Папки-передвижки

Совершенствование коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

Головлева Лариса Васильевна
Совершенствование коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития

Суть лечебно-педагогической деятельности Центра заключается в том, что любой ребёнок, глубоко УО или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду. То есть - это система лечебно-педагогических мероприятий по предупреждению, лечению и коррекции различных отклонений в развитии. Поэтому первостепенной коррекционно-развивающей задачей становится социализация таких детей : необходимо научить их жить в детском коллективе, общаться, играть и развиваться вместе со своими сверстниками и, конечно же, ориентировать каждого ребёнка на нормально развивающихся детей.

Публикация «Совершенствование коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Не для кого не секрет, что дети развиваются в процессе общения со взрослыми и сверстниками. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития малыша. В дошкольном возрасте общение со взрослыми помогает ребёнку обрести чувство доверия и безопасности, стимулирует психофизическое развитие. Учитывая, что у детей с ограниченными возможностями здоровья биологический возраст очень часто не совпадает с психическим, речевым и социальным, отбирая игры, воспитатели в первую очередь ориентируются на потенциальные возможности ребёнка.

Трудности в формировании коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР связаны:

-с несформированностью возрастных форм общения этих детей;

неразвитостью структурных компонентов общения;

-с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Именно такие дети заставляют нас постоянно заниматься самообразованием, творить, искать новые обходные пути в преодолении проблем развития.

Практический опыт свидетельствует о том, что самостоятельно коммуникативная деятельность у детей данной категории, без целенаправленного коррекционно-педагогического обучения развивается со значительным отставанием или имеет примитивный уровень. Как правило дошкольники с ограниченными возможностями здоровья не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращение за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания просты, не связанные между собой, неустойчивые мотивы общения со взрослыми, несформированность речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми. Преодолеть эти трудности в какой-то степени можно, включая коррекционные мероприятия по формированию у детей социально-коммуникативных навыков.

Что касается особенностей взаимодействия детей с воспитателями, логопедом, учителем-дефектологом – педагоги часто относятся к ребёнку как к объекту педагогического воздействия, но не как к субъекту взаимодействия. Мы должны отходить от «учебно-дисциплинарной модели общения». Основной целью такого взаимодействия является сообщение воспитанникам знаний, формирование у них определённых умений и навыков, в то время как личностному развитию, внутреннему миру ребёнка внимание уделяется мало. Такой характер общения педагогов с детьми создаёт неблагоприятные условия для формирования общения и в некоторых случаях усугубляет недостаточность развития коммуникативных навыков у детей.

Базовой потребностью детей, в том числе и детей-сирот с проблемами в развитии, является формирование коммуникативных навыков сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками. Этот раздел работы мы считаем одним из самых важных и уделяем ему большое значение, так как развитие ребёнка дошкольного возраста происходит в активном взаимодействии со взрослыми. Именно поэтому так важно сформировать у детей навыки эмоционального и внеситуативного общения со взрослыми и сверстниками.

Основными задачами являются;

-установление эмоционального контакта с ребёнком, формирование умения слушать взрослого, реагировать на обращённую речь;

-создание тёплой эмоциональной атмосферы, положительного эмоционального отношения к занятиям;

-вызывание у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления, грусти) в подвижных играх, играх-забавах, хороводах;

-обучение совместной со взрослым деятельности во время занятий;

-обучение взаимодействию со сверстниками в играх.

Коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативных навыков проводится с опорой на программу «Азбука общения» под редакцией Л. М. Шипициной направленной на развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками. Факультетом дошкольной педагогики и психологии данная программа была переработана и адаптирована для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста. Содержание программы составляют четыре раздела:

«Как мы общаемся» (знакомство с различными способами общения, понимание эмоций собеседника по его жестам и мимики) при этом используются этюды «Запомни и повтори движения», «Запомни и покажи моё настроение», «Поссорились и помирились», «Весёлые превращения». Цель этих упражнений состоит в ознакомлении детей с невербальными средствами общения, в умении узнавать и понимать своего собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям, умению самостоятельно отображать различные эмоции.

Раздел «Будем вежливы» (использование в речи вежливых слов, соблюдение правил поведения во время разговора) состоит из занятий: «Волшебные слова», «Умеем ли мы быть вежливыми», «Поговорим друг с другом», «Путешествие в страну вежливых слов». При проведении этой серии занятий дети знакомятся с различными формами вежливого обращения друг с другом, с правилами поведения принятыми в обществе. Дидактические игры и упражнения «Добрые волшебники», «Доскажи словечко», «Волшебные слова», «Словарь вежливых слов» учат детей видеть в своих товарищах положительные черты, говорить хорошее, приятное. Формируют у детей знания о вежливых словах, об их употреблении при общении со взрослыми и сверстниками, формируют потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Раздел «Давайте дружить» направлен на (развитие умений понимать друг друга, взаимодействовать со сверстниками) состоит из цикла занятий: «Поговорим о скромности и правдивости», «Что такое дружба», «Мой лучших друг», «День рождения», «Там, где дружат, - живут не тужат». Данные занятия формируют умение понимать и оценивать поступки других, анализировать конкретные ситуации. Важно подвести детей к пониманию того, что о человеке судят по его поступкам, а не по тому, что он думает о себе сам.

Раздел «Наши добрые дела и поступки» включает (преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование адекватных навыков поведения) состоит из занятий «Что такое хорошо и что такое плохо», «За что меня можно хвалить и ругать», «Как бы ты поступил», «Мастерская добрых услуг». В процессе работы дети закрепляют знания о хороших и плохих поступках, учатся оценивать не только свои поступки, но и поведение своих товарищей, учатся правильно строить своё поведение в различных ситуациях. При работе с детьми педагоги используют следующие методы и приё мы:

- беседы;

-игры драматизации «Два жадных медвежонка», «Узнай себя»;

-совместное обсуждение художественных произведений: В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка рёвушка»;

-решение проблемных ситуаций: «Как бы ты поступил?», «Хорошо или плохо»;

-подвижные игры: «Смелые мышки», «Зайка», «Скучно, скучно нам стоять».

С целью поддержания интереса и активизации деятельности детей педагоги используют разнообразные формы проведения занятий (наблюдения в природе, игры-путешествия, игры-драматизации, дидактические игры). Моделируя на занятиях, в повседневных ситуациях различные формы общения. Взрослый ставит ребёнка перед необходимостью решать определённые задачи общения, поддерживая инициативу ребёнка. Организуя совместные игры, продуктивные виды деятельности, педагоги стремятся вызвать у детей потребность в сотрудничестве, учат обращаться за помощью, оценивая их действия.

В беседах на познавательные темы при организации наблюдений, воспитатели дают образцы познавательных контактов (задают вопросы, делятся впечатлениями, создают условия для оценки собственных действий, учат сравнивать себя с другими, высказывают своё отношение к обсуждаемой проблеме. Педагоги, формируя коммуникативные навыки воспитанников, стремятся к обогащению содержания познавательных и личностных контактов, повышают уровень речевой инициативы дошкольников. Данное направление стимулирует коррекционно-педагогическую работу по коммуникативному развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Так постепенно дети не только знакомятся с различными средствами общения, но и сами упражняются в общении со сверстниками, оценивают своё поведение и поведение товарищей, не только односложно (хорошо – плохо, но обосновывая свой ответ.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна ситуативно-деловая форма общения. Ребёнок обращается к взрослому по поводу той деятельности, которой он занимается, и тех затруднений, которые возникают у него в данный момент. Ребёнок задаёт взрослому вопросы о предметах и явлениях окружающего мира, явлениях природы, машинах и т. п. Для него важно, чтобы взрослый помогал ему находить ответы на волнующие вопросы. Постепенно внимание ребёнка начинают привлекать события, происходящие во взаимоотношениях людей. В ситуации игрового взаимодействия взрослый выступает в качестве партнёра по совместной деятельности. Так выкладывая вместе с ребёнком узор из мозаики, составляя разрезные картинки, он создаёт условия для возникновения у ребёнка потребности в сотрудничестве.

В ситуации личностного общения взрослый выступает для ребёнка как целостная личность, стремящаяся к взаимодействию, сопереживанию. Беседуя с ребёнком о близких, друзьях взрослый создаёт условия для активизации личностных контактов. Во всех ситуациях взрослый выражает готовность общаться, учитывая какие ситуации ребёнок чаще всего выбирает, какова длительность общения в них, в каких ситуациях он чувствует себя наиболее комфортно, где более инициативен. Опыт работы показывает, что детей с ограниченными возможностями здоровья отличает низкий уровень познавательной активности, однообразное содержание познавательных контактов. В ситуации познавательного общения они задают взрослому мало вопросов. Их вопросы чаще всего определяются той деятельностью, которую педагог предлагает в общении. Дети затрудняются поддерживать беседу на познавательные темы без наглядного материала. Эти факты свидетельствуют о коммуникативном недоразвитии детей, которое затрудняет их общение с окружающими, создаёт неблагоприятные условия для развития ребёнка.

Мы должны стремиться, чтобы возросла доля внеситуативных высказываний детей, то есть, чтобы чаще стали рассказывать о себе и своих близких, увеличение вопросов познавательного характера и оценочных высказываний, чтобы свои мысли дети выражали точнее и правильнее. Важное внимание уделять расширению словарного запаса. В игровой деятельности стремиться, чтобы дети вступали в речевые диалоги, обращались к педагогу за советом.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 28 августа 2021 в 19:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД