Получи документы

Технология адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации (3 фото)

Воробьёва Зоя Михайловна
Технология адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад № 52 «Березка»

г. о. Мытищи.

группа «Воробышки»

Вторая группа раннего возраста (от 2до3 лет)

2022 год

«Технология адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»

Выполнила: воспитатель Воробьёва Зоя Михайловна.

Публикация «Технология адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Технология адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Актуальность.

3. Цель.

4. Методы.

5. Задачи.

6. Решение поставленных задач.

7. Теоретические аспекты данной проблемы.

8. Этапы адаптационного периода.

9. Игры при адаптации.

10. Литература.

Пояснительная записка

Сама жизнь диктует на актуальность адаптации малышей к условиям детского сада. Психологическое, эмоциональное и физическое состояние ребенка зависит от того какие технологии используются в ДОУ при адаптации. При привыкании детей очень большое значение имеет знания возрастных особенностей детей, учет их индивидуальных особенностей, которые составляют научно обоснованные данные технологии, способствующей успешной адаптации.

Иногда привыкание к детскому саду длится долгое время. Родители в растерянности, ребенок расстроен, только воспитатель сохраняет спокойствие. Всем известно, что первые дни адаптации -это испытание для взрослых и детей. Поэтому к этому периоду, адаптации к ДОУ, нужно подойти грамотно.

Актуальность проблемы создания технологии по успешной адаптации ребенка к условиям детского сада, также, вызвана переходом от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели.

Направленность данной технологии : по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста);

по форме организации – групповой;

по времени реализации — на период адаптации.

Цель данной технологии является облегчение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Методы: консультирование, наблюдение, информирование, анкетирование, опрос, беседа.

Задачи: Использовать эффективные формы и методы работы с детьми в адаптационный период.

Повышение родительской компетентности в вопросах адаптации детей к условиям детского сада.

Решение поставленных задач;

- изучение теоретических аспектов данной проблемы;

- постепенное формирование групп вновь поступивших малышей;

- гибкий график посещения ДОУ;

- укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов);

- временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания;

- использование таких приемов, как ласковое обращение к ребенку, тактильный контакт (поглаживание, ласковое прикосновение и т. д.);

- заполнение индивидуальных адаптационных листов;

- с целью создания в группе атмосферы психологического комфорта для детей использовать различные игры.

Теоретические аспекты данной проблемы

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)

Принято выделять три фазы адаптационного процесса : острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.

До приема детей в детский сад, родители общаются со специалистами ДОУ: заведующей, методистом, психологом, медиком и воспитателем. Специалисты знакомят родителей с особенностями работы дошкольного учреждения, группы детей раннего возраста, рассказывают о направлении педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на интересующие родителей вопросы.

На первых этапах работа педагога с детьми раннего возраста сводится к наблюдению за детьми, их деятельностью и поведением в разные периоды времени. Проводится совместная работа с психологом (беседы, консультации, рекомендации). Психолог чередует наблюдения в разные часы работы. Это помогает проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями. 1. Знакомство. Ребенок знакомится с группой, воспитателем, условиями. Проводятся мероприятия: игры, развлечения, игры-встречи, игры-прощания, прогулки, знакомство с детским садом, сотрудниками.

Многих родителей волнует вопрос подготовки ребенка к детскому саду. Это очень важный вопрос. Если нет подготовки, то это не очень приятно для детей. Ребенок переживает и ему труднее привыкнуть к этому событию жизни. Подготовку к детскому саду лучше проводить заранее. Укреплять здоровье, придерживаться режиму дня дошкольного учреждения. Большое внимание уделять питанию детей, рациону и разнообразию блюд (овощные блюда, творожные запеканки, рыбные суфле и т. д.)

Очень важно обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. С радостью, желанием говорить о поступлении в детский сад и знакомством с другими детьми.

2 этап – приход с родителями ребенка в группу детского сада.

Важный вопрос о времени решается заранее. Родителям сообщают и разрешают некоторое время побыть с ребенком в группе, уточняют во сколько они приводят ребенка в группу (например, двое детей приходят к 07.00; вторые двое к 09.00 и т. д.).Это необходимо для возможности воспитателю уделить внимание для каждого ребенка и изучить его индивидуальные особенности. Пребывание времени в группе и его увеличение зависит от индивидуальной адаптации ребенка. На каждого ребенка заполняется адаптационная карта. Она нужна для учета индивидуальных особенностей детей и подбора оптимальных методов работы с конкретным ребенком.

Очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Активная работа проводится с родителями детей. Проводятся индивидуальные консультации, на которых выясняется линия поведения родителей по отношению к воспитателям, к детям. В индивидуальных беседах с мамами ставится основная задача данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Ребенок держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, пусть привыкает. Большую роль играет мама, она помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему:“Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т. д. Освоившись, привыкнув, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама старается одобрить такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Также предлагаем сделать родителям небольшое фото ребенка и прикрепить его на птичку (воробышка, так называется наша группа. При приходе в группу ребенок закрепляет на веточку свою птичку со своим изображением.

3 этап – привыкание. Постепенная адаптация может включать несколько периодов.

Первый период: “мы играем только вместе”.На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она помогает и побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Так сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и сам отходит от мамы.

Второй период: “я играю сам, но ты будь рядом”. Малыш постепенно начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Интересно узнать новое побуждают ребенкаотходить от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой. Ребенок находится в группе, подходит к детям, играет рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры.

Третий период: “иди, я немножко поиграю один”. Наступает момент, когда малыш сам начинает проявлять самостоятельность в игре. Когда наступает такой момент, мама может отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы

Четвертый период: “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”. И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Успешной для детей раннего возраста адаптация будет тогда, когда воспитатели выбирают и проводят разнообразные игры, которые способствуют возникновению положительных эмоций у детей.

Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад Березка г

Основной метод работы игровой. В нашей группе “оживают” игрушки, успокаивают плачущих, помогают адаптироваться. Рассматриваем альбом с семейными фотографиями и ребенок успокаивается увидев своих родных.

Технология адаптации детей предполагает включение таких игр как:

- игры для налаживания контакта взрослого с ребенком;

- игры для мышечного и эмоционального расслабления;

- коммуникативные игры (формирование социальной осведомлённости);

- игровые упражнения для формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости)

При адаптации ребенка к сверстникам, взрослому очень важны игры.

В игре ребенок учится доверять взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Играя с детьми взрослый улыбается, говорит ласково, заботится о каждом малыше. Предлагает играть взрослый. Он учитывает возможности и место проведения. Речь взрослого должна быть спокойной. Нельзя ругать ребенка за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие. «Дай ручку!» Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку: Давай здороваться. Дай ручку! Нельзя быть излишне напористым, это может испугать малыша. Не стоит подходить слишком близко, слова обращения к ребенку произносятся негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, взрослый и ребенок находятся на одном уровне, смотрят в лицо друг другу. «Привет! Пока!» Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. -Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. -Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. -Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. -Помаши ручкой на прощание. Пока!

Игра «Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Солнце или дождик?», «Поезд», «Хоровод с куклой» ,

«Догонялки», Маленькое зеркальце.

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Таким образом, важная задача педагогов, помочь детям преодолеть стресс при поступлении в дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему. Одним из эффективных средств адаптации являются игры для мышечного и эмоционального расслабления (с песком, водой,

Фото №2 группа Воробышки Вторая группа раннего возраста от до лет год Технология

с природным материалом).

Игры с песком: «Песочные следы», «Найди игрушку в песке», Игры с водой: «Напоим лошадку водой»,

«Рыбаки», «Прятки». «Погремушка», «Художники», «Дождик», Игра «Массажируем ручки»,

Пальчики купаются, Им орешки нравятся. «Экскаватор»

Адаптируясь к условиям дошкольного учреждения у детей развиваются навыки общения и расширяется их содержание.

В моей работе особое место занимает развитие коммуникативных навыков детей. Эти игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к другим людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок выражает свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и усваиваетзнания норм и правил поведения.

Опыт доброжелательных отношений со сверстниками приобретается в режимных моментах. Приветствуется забота о товарище и сочувствие. Я стараюсь, чтобы дети были уверены, что взрослые их любят, каждого из них.

В играх воспитываю отрицательное отношение к грубости, жадности; развиваю умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Игра с собачкой, «Воробьи и кошка»,

«Гномик», .«Заинька», «Теленок» Флажок», «Кисонька» ,«В нашей группе», «Наши дети»

Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. С целью повышения родительской компетентности в вопросах адаптации детей к условиям дошкольного учреждения проводились консультации как групповые, так и индивидуальные, оформляли папки-передвижки

«Особенности адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада»;

«Основные ошибки родителей в адаптационный период»

.Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Список используемой литературы1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие /Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с. 2. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М. : Линка-Пресс, 2001.3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с. 4. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях : Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. :Просвещение, 1986. – 144 с. : ил. 5. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С. Н. Теплюк. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с. 6. Коммуникативные игры для дошкольников Методическое пособие/М. Ю. Картушина – М. : «СКРИПТОРИЙ 2003»,2014.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

Ребенок:

Ф. И___

Дата рождения___

Домашний адрес, телефон___

Мать:

Ф. И. О___

Год рождения___

Образование, специальность, место работы___

___

Отец:

Ф. И. О___

Год рождения___

Образование, специальность, место работы___

___

Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)___

___

Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними___

___

К кому из членов семьи ребенок больше привязан___

___

Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

___

Основные виды игр и занятий дома___

___

     9.  Какие игрушки любит, кто их убирает___

___

Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть) :

- с детьми своего возраста  да  нет

- с детьми старшего возраста  да  нет

- с незнакомыми взрослыми  да  нет

- с родными  да  нет

11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните) :

- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным

12.  Что умеет делать ребенок самостоятельно___

___

Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть) : подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)___

Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть) : хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть) : он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть) : быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

Спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Анкета для родителей:

«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

Ф. И. ребенка ___

1. Какое настроение преобладает у ребенка?

        а) бодрое, уравновешенное

        б) раздражительное, неустойчивое

        в) подавленное

2. Как ребенок засыпает?

        а) быстро (до 10 мин.)

        б) медленно

        в) спокойно

        г) не спокойно

3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

        а) дополнительные воздействия ___

                                                                                                 (какие)

        б) без дополнительных воздействий

4. Какова продолжительность сна ребенка?

        а) 2 часа

        б) менее часа

5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

        а) хороший

        б) избирательный

        в) неустойчивый

        г) плохой

6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

        а) положительно

        б) отрицательно

        в) не просится, но бывает сухой

        г) не просится и ходит мокрый

7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

        а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие ___                            

                                                                                                                                                                        (указать)

        б)    нет отрицательных привычек

8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

        а) да

        б) нет

        в) иногда

10. Как играет Ваш ребенок?

        а) умеет играть самостоятельно

        б) не всегда

        в) не играет сам

11. Взаимоотношения со взрослыми:

        а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

12. Взаимоотношения с детьми:

         а) легко идет на контакт

        б) избирательно

        в) трудно

13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен?

        а) да

        б) нет

        в) не всегда

14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

        а) да

        б) нет

        в) перенес разлуку легко

        г) тяжело

15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

        а) да

        б) нет      

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 17 февраля 2023 в 00:52
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Воробьёва Зоя Михайловна (УИ 2011000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД