности, смазанности речи. В то время когда речь является основой формирования социальных связей ребёнка с окружающим миром.

Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно-логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.

Поэтому очень важно работать логопеду в сотрудничестве с родителями, так как им принадлежит ведущая роль в воспитании своего ребёнка, только у них есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки речи в процессе повседневной жизни и именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.

Основы взаимоотношений с родителями в нашем детском саду закладываются уже на первом собрании в старшей группе, где обозначаются цели и задачи совместной работы. Родители знакомятся с системой логопедических занятий (ежедневные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, узнают о консультациях, на которых смогут получать ответы на все интересующие их вопросы. Кроме того, на этом собрании родители знакомятся с результатами логопедического обследования, проведённого в начале месяца, узнают, что, дефекты речи индивидуальны, что с подобными недостатками надо «бороться», так как не всегда они проходят сами собой и ребёнку зачастую нужна помощь не только логопеда, но и всех взрослых членов семьи. Так взрослые начинают осознавать значимость своей помощи.

Объединение педагогов детского сада и родителей и детей на сотрудничество проходит под девизом: «Не жалейте затраченного времени! Оно многократно окупится!»

Для того чтобы существовала прямая и обратная связь с родителями проводим анкетирование, получая для работы необходимую информацию. По результатам, которого было выяснено, что родители затрудняются заниматься со своими детьми, имеющими речевые нарушения.

Поэтому нами была разработана система «домашних заданий». Целью, которых является активизировать родителей, привлечь их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным для преодоления речевого дефекта у детей и подготовке их к школе.

Для осуществления этих целей перед нами были поставлены определённые задачи. Это установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми, а также формирование навыков у родителей наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений, усвоения родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи. Воспитание привычки у родителей обращаться за помощью к учителям-логопедам по вопросам коррекции и воспитания.

В основу «Домашних заданий» положены принципы переход от простого к сложному, систематичность при изучении материала, который подобран с учётом актуальности той или иной лексической темы для детей старшего и подготовительного к школе возраста. А также с учётом ведущей деятельности дошкольника – игры.

Каждую неделю логопед информирует о назначении лексической темы и отмечает сроки её изучения на фронтальных занятиях. В течение этой недели родители и воспитатели по заданию логопеда дозировано занимаются с ребёнком. В начале следующей недели логопед на индивидуальных занятиях проверяет выполнение домашнего задания, отмечая усвоение лексико-грамматического материала по теме и обсуждая с воспитателями группы характерные для каждого ребёнка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной работы и наметить план дальнейшей коррекционной работы.

При выполнении «домашних заданий» совместное творчество радует не только детей, но и родителей. Родители отмечают, что у детей не ослабевает интерес к выполнению «домашних заданий» в течение всего периода обучения. Они становятся более самостоятельными, организованными, а время выполнения заданий детьми дома постепенно сокращается. В «Домашних заданиях» родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребёнок по каждой теме. Взрослые начинают интересоваться успехами своих малышей, помогают логопеду формировать правильную и красивую речь.

В группе сами ребята с удовольствием организуют выставку домашних рисунков, а за рассказанное стихотворение каждый получает лепесток ромашки, цветок которого «распускается» на его шкафчике для одежды. Благодаря такому тесному сотрудничеству логопеда и родителей удаётся добиться самого главного – хороших результатов. У детей происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи. Таким образом, у детей улучшается речь, и исчезают проявления общего недоразвития речи. Наш многолетний опыт работы с детьми логопедической группы доказывает эффективность такого рода «Домашних заданий».

ЛИТЕРАТУРА

Кузнецов Я. В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп / Серия «Мир вашего ребёнка»/. – Ростов н. /Д. : Изд-во «Феникс», 2005. 160с.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : «Детство - Пресс», 2001. – 352с.

Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : «Мозаика-Синтез», 2005. 80с.

Суслова Т. Н. Сотрудничество логопеда и родителей при коррекции речевого развития детей // Поиск, 2003 №2. – 76с.

Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1.-М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2005.-32с.

Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А., Логопедическая работа с дошкольниками. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.

Публикации по теме:

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера.

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями детей с ОНР Сотрудничество с семьей детей с ОНР является одной из важных и сложных сторон деятельности учителя - логопеда. В современных условиях модернизации.

Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя для детей с ОНР 6–7 лет «Осень» Интегрированная совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя по речевому и художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет.

Конспект открытой интегрированной ООД педагога-психолога и учителя-логопеда в старшей группе с детей ОНР по теме «Посуда» Цель: Обобщить и уточнить знания детей о посуде, ее назначении. Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнение и расширение представлений.

Консультация учителя-логопеда «На пути к грамоте» для родителей детей 6–7 лет «На пути к грамоте» Уважаемые родители! Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

План работы по самообразованию учителя-логопеда «Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР» Учитель – логопед Белоносова Т. М. План работы по самообразованию учителя – логопеда Активизация словарного запаса дошкольников группы компенсирующей.

Сотрудничество логопеда и родителей на логопедическом пунктеСотрудничество логопеда и родителей на логопедическом пункте Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире. Задолго до появления.

Проект по взаимодействию учителя-логопеда и родителей для организации работы по коррекции речевых нарушений у детей Тип проекта: информационный; по содержанию, детско-взрослый; долгосрочный. Начало проекта: сентябрь 2017года. Участники: родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей детей с ОНР
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 18:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД