Татьяна Мавруда
Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«…Не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера,
эмоций у личности в целом,
находится в непосредственной зависимости от речи».
(Лев Семенович Выготский)
«В пустых стенах ребенок не заговорит!»
(И. Тихеева)
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
А. Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ. А участие театральной деятельности дает возможность всестороннего воспитания личности.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-7 лет – это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря. Таким образом, процесс развития речи дошкольника – процесс сложный и многоплановый. Одним из его средств является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно-творческой деятельности. Театрализованная деятельность- самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природеи находит свое отражение стихийно, потому что связано с игрой.
Цель театрализованной деятельности : создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.
Исходя из цели в работе по этой теме возникаютследующие задачи:
- воспитывать творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом; слышащего и понимающего своего партнера во взаимодействии;
- совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры;
- активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес у детей.
При решении этих задач определяется значение театрализованной деятельности дошкольника :
-помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
-появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
-совершенствует артикуляционный аппарат;
-формируется диалогическая, эмоционально–насыщенная речь;
-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
- дети получают эмоциональный подъем;
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
-позволяет формировать опыт социального поведения;
- стимулирует активную речь.
Вся жизнь ребенка насыщена игрой, в которой ему хочется сыграть свою роль. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но учится жить в этом мире, строить взаимоотношения. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, монологу, импровизировать с элементами ряжения на заданную тему. Исследованиями ученых Л. Ворониной, Р. Смугтинойустановлено: если в 1 младшей группе дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, сказки и т. п, а во 2 младшей группе использовать игрушки, фигурки различных видов театра, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.
Мне интересен метод работы О. С. Ушаковой, где она предлагает театрализованные игры и упражнения, связанные с решением проблемы в развитии речи дошкольников.
В ноябре 2014г. в Москве издательство «Сфера» проводило семинар О. С. Ушаковой по теме «Основные направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста», где выставлена программа по развитию речи.
Я для себя выделила:
1. Ведущей линией развития речи детей 3-4 лет является воспитание звуковой культуры речи, включая работу по обучению правильному звукопроизношению. Пристальное внимание уделяется развитию интонационного чутья, обучению разнообразных способов словообразования, умение видеть структуру рассказа (начало, середина, конец).
2.5-й год жизни- работа по воспитанию звуковой культуры речи, которая включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности. Детей знакомят с новыми терминами, уточняют термины «звук» и «слово». Учатся составлять небольшие рассказы. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа ед. и мн. числа.
3. 6-7 лет: особое внимание уделяется синтаксической стороне речи- т. е. строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Работа с синонимом дает возможность подбирать слова со сходным значением, а также антонимы, сравнения, эпитеты и т. д., учит детей описывать предмет, называя его признаки, качество, действия. Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать звуковое чутье, желание говорить правильно.
В Программе оставлено много места для творчества педагогов; предложены варианты.
Театрализованную игру исследователь Л. В. Артемова делит на 2 группы:
-Драматизации
-Режиссерские
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановка спектаклей.
Рационально выделить ступени к драматизации:
1. Игра-имитация отдельных действий животных, человека и птиц; имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко- дети обрадовались).
2. Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладоши и стали танцевать).
3. Игра-имитация хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
4. Игра-импрвизация под музыку.
5. Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов, прибауток.
6. Ролевой диалог героев сказок.
7. Инсценировка фрагментов сказок о животных («Теремок»).
8. Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (Сутеев «Под грибом»).
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки и их заместители, а ребенок- управляет «артистами». Ребенок «озвучивая» героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.
В работе я использую следующие виды театров :
- перчаточный
- настольный
- кукольный
-пальчиковый
-на фланелеграфе
-костюмированный
-масочный
-на палочках
-теневой
-магнитный
-камней
Для примера я хочу привести последовательность в работе над русской народной сказкой «Теремок», итогом которой явилась полноценная драматизация, все роли в которой исполнялись детьми:
- чтение
- прослушивание
- знакомство с героями (куклы, пальчиковый театр, настольный, фланелеграф, драматизация)
В этой работе использовались следующие творческие методы и приемы:
- знаковая система обучения (схемы, условные обозначения, мнемотаблицы);
- моделирование;
- ситуация «проживания»;
- противоречий и доказательств;
- ассоциаций;
- коммуникативные;
- просмотр видеофильмов;
- слушание аудиозаписи;
- словесное рисование;
- хоровое и индивидуальное пение;
- нетрадиционные методы рисования и аппликации;
- коллаж из сказок;
Музыкотерапия.
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
- влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: «Учить - играя!»
- с помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества.
- увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому. Учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.