МААМ-картинки

Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации

Харькова Елена
Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы

"Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации"

Елена Михайловна Харькова воспитатель

МДОУ - детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

Какое счастье! Ваш малыш подрос!

И многое уже умеет сам

Играет, ходит, говорит и размышляет

Пришла пора ребёнка в детский сад отправить.

Публикация «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах

Большинство современных родителей не могут сегодня отказаться от услуг детского сада – замечательного изобретения педагогов двадцатого века. И даже если начало посещения дошкольного учреждения выглядит совсем по-другому, детский сад - чудесные ворота в новый мир, мир образования, первая ступенька в бесконечной лестнице развития.

Первое, с чем сталкивается ребенок, родители и педагоги – необходимость адаптации к условиям детского сада.

Поступление малыша в детский сад - это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям даётся легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребёнка безболезненно. Для этого между воспитателями и родителями, должны установиться дружеские, партнёрские взаимоотношения. Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т е, становится способным жить среди других людей.

Для того, что бы разобраться в проблемах адаптации необходимо дать понятие самого слова «адаптация».

Адаптация – это приспособляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Процесс, часто проходящий с напряжением и перенапряжением психических и физических сил детского организма. В привычной, сложившейся жизни ребё нка происходят такие изменения как:

- чёткий режим дня;

- отсутствие родных рядом;

- постоянный контакт со сверстниками;

- необходимость слушаться незнакомого до этого человека, воспитателя, помощника воспитателя;

-резкое уменьшение персонального внимания.

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

1. Легкая степень адаптации :

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия,

угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и

игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя степень адаптации : все нарушения выражены более длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая степень адаптации (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Рассмотрим факторы, от которых зависит течение адаптационного периода :

возраст ребенка;

• состояние здоровья;

• уровень развития;

• характеристика нервной системы;

• умение общаться с взрослыми и сверстниками;

• сформированность предметной и игровой деятельности;

• приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно впервые дни, находится в состоянии стресса.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

• наличие у ребенка своеобразных привычек,

• неумение занять себя игрушкой,

• отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

• отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап - подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций. Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

II этап – основной.

Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатели, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

III этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения. Показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.

Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный

период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т. д. Например: «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т. д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми, театрализованными представлениями. Эти игры и представления обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук», показ сказок «Колобок», «Курочка Ряба» и т. д.

Дети очень любят книжки звуковые и музыкальные, такие как «Книжка – угадай-ка». Такие игры, как «Вместе с мишкой»,«Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Задачи воспитателя:

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

• какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.

• как называют ребенка дома

• чем больше всего любит заниматься ребенок

• какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным

4. Уточнить правила в общении с родителями :

• детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.

Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.

• Играет.

В период адаптации в ДОУ и в нашей группе проводятся разные мероприятия с родителями, начинается знакомство родителей с детским садом с «Дня открых дверей». Родители знакомятся с детским садом, с группой, с участком на котором в дальнейшем будут гулять дети, с воспитателями и помощником группы, в которую они будут приводить детей. Проводим беседы, консультации, анкетирование с родителями по адаптации. Совместно с родителями организуем выставки поделок, участвуем в конкурсах ДОУ. Оформляем стенгазеты «Играем дома», «Гуляем вместе с мамой и папой» - родители охотно приносят фотографии детей. Проводим мастер-классы, родительские собрания на которых родители сами могут поиграть в игры, с которыми мы играем в группе (на развитие мелкой моторики, по сенсорному развитию, в том числе нетрадиционные игры). Проводим родительские собрания с чаепитием, в непринуждённой обстановке. Все эти мероприятия помогают сближению родителей и воспитателей в период адаптации.

Своё выступление я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Список литературы

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста – М. 1981

2. Божович Я. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте – М. :Педагогтка, 1968

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранова С. П. Дошкольная педагогика – М. ,1997

4. Воспитание детей раннего возраста / Е. О. Смирнова, И. Н. Авдеева, Л. Н. Галингузова и др. – М. :Прсв., Учебн. Литература, 1996

5. Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой – М. ,1988

6. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М. :Прсв. ,1986

7. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика – М. ,1998

8. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985

9. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой – М. ,1980

10. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой – М. : Издательский центр «Академия», 1998

11. Психологическое сопровождение детей раннего возраста/Рук. Г. А. Ястребова, методист психологической службы МОУ ДО «Центр повышения квалификации»

12. СубботинскийЕ. В. Ребенок открывает мир – М. ,Просв. ,1991

13. dohcolonoc.ru›…824…v-adaptatsionnyj-period…detmi…

14. nsportal.ru›Детскийсад›Разное›…v-adaptatsionnyy-period…

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Подвижные игры в период адаптации детей младшего дошкольного возрастаПодвижные игры в период адаптации детей младшего дошкольного возраста Подвижные игры в период адаптации детей младшего возраста В этом году мы набирали новых детей — трехлеток, во вторую младшую группу. Ни.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации
Опубликовано: 2 октября 2022 в 22:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации» (включая файлы) размещена пользователем Харькова Елена (УИ 1435534) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД