Елена
Конспект ООД по развитию речи «Зимнее путешествие» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ООД
«Зимнее путешествие»
(старшая група)
Цель: закрепить знания о художественных средствах выразительности – эпитетах, олицетворениях, метафорах.
- обобщить знания об известных сказках;
- закрепить знания о временах года, живом – неживом в окружающем мире;
- учить выделять пейзаж, натюрморт, портрет из предложенных;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Зимнее путешествие“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять детей в правильных высказываниях (монологическая речь, ориентировки в пространстве;
- учить вслушиваться в поэтическую речь;
- познакомить с однокоренными словами;
- способствовать закреплению навыков расслабления благодаря физкультминуткам, пальчиковой гимнастике, музыке и живописи;
- прививать эстетический вкус, любовь к чтению, природе;
- воспитывать дружбу, доброту.
Оборудование: репродукции картин, иллюстрации сказок, шапочки зверей, музыка «Времена года» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся на прогулку! И вспомним известное стихотворение об этом.
Дети: Прогулка в зимний лес (с движениями по группе, где выставлены различные картины с пейзажами, натюрмортами).
Мы пришли в зимний лес.
Столько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Прилетают снегири.
Как красивые они!
В лесу красота и покой
А нам пора уже домой!
Воспитатель: а вы запомнили сколько мы сделали движение? Давайте назовём эти слова…
(Дети называют глаголы –пришли, стоит, глядит, кружатся, ложатся, проскакал и др.)
Воспитатель: Красота вокруг, правда? (ответы детей)
А не подскажите мне, как называются картины, на которых изображена природа? Давайте подойдём поближе, рассмотрим их. (Ответы детей – пейзаж). Предлагаю прочесть по цепочке стихотворения «Пейзаж».
Дети: Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней,
или яблони и облака.
Или снежная равнина,
или поле и шалаш,
Обязательно картина
называется «пейзаж»!
Воспитатель: Ребята, внимательно всмотритесь в репродукции на нашей выставке. Выберите, пожалуйста, все пейзажи. (ребята выбирают)
А какие остались? Что на них изображено? (Портрет А. С Пушкина,
Т. Г. Шевченко, натюрморты)
Дети: рассказывают об особенностях этих видов изображения.
Д/игра «Какое время года?» (Группы детей выделяют пейзажи: 1) зимние,
2) осенние, 3) летние, 4) весенние).
Воспитатель: Вот ещё послушайте такие «словесные» пейзажи.
Зима рассыпала холодные снега,
И зашумела за окошком вьюга.
Под белым снегом скрылись пышные луга,
Их замела метелица – подруга.
Уснул спокойным сном продрогший лес,
Молчат деревья, и притихло поле,
И скопо светит солнышко с небес,
Оно грустит о светлой летней доле.
Воспитатель: обратите внимание снова на слова – действие (дети выделяют их). Можно сказать, что рассказывается о живых существах? (Дети – да: «рассыпала зима», «замела», «уснул лес», «молчат деревья» и др.)
Воспитатель: В стихотворениях часто, как и в сказках, все неживые предметы оживают, действуют, сравнивают с человеком. Это такой прием, чтобы получалось красиво, выразительно.
Д/игра «Живое – неживое» (зелёные карточки у детей – живое, жёлтые – неживое). Ребята называют, другие – отгадывают.
Воспитатель: Дети, а как ещё мы называем эти предметы и существа? Почему? ( Дети: одушевлённые – неодушевлённые)
От какого слова? ( Дети: от слово «душа»)
Воспитатель: И ещё строки с такими же словами – действиями.
Ночной лес.
Лес ночной
Был полон звуков.
Кто-то выл,
А кто – мяукал.
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
захлопал,
Кто-то ухал
И кричал,
И глазищами
Вращал. Ну, а кто-то
Тихо– тихо
Тонким голосом
Молчал!
С. Пшеничных
Воспитатель: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова – действия?
Ответы детей (сове, коту, зайцу)
Воспитатель: А какое дерево больше всего мы любим зимой? А почему?
Дети: Ёлку, сосну, потому что украшаем на Новый год.
Воспитатель: Послушайте эти строки.
- У ёлочки колючие иголки.
Цвет хвои у неё темно – зелёный.
Трусливый зайка смотрит из -под ёлки,
Под неё он прячется зимой студеной.
- На улице сильный мороз
И ясное, звёздное небо.
Нам зиму волшебник при нёс,
Хотя никогда он здесь не был.
- Холодные и нежные снежинки
Укрыли землю мягкими сугробами.
Они легки, как мелкие пушинки,
И кажутся такими недотрогами.
- Трескучие морозы усыпили
Мохнатую задумчивую ель.
Колючие иголочки застыли,
И замела их белая метель.
- Легли кругом волнистые сугробы,
Не слышно больше звуков вдалеке,
Лишь рыженькая белка – недотрога
Красуется на черненьком сучке.
Воспитатель: Какие вы встретили здесь слова, к которым можно поставить вопрос какой? какие? какая? какое?
Ответы детей (колючие, темно – зелёный, трусливый, студеной, сильный)
Воспитатель: Вы помните, кто в лесу молчал? (Заяц) А почему? Как ему живётся зимой?
( Дети отвечают: заяц мерзнет, нет у него корма, ест кору деревьев)
Физкультминутка «Зайке холодно…»
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись!
Лапки ставим на бочок
И вприскочку скок да скок!
И вприсядку ладком
Чтоб не мёрзли лапки.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто где живёт?» (д/игра)
Дети: Белка живёт в дупле. Заяц в норке. Лисичка зимой живёт в норе. Медведь в берлоге. Ёжик в норке живёт.
Воспитатель: Холодно зимой в таких домах? Почему? (Ответы детей).
- Изо льда строит дом ледяной,
а из снега, конечно, снежный.
Жить в домах этих можно зимой,
Пока солнышко греет нежно.
Воспитатель: Викторина «У кого какой дом?»
- Назовите русскую народную сказку об общем домике для зверей, который был предметом одежды? («Рукавичка»)
- В каком стихотворении домик вырос? («Под грибом»)
- В какой сказке героиня жила в лесу, и даже лютая стужа не смогла заморозить бодрую девочку? («Морозко»)
- Назовите сказку, в которой герои построили три разных домика, но спастись от волка смогли только в одном. («Три поросёнка»)
- А в какой сказке медведь оказал «медвежью услугу» и оставил всех зверей без домика? («Теремок»)
- Вспомните сказку, в которой строили дом бык, свинья, петух. («Зимовье зверей»).
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Слова – братья» (однокоренные слова)
- Люди строят для жилья дома,
Домики и мелкие домишки.
Дел домашних там бывает тьма,
Домоводству я учусь по книжке.
- Зиму зимушкой часто зовут,
Хоть и трудно зимой зимовать.
Шубки зимние все достают,
Собираясь предзимье встречать.
- Река покрылось крепким льдом,
Под покровом ледяным.
Заледенело все кругом,
Мы на ледок глядим.
Дети: называют слова с одинаковой частью.
Воспитатель: Ребята, а мы знаем с вами историю о домике, которую расскажем с помощью пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Теремок».
Стоит в поле Теремок. (Ладони вместе)
Он не низок, не высок. (Вниз – вверх поднимаем)
На двери висит замок. (Ладони в замок)
Открывает его волк –
Дерг – дерг, дерг – дерг (В разные стороны поворачивают)
Пришел Петя – петушок
И ключом открыл замок. (Пальчики в середину, раскрывая ладони)
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по лесу. А ещё мы побывали в замечательной стране под названием «Русский язык». Как он красив, интересен, могуч! Вам понравилось? Что больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: А вечером мы с вами нарисуем различные дома, которые вы придумаете для себя, друзей, родных, птиц, зверей или для любимых сказочных героев.
