Татьяна Бондарева
Конспект ООД «В казачьем курене» по социально-коммуникативному воспитанию детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
«В казачьем курене»
по социально – коммуникативному воспитанию детей в подготовительной группе
Цель: Обобщение знаний о быте казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества.
Задачи:
Образовательные:
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- ознакомить с содержанием казачьих игр (отражение жизни народа на протяжении многих веков);
Развивающие:
Публикация «Конспект ООД „В казачьем курене“ по социально-коммуникативному воспитанию детей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
ХОД ООД
Воспитатель: Ребята, я хотела бы узнать в каких домах вы живете? (ответы детей)
Воспитатель: Я люблю свой дом за то, что в нем живет моя семья. В нем тепло и уютно. А вы за что любите свой дом? (ответы детей)
Воспитатель: Мне было радостно и интересно узнать о ваших домах и за что вы их любите. Когда я была маленькой, то любила гостить у бабушки. У нее был вот какой дом, у ее соседей были такие же дома. (Детям предлагаются иллюстрации и с изображением жилища казаков).
Вы догадались, что это за дома?
Дети: Это казачьи курени.
Воспитатель: Кто в них жил?
Дети: Донские казаки.
Воспитатель: Кто они такие, Донские казаки?
Дети: Это сильные и уверенные в себе люди.
- настоящие рыцари донских степей ;
- они умели делать сами всё, что нужно для жизни: семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать, жилище строить.
Воспитатель: Да, таких домов больше ни у кого не было на Руси.
Чем они отличаются от других домов и домов, в которых живете вы?
Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий - верхи.
- Поэтому про курень говорят
Курень, куренек
Он не низок, он высок…
Воспитатель: А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие? (Дети высказывают свои предположения)
Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных.
- А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
- казаки говорили: «Жить нужно в дереве, а продукты хранить в камне».
- Вокруг дома шел балкон. Его называли балясины.
Во время разлива вода могла не уходить до самого лета, казаки с балясин на лодках переправлялись от дома к дому.
Воспитатель: А что означает слово курень? (Ответы детей)
Курень значит круглый. Все комнаты были построены вокруг печки по кругу.
Воспитатель: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»? (Ответы детей)
Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
- Печь обогревала всех, на ней готовили еду.
А сейчас я хочу предложить Вам позабавиться, да потешиться, удалью похвастаться, силушкой помериться, как в давние времена казаки.
Все проверили осанку, подтянулись, молодцы!
И сейчас я вижу, что все вы у меня удальцы.
Но тогда не ленись в колонну по одному становись!
Как Вы думаете, с чего начинался день у казаков. Вот об этом, мы сейчас и узнаем из игры «Сон казака»
Игра «Сон Казака»
Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
(Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал) .
Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-МУ, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, разбегаются по всему залу, казак пытается их догнать.
Воспитатель: Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Пока казак занимался делом, его конь, верный друг гулял на воле.
Ну-ка, наши казаки,
На подъём вы все легки?
Заплетать плетень пойдём!
Что такое плетень Вы знаете? (ответы)
Игра «Плетень»
Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.
По сигналу «Гуляем» играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По команде «Плетень» все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.
Воспитатель: Не один праздник на у казаков не обходился без хоровода. Ну, казачки выходите, хоровод свой заведите.
Как у наших у ворот
Собирается народ.
Собирается народ
На веселый хоровод.
«Заря – заряница»
Дети идут по кругу и поют. Водящий стоит вне круга.
Заря-заряница,
Казачка – девица
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два – не воронь.
А беги, как огонь!
С последними словами водящий кладёт кому - либо на плечо руку, вдвоём они бегут в разные стороны, и обегают круг. Кто первым займет свободное место, тот и побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Воспитатель; Ребята, где мы сегодня побывали?
Что нового узнали?
Чему научились?
Что бы вам еще хотелось узнать о жизни Донских казаков?
Напутствие.
И хорошо, чтоб в наши дни
Традиции с тобой мы берегли,
В чудном крае, где живем мы у Дон - реки,
Где жили здесь когда то наши предки казаки!