Получи документы

Создание условий для развития познавательного интереса у старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР)

Ирина Ефремова
Создание условий для развития познавательного интереса у старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР)

«Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь» Т. И. Бабаева

На современном этапе развития дошкольного образования акцентируется внимание на равноправное включение личности, имеющей задержку психического развития, в образовательный процесс, обеспечивающий успешную самореализацию в среде сверстников и подготовку к обучению в школе.

Публикация «Создание условий для развития познавательного интереса у старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР)» размещена в разделах

Типические особенности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста :

• Дефицит мотивационного компонента, проявляющийся в крайне низкой познавательной активности; избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.

• Нерациональность регуляционно-целевого компонента, обусловленная отсутствием потребности ставить цель, планировать действия.

• Длительная несформированность операционного компонента, то есть умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

• Нарушение динамических сторон мыслительных процессов.

• Несформированность системы личностных отношений к окружающему миру и самому себе.

• Снижение потребности в общении со сверстниками и взрослыми.

Учитывая типические особенности дошкольников с ЗПР, для их успешной подготовки к школе необходимо организовать образовательную деятельность по познавательному развитию ребенка и как ее основу – развитие познавательного интереса. В основе познавательного интереса лежит познавательный мотив, стимулирующий ребенка к определенному виду детской деятельности, в первую очередь, познавательной. Все это можно представить в виде следующей схемы:

познавательный мотив – познавательный интерес – познавательная активность – познавательное развитие.

У детей с задержкой психического развития появление познавательного интереса имеет свои особенности, которые проявляются в незначительной любознательности. Одни из них вообще не задают вопросов, другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств предметов и явлений. Что соответствует первой ситуативной форме проявления познавательного интереса. Как определить проявление познавательного интереса?

Мы учитывали систему критериально ориентированного оценивания, уровневую характеристику проявления познавательного интереса, разработанную Э. А. Барановой.

1 уровень-субьектно-поисковый, характеризующий оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно, фиксирующий достаточно высокую степень сформированности субьектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе.

2 уровень - продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса. Здесь отмечается качественно более низкое развитие этой сферы с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого активность, меньшая по сравнению с 1-м уровнем конструктивность действий (умственных и практических).

3 уровень-инактивный, репродуктивный интерес. На этом уровне поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют.

4 уровень - «зачаточная, элементарная» форма проявления, характеризующаяся заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи хотя и организует некоторым образом активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе.

5 уровень-фактическое отсутствие познавательного интереса. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности.

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру

у дошкольников осуществлялось с помощью методик, описанных Э. А. Барановой.

1) интеллектуальный критерий – методика «Угадай, что в ящике»;

2) эмоционально-волевой критерий – методика «Волшебный домик» (В. С. Юркевич, модификация и адаптация для детского сада Э. А. Барановой);

3) процессуальный критерий – методика «Опиши картинку».

На основе проведенного психолого- педагогического исследования были получены следующие результаты на сентябрь 2018:

уровни: 1-0; 2-0; 3-2;4-10;5-4.

Учитывая, что работа по познавательному развитию детей с ЗПР является многоступенчатой, определили основное направление – развитие познавательного интереса.

В основе познавательного интереса ребенка лежат разного рода мотивы как внутренние, так и внешние. Одним из внешних мотивов, стимулирующих ребенка к проявлению познавательного интереса является развивающая предметно- пространственная среда группы.

Развивающая предметно – пространственная среда группы построена с учетом базовых принципов построения среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность,

вариативность, доступность и безопасность.

Учитывая, что у дошкольников с ЗПР снижена общая мотивация деятельности и познавательная активность, мы постарались сделать развивающую предметно-пространственную среду группы занимательной. Занимательность облегчает вовлечение детей в целенаправленную деятельность, формирует желание выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата. Занимательность среды обеспечивалась тем, что в группе находится игровой персонаж, который побуждает детей к разнообразной познавательной деятельности : пройти вместе с ним по осенним дорожкам, оказать помощь лесным жителям, ответить на письмо и т. д. В группе имеется познавательный кейс, который приглашает детей поиграть вместе с ним в игры познавательного характера : «Найти домик заблудившейся цифре», «Расставить геометрические фигуры». У каждого ребенка есть пакет «Мои секретики», в котором может быть интересное задание познавательного характера : «Угадай по описанию, кто спрятался в книжке», «Найди по схеме, где находится твоя любимая игрушка» и т. д.

