Валентина Кололейкина
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Над данной темой я начала работу с 2016 года с детьми среднего дошкольного возраста.
Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми? Наверное, это искренняя радость на лицах детей, смех и счастье, которые приносят ожившие куклы, научившиеся разговаривать, танцевать, петь. Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство…
«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста?
Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка».
К. С. Станиславский.
«Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована». Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Конституции РФ, в законодательстве РФ, в Конвенции ООН о правах ребенка, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заложен принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. В соответствии с этим, организация учебно-воспитательного процесса с детьми должна обеспечивать личностно-развивающее воздействие.
Каждый ребёнок талантлив изначально, а театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Считаю, чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Для того чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Изучая теоретический и практический опыт по данной теме, наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети моей группы скованны, мало эмоциональны. А ведь к 5 годам у них резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.
Выбор темы обусловлен:
- Театр - самый доступный вид искусства для детей.
- Создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение.
- Театр помогает решить проблемы педагогики и психологии.
- Способствует развитию : памяти, воображения, коммуникативных качеств, инициативности.
Цель: развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, участие родителей и детей в театрализованной деятельности;
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
- обогащать и активизировать словарь;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать гуманные чувства у детей.
Работу я начала по следующим направлениям:
- изучение литературы;
- занятия с детьми;
- взаимодействие с педагогами, родителями и с социумом;
- создание предметно - пространственной среды.
На основе изученной литературы разработала и составила план совместной деятельности с детьми на учебный год согласно годового планирования ДОУ, разнообразила и дополнила совместно с родителями развивающую среду группы новыми играми и игрушками. Где отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром. В уголке располагаются: - различные виды театров : бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др. ; - реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; - атрибуты для различных игровых позиций : театральный реквизит, декорации, сценарии, книги. Все виды театров использовала в процессе работы как совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Дети группы принимали активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Основной акцент в организации театрализованной деятельности делала не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организациию творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я старалась учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, старалась обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. Организовывая театральную деятельность, я следовала одному из основных принципов обучения - учись играя, общалась с детьми на «их территории», территории игры.
В своей работе я применяла следующие методы и приемы
Методы и приемы:
Словестные: - чтение сказок
- беседы после просмотра спектаклей;
- рассказывание пересказ;
- сочинения сказок;
- заучивание наизусть.
Практические методы: - творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- коррекционно-развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Наглядные методы: - просмотр спектаклей, сказок, мультфильмов.
Взаимодействие с родителями:
Цель: – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача: – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
-консультации для родителей;
- выставки и фотовыставки;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций;
- изготовление книжек – малышек по сказкам.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывали помощь в разучивании ролей к спектаклям, создании атрибутов и развивающей среды в группе. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, были подготовлены консультации:
Консультации на темы:
«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики».
«Сказки на ночь — польза для всей семьи!»
«Театр дома».
«Театральная деятельность в детском саду».
Рекомендация для родителей «Организация домашнего театра».
Мастерская по изготовлению театрального реквизита
Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.
Делилась опытом работы и с коллегами:
- провела консультацию «Технология организации театрализованных игр в ДОУ»;
- подготовила выступление на педсовете, презентация по теме «Взаимодействие воспитателей, детей и родителей в театрализованной деятельности»;
- "Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей".
Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».
Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. В результате проведенной работы по развитию творческой, креативной личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют всестороннему развитию личности. А театрализованная игра – это эффективное средство развития творческих способностей, креативного мышления дошкольника, его социализации, благоприятное условие для развития чувства партнерства.
Обобщая свой опыт работы я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в дошкольные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно.
Вывод: Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.