Елена Неклюдова
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из форм организации образовательного процесса, где ребёнок может проявлять свою речевую активность, является общение входе утреннего сбора как важного режимного момента.
Ни для кого не секрет, что большинство детей с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится буквально уговаривать ребёнка. Конечно, в такой ситуации активное общение вряд ли возможно. Ребёнок замкнут и обижен на всех сразу. Между тем навязчивому общению с педагогом ребёнок скорее предпочтёт общение с другими детьми. С учётом этого основными задачами утреннего сбора являются :
Публикация «Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Установление комфортного социально – психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
Развитие самостоятельности, самоорганизации.
В ходе свободного общения дети могут высказывать и выслушивать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживания друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.
Утренний сбор для дошкольников – это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чём думаешь, что чувствуешь.
Педагогом утренний сбор даёт возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований к педагогам – это умение руководить межличностным общением детей, решать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.
С целью установления эмоционального контакта утренний сбор начинается с приветствия в котором педагог и остальные дети выражает чувство радости от встречи или сопереживания по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств.
Приветствия бывают:
*типичные (здравствуйте, доброе утро, привет, салют и т. д.);
*приветствия с действиями (с добрым утром – просто стоя лицом друг к другу; с обниманием, с похлопыванием по плечу и т. д.)
*стихотворные приветствия (Здравствуй, правая рука. Здравствуй, левая рука. Здравствуй, друг, здравствуй, друг, Здравствуй, весь наш дружный круг)
*приветствия от имени героев;
*приветствия с перекидыванием мяча и т. д.
Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой которого являются "Добрые дела". Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Так, например, один из детей сообщил, какое доброе дело они с папой сделали для птиц зимой: смастерили несколько кормушек и развесели их в парке. Затем педагог организует обсуждение.
Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводится игра. Групповой сбор должен проводиться быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Что это может быть? Любые игры, не требующие большой подвижности, например пальчиковые, словесные, игры – фантазии, игры- шутки. Хорошо использовать элементы тренинга (психогимнастику).
Варианты игр: я превращаюсь; как …; интервью; снежный ком ; Кто я (Цель игры состоит в том, чтобы не только придумать какой – либо образ для себя, но и постараться изобразить его мимикой, жестами, движениями. *Я чувствую, что я кусочек льда. Я таю от тепла; *Я стакан воды. Меня сейчас выпьют. * Я прекрасный цветок. На меня села пчела и т. д.)
Роль ребёнка в групповом сборе.
Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяет ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми. Ребё нок вправе самостоятельно принять решение: продолжать начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе; включиться в него сразу или когда он сам будет готов это сделать. Ребёнку не запрещается включаться в групповой сбор с опозданием.
Роль воспитателя в групповом сборе.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы:
*обеспечить комфортное и конструктивно – деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
*установить и удержать культурную рамку (культуру ведения диалога и монолога);
*стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем содержания, материалов, форм и способов действий;
*помогать ребятам выбирать и планировать работу.
Ежедневные новости – четвертый этап утреннего сбора – настраивает детей на активное общение между собой, как вербальное, так и невербальное. В ходе этого этапа сообщает воспитанникам информацию:
* о календарных событиях (времени года, дате, изменениях погоды);
* плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т. д.);
* особом событии – дне рождения одного из воспитанников.
И ещё каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами – неудачами, детскими обидами и достижениями. Обмен новостями на групповом сборе – время легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. Запретных тем не существует. Итак: * новости не регламентируются, у одного ребёнка их может быть несколько; * не подвергаются селекции (только хорошие новости); * не вытягивать насильно (Серёжа, мы ещё не слышали твоих новостей) и т. д.
В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность (общаться, эмпатия (сопереживание, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.