Любовь Хваткова
Конспект занятия «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух и его свойства».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Знакомить с объектами неживой природы, их свойственными качествами, значением для живых организмов.
2. Формировать понятие о свойствах и способах обнаружения воздуха.
Публикация «Конспект занятия „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
3. Формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их с помощью взрослого.
4. Создание мотивации к участию в экспериментировании.
5. Развивать навыки проведения опытов через поисковую деятельность.
6. Подводить детей к решению познавательной задачи.
Оборудование:
1. Полиэтиленовые пакеты.
2. Бумажные веера.
3. Стакан с салфеткой и миска.
4. Стаканчики с водой и трубочки.
5. Воздушные шарики.
6. Резиновые груши.
7. Бумажные игрушки.
8. Картинки.
Использование ИКТ, флешка.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Как вы думаете, что это (показываю сачок? (ответ детей). Этим сачком я хочу поймать Невидимку. А кто это такой, я сейчас вам расскажу и покажу (показ презентации).
Чтение рассказа А. Низовой «Невидимка».
«Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.
Вы идете по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает с вашей головы шляпу.
Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несет Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава».
Кто этот Невидимка? (ответы детей). Ветер и воздух – это одно и то же.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Воздух заполняет все промежутки, щелки в предметах, он всюду вокруг нас. Воздух прозрачен, и потому все предметы мы хорошо видим. Попробуем доказать, что воздух есть всюду.
Опыт 1.
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (ответы детей). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
Вывод: воздух прозрачный и он везде.
Но бывают ли ситуации, когда воздух вдруг становится черным и в нем нельзя увидеть предметы? В каких ситуациях? (ответы детей). (показ слайдов).
Мы с вами говорили, что ветер и воздух – это одно и то же. Ветер, получается, от движения воздуха.
Опыт 2.
Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (ответ детей).
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Сейчас мы с вами попробуем доказать, что воздух есть всюду, в том числе и в этом стакане.
Опыт 3.
На столе стоит миска с водой и стакан на дне, которого есть салфетка. Салфетка сухая. Я опускаю стакан в миску, держу стакан ровно. Что происходит? Вошла вода в стакан? А как вы думаете, что ей мешает? (ответы детей).
Вывод: воздух есть везде, только он бесцветен, поэтому мы его не видим.
Перед вами стоят пластиковые стаканчики и трубочки для коктейля. Как вы думаете для чего они здесь находятся? (ответы детей.) Прежде, чем приступим к проведению следующего опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что вы вдохнули, а выдохнули? (ответы).
Опыт 4.
Опустить трубочку в стакан с водой, подуть в трубочку и посмотреть, что происходит.
Прозрачные пузырьки. Это и есть воздух. Его мы увидели глазами. Имеет ли воздух цвет? (ответы детей). Он бесцветен и прозрачен.
Вывод: воздух есть повсюду. Его можно увидеть.
Опыт 5.
На столе лежат надутые воздушные шары. Возьмите шары и приложите их к уху. Потихоньку выпускайте воздух и послушайте, как он выходит со звуком.
Вывод: воздух не увидели, но услышали.
Возьмите в руки воздух, опустите его, поднимите, бросьте. Был ли воздух у вас в руках? (ответы детей). Да, но мы его не ощутили. Однако воздух можно почувствовать поверхностью кожи. Давайте проведем эксперимент.
Опыт 6.
Дети берут резиновую грушу. Подносят ее к руке и сжимают.
Ощущаете ветерок? Этот ветерок и есть воздух.
Опыт 7.
На столе у каждого из вас мелкие легкие игрушки из бумаги. Подуйте на них, помашите веером. Что с ними происходит? (ответы детей). Вы привели их в движение с помощью воздуха.
Вывод: воздух мы не видим, но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом.
Логическая задача «Кто унес рубашку?»
«Мама постирала Пете рубашку и повесила ее сушить на улице на веревке.
- Сегодня на улице ветер, рубашка быстро высохнет, - сказала она.
Но когда пришла через час снять рубашку, ее на веревке не было. Мама стала искать рубашку и нашла ее далеко от веревки, на земле. «Кто же снял рубашку?» - подумала мама».
Дети выполняют задание.
Физкультминутка.
Дует ветер нам в лицо (прикрывают лицо ладошками)
Закачалось деревцо (стоя, раскачивают руками вправо, влево)
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше (дети поднимают руки выше и меньше ими раскачивают).
Ребята, как вы думаете, воздух важен для человека? (ответы детей). А кому или чему он ещё нужен? (ответы детей).
Игра «Поможет – навредит».
1. Летом в жару освежает. 1. Ураган – ломает деревья.
2. Запускаем воздушного змея. 2. Обрывает провода.
3. Кататься на паруснике. 3. Срывает крыши домов.
4. Летать на дельтаплане. 4. Переворачивает рыбацкие лодки
5. Играть с вертушкой. 5. Разносит огонь.
6. Сушить белье.
7. Запускать мельницу.
8. Дышать человеку.
Ребята, теперь я вам предлагаю составить портрет воздуха – Невидимки.
Для этого нам нужно вспомнить, что мы узнали о воздухе :
Воздух прозрачный и он везде.
Когда воздух движется – это ветер.
Его мы можем увидеть (приклеиваем глаза).
Мы его можем слышать (приклеиваем уши).
Мы его можем ощутить (приклеиваем руки).
Но к сожалению, люди не задумываясь, загрязняют воздух. Вы можете назвать источники загрязнения воздуха? (ответы детей).
А вы знаете как можно воздух беречь? Что надо делать чтобы он был чистый? (ответы детей и показ слайдов).