Оксана Тихоненко
Занятие по экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: формировать основы естественно-научных и экологических знаний.
Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования.
Познакомить с понятием «воздух» его
Свойствами и значением.
Развивать умственные способности
(умение анализировать, обобщать)
Воспитывать любознательность,
наблюдательность, активность детей.
Словарная работа: невидимый, прозрачный.
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Материалы: воздушные шары, тазики, банка,
стакан или бутылочка с водой,
соломки для коктейля (по количеству детей,
мыльная пена для пузырей.
Воспитатель:
ебята, к нам сегодня в гости прилетели два
воздушных шарика. Один весёлый, толстый,
румяный, а второй - бледный, худой, грустный.
Как вы думаете почему второй шарик такой?
Дети: Он сдулся!
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы второй шарик повеселел и
Снова стал круглым и упругим?
Дети: его нужно надуть!
Воспитатель: А чем мы надуем шарик?
Что находится внутри шарика?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, ребята! Внутри шарика находится воздух.
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. Откуда-же
он берётся в шарике?
Дети: мы его вдыхаем.
Воспитатель: Давайте вместе попробуем вдохнуть и выдохнуть
воздух. Вдохните воздух через нос, подставьте ладонь
ко рту и выдохните воздух. Что вы почувствовали?
Дети: воздух выходит.
Воспитатель: Правильно, мы можем почувствовать движение
воздуха. А где живёт воздух?
Дети: Везде!
Воспитатель: Да, воздух вокруг нас! Скажите, для чего воздух нужен
человеку?
Дети: Чтобы дышать!
Воспитатель: А как воздух попадает внутрь человека?
Дети: Через нос и рот.
Проводится дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять –
Отправляемся гулять!
Все же знают, что полезно
Свежим воздухом дышать!
Носом вдох, выдох ртом,
Дышим носом, а потом
Дыханье нужно задержать
И секунду не дышать.
Дышим носом глубоко,
Приседаем мы легко
Раз, два, три, четыре, пять –
Нужно правильно дышать!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть пузырьки воздуха?
Одевайте шапочки и мантию, как настоящие учёные
Мы с вами будем делать опыты, чтобы узнать
свойства воздуха. Пройдём в лабораторию.
Опыт – 1: Возьмите шарики и надуйте их чтобы они стали
круглыми и упругими, сожмите отверстие рукой и
опустите в воду отверстием вниз, отпустите руку.
Что появляется в воде?
Дети: Пузыри!
Воспитатель: Откуда берутся пузыри?
Дети: Из шарика выходит воздух!
Воспитатель: Правильно, в воде можно увидеть пузырьки воздуха.
Опыт – 2: Возьмите трубочки, подуйте в неё и подставьте
ладонь, что вы чувствуете?
Дети: Струю воздуха.
Воспитатель: То есть мы не видим воздух, а чувствуем движение
воздуха. Теперь опустите один конец трубочки в воду
и подуйте в неё. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Из шарика и из трубочки выходит воздух. Мы видим
пузырьки воздуха!
Опыт – 3: (Проводит воспитатель.)
Воспитатель: У меня в руке стакан (показывает каждому ребёнку).
Внимательно посмотрите, есть ли в нём что-нибудь?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой. Обращает внимание детей, что стакан
нужно держать очень ровно.
Воспитатель: Заполнила вода весь стакан или нет? Почему?
Дети высказывают предположения, воспитатель подводит итоги:
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает воду!
Воспитатель: Давайте снова опустим стакан в воду, но держать его
но держать его будем не ровно, а немного наклонив.
Что появляется в воде?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Откуда они взялись? Вы же говорили, что в стакане
ничего нет?
Дети высказывают предположения, воспитатель подводит итоги:
Вывод: Воздух невидимый, прозрачный, он выходит из стакана, а
его место занимает вода.
Воспитатель: Мы с вами уже убедились, что воздух прозрачный,
невидимый, он вокруг нас, с помощью воздуха мы
дышим. А какой ещё бывает воздух?
Опыт – 3: (Нагревание воздуха)
Воспитатель включает фен и направляет на детей.
Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети отвечают, что чувствуют тёплую струю воздуха.
Воспитатель: Воздух бывает теплый, горячий. А сейчас на улице
какой воздух? Тёплый или холодный?
Дети: Холодный.
Воспитатель: Правильно! Как вы думаете, чем можно измерить
температуру воздуха?
(Дети высказывают предположения.)
Воспитатель: Для того, чтобы измерить температуру воздуха есть
специальные приборы—термометры.
Детям демонстрируется термометр для измерения температуры
воздуха.
Воспитатель: А сейчас Аня хочет загадать вам загадку:
ЗАГАДКА: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем!
Воспитатель: О чём эта загадка, что это за невидимка?
Дети: Это воздух!
Воспитатель: Конечно! Для вас и для наших гостей Антон хочет
рассказать стихотворение:
СТИХ: Воздух – это чем мы дышим,
Через воздух звуки мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолет.
Птица в воздухе летает,
Разным воздух наш бывает.
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным,
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз –
Щиплет больно он за нос.
Воспитатель читает детям стихотворение Маршака С. «Мыльные пузыри» :
Воды обыкновенной
В стаканчик набери.
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломенку простую
Сейчас возьму я в рот.
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку – и вот,
Взлетает шар надутый
Прозрачнее стекла.
Что же у него внутри?
Это воздух, посмотри!
Дети берут соломинки и пускают мыльные пузыри.