Олейник Алена Андреевна
Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЖРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК».
ОПЫТ РАБОТЫ
воспитателя
Олейник Алены Андреевны
Тема: «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников».
с. Мильково,
октябрь, 2022г.
«Мышление талантливо тогда, когда оно работает в соответствии с законами внешнего мира».
Публикация «Технология ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Г. С. Альтшуллер, автор ТРИЗ
За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.
Как появилась ТРИЗ?
С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения.
Теория получила признание в СССР, а затем и во всём мире. В 1989 году основана Международная ассоциация ТРИЗ. В 1987 году данную технологию внедрили в ДОУ
Эксперт по ТРИЗ - педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
1. Давать ребенку право выбора везде, где это возможно.
2. Сталкивать ребенка с проблемами без чёткого алгоритма решения и верного ответа.
3. Обучать через практику — эксперименты, опыты, исследования.
4. Постоянно отслеживать интерес детей и понимание ими материала.
5. Стремиться к максимальной пользе при минимальных затратах.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия. Всё это формируется у ребенка по мере развития его мышления. Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
В своей педагогической деятельности мы зачастую сталкиваемся с такой проблемой, что у современных дошкольников :
• монологическая речь плохо развита;
• небольшой опыт рассказывания текстов;
• недостаточный активный словарь;
• дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.
В связи с этим, для развития речи детей младшего дошкольного возраста я остановила свой выбор на использовании в образовательном процессе приемов ТРИЗ.
Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.
Основная задача ТРИЗ – технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Основная цель ТРИЗ - технологии – формирование у детей креативного мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях своей деятельности.
ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, перед ошибками, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.
Значимость технологии заключается в разработке путей, методов и средств для развития речи, творческого воображения и мышления в соответствии с возрастными особенностями детей.
Методы технологии ТРИЗ :
• обучение детей творческому рассказыванию по картине;
• работа с противоречием;
• обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;
• обучение детей созданию образных характеристик объектов;
• обучение детей сочинительству и словотворчеству;
• обучение детей составлению текстов сказочного содержания.
• обучение детей составлению загадок.
Актуальность представленной технологии заключается в формировании у детей умения видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость. В закономерности развития и качественного изменения процесса речевого развития детей, изобретательской смекалки, творческого мышления.
Дидактические принципы:
• Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
• Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
• Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
• Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Как показал опыт работы с детьми, традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказам своих сверстников. В связи с этим я считаю, что методические приемы и принципы данной технологии способствуют развитию у детей инициативы, самостоятельности, творческого воображения.
На начальном этапе рассказывания для определения объектов на картине используем прием «подзорная труба».
Далее используется прием «вхождение в картину», он дает возможность воспринимать картину через разные органы чувств.
Игра: «Подзорная труба» способствует упражнению детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентиры.
Прием «вхождение в картину», тут дети «входят» в пространство картины и с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, отражают возможные ощущения в речи.
Следующая составляющая технологии ТРИЗ – работа с противоречиями.
Работа с противоречием.
Противоречие – это предъявление одному объекту противоположных требований. Например один и тот же объект хороший и плохой (герой мультфильма кому-то понравился, а кому-то нет, большой и маленький (сосулька сначала маленькая, а потом большая, горячий и холодный (утюг - подошва горячая, а ручка холодная).
Решаем противоречия при помощи игр: «Скажи об одном предмете много», «Теремок», «А что, если…», «Если бы ты попал в сказку», «Волшебная палочка – уменьшалка или увеличивалка».
Обучение детей созданию образных характеристик объектов.
Технология обучения детей составлению сравнений:
• называется какой-либо объект;
• обозначается его признак;
• определяется значение этого признака;
• сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
• цыпленок (объект №1);
• по цвету (признак);
• желтый (значение признака);
• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).
Находясь на прогулке, я предлагаю детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Помогаю ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице такой же прохладный, как воздух в холодильнике".
Данная работа может проводиться в любом виде деятельности, для активизации полученных знаний и навыков.
Рассказывая о предмете одной из главных задач – это назвать признаки этого предмета. Дети нашего возраста нуждаются в опорных схемах и подсказках, они могут испытывать затруднения и назвать не все значения признака.
Для облегчения и помощи детям можно использовать схемы и картинки – подсказки
Технология обучения детей составлению загадок.
С детьми своей группы я использую три основных модели составления загадок.
Как говорилось выше, я использую в своей работе схемы и таблицы. Более актуальны они во время обучения детей составлению загадок.
На начальном этапе работы отгадка уже известна и детям нужно подобрать признаки, а к каждому признаку подобрать другой объект обладающий таким же признаком. Не стоит забывать, что признаки и связующие слова подбираются в соответствии с возрастом и особенностями развития детей.
По схемам с картинками дети самостоятельно могут составить загадку. Важную роль здесь имеет предварительная работа.
Обучение детей составлению загадок очень сложный и кропотливый процесс, тем более в столь юном возрасте. Поэтому данная работа построена иначе, нежели в группах старшего дошкольного возраста. Первый этап работы это ознакомление, сначала детям нужно все рассказать и объяснить, почему именно так. Принцип построения загадки повторяется несколько раз, в разные дни и только после этого дети могут самостоятельно ее сформулировать (с небольшой помощью воспитателя).
В работе с загадками прослеживается закономерность, чем больше ребенок знает о предмете, тем ему проще составить о нем загадку. Поэтому повторюсь, что предварительная работа это очень важная составляющая.
Работая с детьми по ТРИЗ – технологии, педагогам и родителям будет очень полезна книга Аллы Нестеренко «Страна загадок».
Книжка состоит из трех частей. В первой части рассказано о том, как научиться самому и научить ребенка не бояться проблем. Во второй – во что можно поиграть с детьми между делом. Третья часть предлагает изучить способы познания и изменения мира через загадки.
Еще один метод данной технологии – это составление сказок. Самый любимый у детей.
Составление сказок с помощью метода "Каталога".
Цель: обучение ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Примерная цепочка вопросов
Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Прелесть данного метода в том, что здесь не может быть неправильного ответа, абсолютно любая развязка верна. В силу возраста детей, на первых этапах работы все вопросы сопровождаются иллюстрациями (как примеры) для тех, кто затрудняется. Дети с более развитой речью и умственными способностями используют свои ответы и могут обойтись без иллюстраций. Данная работа на столько полюбилась детям, что они не умея читать рассказывают друг другу сказки опираясь на картинки в книгах. Теперь любая сказка с грустным концом может закончиться хорошо для всех героев.
Работая с детьми не стоит забывать и о взаимодействии с родителями. За период работы по данной теме мной были подготовлены следующие материалы:
Папка – передвижка: «Развивающие игры ТРИЗ».
Буклет: «Технология ТРИЗ в речевом развитии детей».
Картотека дидактических игр с применением технологии ТРИЗ и др.
В заключении хотелось бы еще раз отметить что, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки…
Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ. Во время прогулок можно использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д.
ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
Педагог не дает детям готовую информацию, а учит её находить.
Т. к речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы ТРИЗ – технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь.
В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость развивается речь и логика мышления.
Вывод:
Методы данной технологии позволили мне успешно решить многие задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказывать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируется умение слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодиться ребенку в дальнейшем.