Цель: закрепить знания о художественных средствах выразительности – эпитетах, олицетворениях, метафорах.
- обобщить знания об известных сказках;
- закрепить знания о временах года, живом – неживом в окружающем мире;
- учить выделять пейзаж, натюрморт, портрет из предложенных;
- упражнять детей в правильных высказываниях (монологическая речь, ориентировки в пространстве;
- учить вслушиваться в поэтическую речь;
- познакомить с однокоренными словами;
- способствовать закреплению навыков расслабления благодаря физкультминуткам, пальчиковой гимнастике, музыке и живописи;
- прививать эстетический вкус, любовь к чтению, природе;
- воспитывать дружбу, доброту.
Оборудование: репродукции картин, иллюстрации сказок, шапочки зверей, музыка «Времена года» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отправимся на прогулку! И вспомним известное стихотворение об этом.
Дети: Прогулка в зимний лес (с движениями по группе, где выставлены различные картины с пейзажами, натюрмортами).
Мы пришли в зимний лес.
Столько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Прилетают снегири.
Как красивые они!
В лесу красота и покой
А нам пора уже домой!
Воспитатель: а вы запомнили сколько мы сделали движение? Давайте назовём эти слова…
(Дети называют глаголы –пришли, стоит, глядит, кружатся, ложатся, проскакал и др.)
Воспитатель: Красота вокруг, правда? (ответы детей)
А не подскажите мне, как называются картины, на которых изображена природа? Давайте подойдём поближе, рассмотрим их. (Ответы детей – пейзаж). Предлагаю прочесть по цепочке стихотворения «Пейзаж».
Дети: Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней,
или яблони и облака.
Или снежная равнина,
или поле и шалаш,
Обязательно картина
называется «пейзаж»!
Воспитатель: Ребята, внимательно всмотритесь в репродукции на нашей выставке. Выберите, пожалуйста, все пейзажи. (ребята выбирают)
А какие остались? Что на них изображено? (Портрет А. С Пушкина,
Т. Г. Шевченко, натюрморты)
Дети: рассказывают об особенностях этих видов изображения.
Д/игра «Какое время года?» (Группы детей выделяют пейзажи: 1) зимние,
2) осенние, 3) летние, 4) весенние).
Воспитатель: Вот ещё послушайте такие «словесные» пейзажи.
Зима рассыпала холодные снега,
И зашумела за окошком вьюга.
Под белым снегом скрылись пышные луга,
Их замела метелица – подруга.
Уснул спокойным сном продрогший лес,
Молчат деревья, и притихло поле,
И скопо светит солнышко с небес,
Оно грустит о светлой летней доле.
Воспитатель: обратите внимание снова на слова – действие (дети выделяют их). Можно сказать, что рассказывается о живых существах? (Дети – да: «рассыпала зима», «замела», «уснул лес», «молчат деревья» и др.)
Воспитатель: В стихотворениях часто, как и в сказках, все неживые предметы оживают, действуют, сравнивают с человеком. Это такой прием, чтобы получалось красиво, выразительно.
Д/игра «Живое – неживое» (зелёные карточки у детей – живое, жёлтые – неживое). Ребята называют, другие – отгадывают.
Воспитатель: Дети, а как ещё мы называем эти предметы и существа? Почему? ( Дети: одушевлённые – неодушевлённые)
От какого слова? ( Дети: от слово «душа»)
Воспитатель: И ещё строки с такими же словами – действиями.
Ночной лес.
Лес ночной
Был полон звуков.
Кто-то выл,
А кто – мяукал.
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
захлопал,
Кто-то ухал
И кричал,
И глазищами
Вращал. Ну, а кто-то
Тихо– тихо
Тонким голосом
Молчал!
С. Пшеничных
Воспитатель: Как вы думаете, кому принадлежат эти слова – действия?
Ответы детей (сове, коту, зайцу)
Воспитатель: А какое дерево больше всего мы любим зимой? А почему?
Дети: Ёлку, сосну, потому что украшаем на Новый год.
Воспитатель: Послушайте эти строки.
- У ёлочки колючие иголки.
Цвет хвои у неё темно – зелёный.
Трусливый зайка смотрит из -под ёлки,
Под неё он прячется зимой студеной.
- На улице сильный мороз
И ясное, звёздное небо.
Нам зиму волшебник при нёс,
Хотя никогда он здесь не был.
- Холодные и нежные снежинки
Укрыли землю мягкими сугробами.
Они легки, как мелкие пушинки,
И кажутся такими недотрогами.
- Трескучие морозы усыпили
Мохнатую задумчивую ель.
Колючие иголочки застыли,
И замела их белая метель.
- Легли кругом волнистые сугробы,
Не слышно больше звуков вдалеке,
Лишь рыженькая белка – недотрога
Красуется на черненьком сучке.
Воспитатель: Какие вы встретили здесь слова, к которым можно поставить вопрос какой? какие? какая? какое?
Ответы детей (колючие, темно – зелёный, трусливый, студеной, сильный)
Воспитатель: Вы помните, кто в лесу молчал? (Заяц) А почему? Как ему живётся зимой?
( Дети отвечают: заяц мерзнет, нет у него корма, ест кору деревьев)
Физкультминутка «Зайке холодно…»
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках потянись!
Лапки ставим на бочок
И вприскочку скок да скок!
И вприсядку ладком
Чтоб не мёрзли лапки.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кто где живёт?» (д/игра)
Дети: Белка живёт в дупле. Заяц в норке. Лисичка зимой живёт в норе. Медведь в берлоге. Ёжик в норке живёт.
Воспитатель: Холодно зимой в таких домах? Почему? (Ответы детей).
- Изо льда строит дом ледяной,
а из снега, конечно, снежный.
Жить в домах этих можно зимой,
Пока солнышко греет нежно.
Воспитатель: Викторина «У кого какой дом?»
- Назовите русскую народную сказку об общем домике для зверей, который был предметом одежды? («Рукавичка»)
- В каком стихотворении домик вырос? («Под грибом»)
- В какой сказке героиня жила в лесу, и даже лютая стужа не смогла заморозить бодрую девочку? («Морозко»)
- Назовите сказку, в которой герои построили три разных домика, но спастись от волка смогли только в одном. («Три поросёнка»)
- А в какой сказке медведь оказал «медвежью услугу» и оставил всех зверей без домика? («Теремок»)
- Вспомните сказку, в которой строили дом бык, свинья, петух. («Зимовье зверей»).
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Слова – братья» (однокоренные слова)
- Люди строят для жилья дома,
Домики и мелкие домишки.
Дел домашних там бывает тьма,
Домоводству я учусь по книжке.
- Зиму зимушкой часто зовут,
Хоть и трудно зимой зимовать.
Шубки зимние все достают,
Собираясь предзимье встречать.
- Река покрылось крепким льдом,
Под покровом ледяным.
Заледенело все кругом,
Мы на ледок глядим.
Дети: называют слова с одинаковой частью.
Воспитатель: Ребята, а мы знаем с вами историю о домике, которую расскажем с помощью пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Теремок».
Стоит в поле Теремок. (Ладони вместе)
Он не низок, не высок. (Вниз – вверх поднимаем)
На двери висит замок. (Ладони в замок)
Открывает его волк –
Дерг – дерг, дерг – дерг (В разные стороны поворачивают)
Пришел Петя – петушок
И ключом открыл замок. (Пальчики в середину, раскрывая ладони)
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по лесу. А ещё мы побывали в замечательной стране под названием «Русский язык». Как он красив, интересен, могуч! Вам понравилось? Что больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель: А вечером мы с вами нарисуем различные дома, которые вы придумаете для себя, друзей, родных, птиц, зверей или для любимых сказочных героев.