Для развития познавательного интереса детей акцент в среде сделан на сменяемость материала в зависимости от изучаемых лексических тем, что обеспечивает новизну используемых дидактических пособий. Например, тема «Растения огорода» : в группе появился макет огорода, где представлены грядки с разными растениями; лэпбук «Что растет на огороде», экологический театр «Урожайный», а также магазин с муляжами овощей. Дети, используя данные пособия и игры учились зрительно-двигательному способу обследования предмета, выделяли цвет, форму и размер, сравнивали предметы по выделенным свойствам; овладевали разными принципами группировки, одновременно усваивали обобщающее понятия.

На основе формирующихся действий, накапливался опыт в виде определенных навыков, что способствовало развитию понимания значимости познавательной деятельности и все более устойчивого познавательного интереса.

В РППС группы оборудован познавательный центр, который оснащен разнообразными дидактическими играми, пособиями на развитие внимания, памяти, мышления, речи («Логические таблицы», «Логический поезд», «Подходит - не подходит», «Четвертый лишний», «Найди одинаковые» Лото и Домино по лексическим темам и т. д.); игровыми материалами, макетами: «На ферме», «В лесу», «Подводный мир», «Сад-огород» и др., предметами, книгами познавательного содержания ( детские энциклопедии: «Хочу все знать», «Почемучка», «Все обо всем», серия «Моя первая энциклопедия») с закладками, которые помогают детям найти ответы на познавательные вопросы. Представлены разнообразные познавательные дорожки, стимулирующие детей к самостоятельной поисковой деятельности.

Цель познавательных дорожек- закрепление свойств объектов окружающего мира. Перед началом путешествия ребенок выбирает объект путешествия: «К кому пойдем в гости?». Затем составляет маршрут путешествия. Объектами путешествия могут быть: осенний листочек, снежинка, капелька, солнечный лучик. Во время путешествия закрепляются основные представления детей об изучаемом объекте. Они могут быть связаны с назначением, качествами, составными частями объекта. Заканчивается путешествие по познавательным дорожкам совместным проживанием чувства радости или удовлетворения от того, что узнали что-то новое об этом объекте.

В познавательном центре есть сундучок с «секретами». «Секретом» может быть в зависимости от лексической темы предмет (плоды, семена деревьев, листья, овощ и т. д., предметная картинка, пазл, схема описания объектов, графические модели, определенных предметов, схема соотнесения предмета с его графическим изображением, флешка. Использование данного дидактического пособия способствует развитию познавательного интереса ребенка, его вопросительной деятельности, эмоциональной вовлеченности.

В РППС используются сигнальные карточки с заданиями, стимулирующие ребенка к познавательной деятельности. Одновременно используются алгоритмы, направляющие ребенка на определение познавательной задачи и выбор способов выполнения.

Группа оборудована ТСО (сенсорная панель, ноутбук, магнитофон, что позволяет использовать интерактивные игры портала «Мерсибо». Например, изучая тему «Осень» дети охотно играли в предлагаемые игры: «Что бывает осенью?», «Незнайкин огород», «Фрутогрядки» «Поехали на рыбалку».

Наряду с этим использовалась подборка игр, разработанная совместно с педагогами группы, такие игры как «Овощи – фрукты», «Здравствуй, Новый год!». Совместно с педагогами группы разрабатываем интерактивные игры, позволяющие стимулировать мыслительную деятельность, закреплять изученный материал по пройденным темам.

Удивление – важная способность ребё нка: оно питает его познавательный интерес. С этой целью в группе оснащен центр опытно-исследовательской деятельности. В центре представлены различные коллекции (ракушки, минералы, неструктурированные материалы, карточки-схемы, модели, макеты, мнемотаблицы, оптические приборы (микроскоп, лупа, песочные часы, чашечные весы, алгоритмы проведения элементарных опытов (свойства почвы, состояния воды, минералов, движение воздуха). Алгоритм проведения опытов включает в себя следующие компоненты:

1. Определение цели опыта (эксперимента);

2. Подбор необходимых средств;

3. Определение последовательности действий;

4. Получение результата.

