Лучший педагог года

Здоровьесберегающие методы и средства в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ

Елена Северина
Здоровьесберегающие методы и средства в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2

Актуальность

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Коль здоровье – богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура двигательная активность. Статистика свидетельствует: физически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, то есть большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Приведенные цифры заставляют серьезно задуматься о причинах этого. Безусловно, они связаны с социально-экономическими процессами, происходящими в России. Но главной причиной является культурный кризис общества и как следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного процесса в целом. По результатам обследования детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ, наблюдается снижение показателей уровня их здоровья и физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. Конечно, в первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым происходит нарушение осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы. В связи с этим в настоящее время остро стоит вопрос организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Публикация «Здоровьесберегающие методы и средства в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ» размещена в разделах

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова. Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств, предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой. Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, психологические.

Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа.

Цель: Формирование основ физической культуры ребенка, его внутренней потребности к двигательной активности.

• сохранение и укрепление здоровья детей;

• формирование привычки к здоровому образу жизни;

• осознание и осмысление собственного «Я», преодоление барьеров в общении, формирование коммуникативных навыков;

• создание условий для двигательной активности детей;

оздоровление организма путем приобретения навыков правильного дыхания;

• привлекать внимание родителей к проблемам физического образования и оздоровления детей.

Основные направления и содержание работы

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии

Остеопатическая гимнастика Физкультурное занятие Арт-терапия

Ритмика Утренняя гимнастика Технологии музыкального воздействия

Динамические паузы Коммуникативные игры Технологии воздействия сказкой

Подвижные и спортивные игры Занятия по здоровому образу жизни Технологии воздействия цветом

Релаксация

Самомассаж

Технологии коррекции поведения

Дорожки здоровья Точечный самомассаж Психогимнастика

Гимнастика пальчиковая Физкультурные досуги, праздники Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для глаз Библиотерапия

Гимнастика дыхательная

В своей работе мы считаем рациональным использование следующих здоровьесберегающих педагогических технологий:

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Летом и осенью, если позволяют погодные условия, зарядка проходит на свежем воздухе, что служит закаливающей процедурой. В утренний отрезок времени на детей ложится, наиболее сильная нагрузка в это время проводится НОД, требующая от детей длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в образовательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия : гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

• традиционные;

• игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;

• сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления;

• тематические занятия;

• занятия – тренировки, это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;

• занятия – зачеты, для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).

Для целостного здоровьесберегающего педагогического процесса нами был проведен цикл НОД по валеологии «Знай, свое тело», который состоит из 4 разделов: «Мой позвоночник», «Мышцы», «Сердце», «Я дышу». Затем знания закреплялись в двигательной деятельности детей. Мы уделили большое внимание выработке правильного дыхания, так как оно способствует оптимизации кровообращения, улучшению самочувствия, развивает произвольность и концентрацию внимания.

Основные валеологические знания излагаются в НОД познавательного цикла и включены в расписание как занятия по познавательной деятельности. Специально подбираются комплексы общеразвивающих упражнений, игры, направленные на привлечение внимания ребенка к своему телу, пробуждения интереса к дальнейшему самопознанию, усилению положительной мотивации, пониманию себя и другого, зависимости между состоянием организма и образом жизни человека.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности.

Прогулки проходят два раза в день с подвижными, спортивными играми, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с личной инициативой, творчеством, фантазией вызывает эмоциональный подъем, а поэтому всегда желанна.

Оздоровительную бодрящую гимнастику после сна планируем на 2 недели. Пробуждение детей проводится в бесконтактном режиме, с помощью музыкальной шкатулки – будильника. В комплекс входят упражнения на осанку, для профилактики плоскостопия, для глаз и дыхательные упражнения.

После выполнения упражнений дети не просто идут в умывальную комнату, а отправляются в путешествие по дорожке (массажным коврикам с различной плотностью и выпуклостью рельефа, где моют лицо, обливают руки, до локтя прохладной водой, что служит закаливающей процедурой.

Для реализации личностно-ориентированной двигательной активности и формирования физической культуры ребенка в группе создана игровая физкультурная среда : центр «Спортотека», где помещено необходимое оборудование, журналы о спорте. В уголке отмечаем достижения детей на занятиях по физкультуре. Все это дает возможность свободы выбора детьми тех видов двигательной деятельности, которые в наибольшей степени отвечают внутренним потребностям и учитывают индивидуальные предпочтения к какому-либо отдельному виду движений.

Большую роль в психо-коррекционной работе отводим музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в нашей группе оформлен театрализованный уголок с разными видами театров, также в группе создан уголок психологической разгрузки.

Взаимодействие с семьями воспитанников

В Концепции дошкольного воспитания подчё ркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов». С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная работа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем:

анкетирование родителей: «Делаете ли вы сами зарядку по утрам?», «Чтобы вы хотели узнать о возможности оздоровления своего ребенка», «Каким видом спорта вы увлекаетесь?» и др. ;

папки-передвижки: «Здоровый образ жизни», «Игры мимоходом», «Зимняя прогулка» и др. ;

• библиотечка по физвоспитанию для семьи (стихи, рассказы, загадки для семейного чтения;

• картотека подвижных игр различной интенсивности для проведения в домашних условиях;

родительские собрания: «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» с показом упражнений детьми, «Пропаганда здорового образа жизни в семье»;

• консультации для родителей;

• мастер-класс для родителей детей подготовительной группы (был организован просмотр сюжетного занятия «Подводное царство», на котором они смогли увидеть успехи своих детей);

• дни открытых дверей (родители могут посетить любое мероприятие);

• индивидуальные домашние задания, чтобы повысить двигательную активность детей дома: «мой выходной день», «любимый вид спорта нашей семьи» и др. ;

фотоколлажи: «Наши чемпионы», «Будущее за нами» и др. ;

• фоторепортажи («День здоровья в своей семье», «Вместе с сыном, вместе с дочкой» и др.);

викторины для родителей: «Спорт – это жизнь», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» и др. ;

• проведение совместных физкультурных праздников – досугов: «Всей семьей - на старт!», «Семейный час», «Семейные старты».

Таким образом, организованная физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Вывод

Известно, что чем младше дети, тем более они восприимчивы к тому, чему мы их хотим научить. Привить навыки личной гигиены, привычку к здоровому образу жизни, научить получать удовольствия от двигательной активности и занятий физкультурой и спортом. Именно в этом состоит основа формирования физической культуры.

Дошкольный возраст – время, когда можно и нужно максимально постараться улучшить физическое и психологическое развитие дошкольника, чтобы заложить фундамент крепкого здоровья и успешной учебной деятельности, на что и была направлена наша работа. Практическая значимость работы состоит в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формировании основ базовой культуры личности, всестороннем развитии психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке воспитанников к жизни в современном обществе; повышении заинтересованности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду и в семье, повышению уровня профессиональной компетентности педагогов с позиции психолого-педагогических знаний, методических умений и профессиональных ценностных ориентаций.

Литература

1. Амарян, Р. И. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ Р. И. Амарян. - Москва: Детство, 2004. – 67 с.

2. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]/ В. Г. Алямовская. - Москва: Педагогика, 2003. – 209 с.

3. Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е. Антонов. - Москва: Аркти, 2001. – 211 с.

4. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] : Учеб. для студ. пед. вузов / М. Н. Жуков. – Москва: Академия, 2002. – 160 с.

5. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду [Текст]/ Под ред. Т. С. Яковлевой. – Москва: Школьная пресса, 2006. – 233с.

6. Здоровый дошкольник : Социально-оздоровительная технология XXI века. [Текст]/ Авт. сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. – Москва: АРКТИ, 2001. – 80 с.

7. .Коровина, Л. М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий [Текст]/. Л. М. Коровина/ под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковой, Т. И. Осокиной. – Москва: Наука, 1999. – 176 с.

8. Кузнецова, М. Н. Современные пути оздоровления дошкольников [Текст]/ М. Н. Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11.- С. 56-58.

9. Кузнецова, М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]/ М. Н. Кузнецова. Москва: АРКТИ, 2002 – 64 с.

10. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]/ Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 1999. – 232 с.

11. Маханева, М. Здоровый ребенок : Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе [Текст]/ М. Маханева. - Москва: АРКТИ, 2004. – 263 с.

12. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет [Текст] / Л. И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2002. – 157 с.

13. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

14. Сивачева, Л. Спортивные игры с нестандартным оборудованием [Текст]/ Л. Сивачева // Обруч. - 2001.- № 4. – С. 30-31.

15. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст]/ Е. Г. Юдина. - Москва: Просвещение, 2003. – 114 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие методы и средства в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 17:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД