Рязанцева Ирина
«Воздух — невидимка». Экспериментальная деятельность в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Воздух - невидимка». Экспериментальная деятельность в средней группе.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи: обучающие:
• знакомить детей со свойствами воздуха;
• формировать представление о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, легкий, бесцветный);
• дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Публикация «„Воздух — невидимка“, Экспериментальная деятельность в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
• вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах.
Развивающие:
• развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность;
• Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные :
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Интеграция образовательных областей: «социально – коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие».
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей: легкий, прозрачный, невидимый, бесцветный, тяжелый.
Подготовительная работа:
• наблюдение за ветром;
• эксперименты с водой и предметами из камня, металла и песка;
• Разучивание игры «Дует ветер»;
• беседы из цикла «Земля - наш общий дом».
Материал: кукла Почемучка (игрушка); полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); стаканчики (по количеству детей); трубочки коктейльные; три прозрачные чаши; три мячика пластмассовых, три столика для экспериментирования; салфетки бумажные (по количеству детей).
Воспитатель загадывает детям загадки о явлениях природы.
1. Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо – корабли. (Облака)
2. На тарелке колобок-
Золотой горячий бок.
А тарелка голубая –
Не видать конца и края. (Солнце и небо).
3. Носится, свищет,
Мечется, рыщет.
Где пробежит – листик дрожит.
Где пронесется – дерево гнется. (Ветер)
4. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Правильно, ребята, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем проводить опыты, как настоящие ученые.
Раздается стук в дверь, и появляется кукла Почемучка.
Почемучка: Здравствуйте ребята, А что это вы тут собираетесь делать?
Воспитатель: Мы с ребятами собираемся поговорить о воздухе.
Почемучка: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Лично я его никогда не видела. А вы ребята? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Раз мы его не видели, значит, ребята, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.)
Почемучка: Вот- вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе.
Воспитатель: Погоди Почемучка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас. Ребята, давайте докажем Почемучке, что воздух все таки есть.
ОПЫТ №1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пуст.)
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы взмахнем пакетом и закрутим его, он стал похож на подушку. Что мы поймали в пакеты? (Воздух.)
- Почему сквозь пакеты все видно? (Потому что воздух прозрачный.)
- Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нем нет воздуха).
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (Воздух бесцветный и прозрачный.)
Почемучка: А мне этот мешочек что – то напомнил. Летом я видела, как люди используют этот запертый воздух. На речке! Это был надувной матрас! А вы, ребята, видели предметы, в которых спрятался воздух? (Спасательные жилеты, нарукавники, круги, мячи, воздушные шары.)
Воспитатель: Ребята, найдите на столе предмет, внутри которого есть воздух. Правильно Это пластмассовый мячик.
ОПЫТ №2 (с пластмассовым мячиком.)
Воспитатель: Опускаем в емкость с водой пластмассовый мячик. Что происходит? (Не тонет).
Вывод: не тонут предметы, в которых находится воздух.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут находиться на поверхности воды и не тонуть. Я вижу, что вы устали, и мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка.
Дует вер с высоты,
Гнуться травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
(Наклоны в стороны.)
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
(Прыжки.)
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
(Ходьба на месте.)
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
(Дети садятся.)
Почемучка. Теперь я знаю, что внутри предметов, где кажется пусто, спрятался воздух. Вот интересно, внутри человека есть воздух?
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, права ли Почемучка.
ОПЫТ №3 (с трубочкой, опущенной в стакан с водой.)
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки, воздух.)
- Так есть воздух внутри нас? (Да, есть. Мы дуем в трубочку, и он выходит.)
- Чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку – и получаются пузырьки.
- Какой можно сделать вывод? (Воздух есть внутри человека.)
Почемучка: Понятно! Мы выдыхаем воздух, значит он есть внутри нас. Но как он к нам попадает? (Ответы детей.)
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте Почемучке покажем, как дышат наши носики.
ОПЫТ №4 (с бумажной салфеткой.)
Воспитатель: Возьмите салфетку, поднесите к лицу, будем вдыхать и выдыхать через нос. Что, ребята, происходит (Салфетка шевелится.)
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем через нос, салфетка шевелится, как листочки на деревьях? А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же появился ветер тут сейчас? (Ответы детей.)
Воспитатель: Таким образом, когда воздух движется, получается ветер.
Воспитатель: Ребята, вы отличные искатели воздуха! В результате наших поисков мы обнаружили, что… (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
• Что воздух везде вокруг нас.
• Что воздух – невидим.
• Что воздух есть внутри предметов и людей.
• Что воздух без вкуса, без запаха.
Почемучка: Ребята, мне так у вас понравилось, я так много интересного узнала о воздухе, но мне пора возвращаться домой. До свидания.
Рефлексия: Ребята, если вам понравилось в нашей лаборатории, подарите друг другу свою улыбку.