Любое проявление детской активности, любознательности поощряется и поддерживается.

В группе оснащен и центр детского творчества, где детям предоставляется возможность применить полученные знания в творческих заданиях. Мы опираемся на ситуативный познавательный интерес, т. е. интерес к конкретной деятельности, к определённому познавательному материалу. Дети с удовольствием «наполняли» баночки с зимними заготовками, создавали поделки из природного материала, используя алгоритмы, украшали ими группу, дарили родителям.

Организуя РППС, осуществляли индивидуально-дифференцированный подход, подбирая игровой материал с учетом уровня освоения ребенком АООП. Даем возможность каждому ребенку ощутить радость роста своих сил. Для этого используем адресные игры, на которых указан уровень сложности игры, планшеты с индивидуальными заданиями. Для знакомства с вопросом, как формой получения информации и активизации речевой поисковой активности, предлагаем детям карточки-опоры для построения вопросительных конструкций разного типа. Вопрос визуализируется, ребенок «оречевляет» картинку, строит вопросительное предложение; сначала о сенсорных свойствах предмета, затем вопросы поискового характера со словами «почему», «зачем».

Поощряем желание ребенка вести наблюдение и фиксировать его результаты в дневничке наблюдателя.

Реализуя второе и третье (формирование положительного отношения к процессу познания) условия, для возникновения познавательного интереса и для установления преемственности, организовали взаимодействие с родителями. Обучаем родителя быть носителем информации, демонстратором способов её получения и способов обработки.

Провели следующие консультации:

«Какие игры помогут развивать познавательный интерес вашего ребенка»

«Какие «умные» игрушки нужны вашему ребенку?» (адресная консультация)

«Лэпбук- что это?»

Интернет-консультация «Развитие у ребенка наблюдательности по дороге в детский сад»

«Как составить презентацию вместе с ребенком» (адресная консультация)

Вовлекли родителей в проектную деятельность, результатами нашего сотрудничества стали:

- презентации «Осень в Автозаводском районе», «Как деревья к зиме готовятся», «Такая разная осень», «Мои зимние открытия», «Волшебница зима», «Зимующие птицы», «Мой любимый питомец» и др. ;

-лэпбуки по темам «Деревья и кустарники», «Овощи», «Фрукты», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

-выставки творческих работ.

Для поддержания возникающих познавательных интересов у детей, педагоги совместно с родителями обогащают РППС и на территории дошкольного учреждения в зимний и летний период.

Результаты проведенной работы по созданию условий для развития познавательного интереса у старших дошкольников с ЗПР.

В конце учебного года была проведена вторичная диагностика. Цель – выявить динамику в формировании познавательного интереса май 2019

уровни: 1-0; 2-0; 3-7; 4-5; 5-4.

В организованной совместной деятельности у детей появились вопросы познавательного характера, оценочные высказывания. Возникло желание участвовать в совместном решении познавательных задач. Появилось положительное эмоциональное восприятие при общении с педагогами и сверстниками и предметно-развивающей средой.

Эффективность подтверждается тем, что дети переносят приобретенные знания и навыки в практическую, самостоятельную продуктивную деятельность, в дидактические и сюжетные игры.

Литература:

1. Э. А Баранова. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Практикум по психодиагностике. СПб. : Речь 2005. 128 с.

2. Э. А Баранова. «Исследования познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников» //Вестник Мининского университета 2014 №3//

3. Ю. Ю. Березина Критерии развития познавательного интереса

у детей дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. – 2013. - № 8//.

4. А. М. Вербенец «Использование моделирования в процессе развития познавательной активности у старших дошкольников» // Детский сад: теория и практика 2011-№3//

5. У. В. Ульенкова «Дети с задержкой психического развития» Н. Новгород: НГПУ, 1994, 230 с.

6. С. Г. Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР» Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. - М. : Школьная пресса, 2005.- 80 с.

7. Г. И. Щукина «Проблема познавательного интереса в педагогике» М. :1971

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития познавательного интереса у старших дошкольников с ОВЗ (ЗПР)
Опубликовано: 25 марта 2020 в 14:40
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД