Получи документы

«Знакомство дошкольников с хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества» Методика проведения работы

Елена Федосеева
«Знакомство дошкольников с хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества» Методика проведения работы
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст детей.

Сведения об участниках программы:

Программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет (4 года обучения). При приеме детей в данный кружок дополнительного образования определяется путём письменного согласия родителей. Программа предполагает активное участие родителей, детей и педагогов согласно тематическому плану.

Методика проведения работы по знакомству с хохломской росписью.

Публикация «„Знакомство дошкольников с хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества“ Методика проведения работы» размещена в разделах

Методика ознакомления дошкольников с хохломской росписью предусматривает комплекс дидактических тенденций, включающих обучающую систему занятий, ознакомление с ремеслом хохломских мастеров, творческими принципами хохломской росписи. Очень важно практическое выполнение детьми элементов, мотивов и композиций хохломского орнамента, а также как логическое завершение, воплощение их в материале.

Последовательность изучения хохломского народного орнамента должна быть строго продумана, отбор содержания изучаемого материала необходимо систематизировать с учетом возрастных особенностей дошкольников и их художественной подготовленности.

Принято считать, что детей дошкольного возраста знакомить с Хохломской росписью надо с 5 лет, т. е. в старшем дошкольном возрасте. Однако мы рекомендуем начинать знакомство детей с хохломской росписью постепенно с 3-лет, опосредованно. Для этого в развивающей предметно-пространственной среде поместить предметы с орнаментом «Хохлома», это могут быть в игровом уголке детские стульчики, столы, кроватки для кукол, детская игровая посуда. На обеденном столе – подставки под салфетки. В уголке изобразительной деятельности – семеновские матрешки, книжки-раскраски по мотивам хохломской росписи.

В совместной деятельности с детьми, индивидуально или с подгруппой детей (с учетом интересов детей) : игра в дидактические игры «Подбери цветок (листок) по цвету» (на фоне хохломского узора, «Пазлы с элементами хохломской росписи», можно использовать, пожеланию детей, раскраски с крупными формами росписи (хохломские цветы, листочки, ягодки).

В конце учебного года во второй младшей группе можно использовать рисование элементов хохломской росписи нетрадиционными техниками (ватными палочками, пальчиками, штампами) дорисовывая узор (часть узора рисует педагог заранее)

С детьми 4-х лет (средний дошкольный возраст) продолжаем

использовать раскраски, добавляя мелкие элементы и более сложные (смородинки, птицы, несколько цветов). Дидактические игры типа «Дополни узор» на различных фонах (красном, черном, желтом). В совместной образовательной деятельности делаем аппликацию с элементами хохломской росписи из готовых форм.

Педагог дает на слух название элементов росписи, строя игровые сюжеты в двигательной деятельности детей, рассказывая различные истории и сказки.

Этот подготовительный этап обучения рисованию элементов хохломской росписи включает задачи :

- овладение техникой рисования печаткой – «тычком» держа его в вертикальном положении, а также печатками из других материалов;

- овладение несложными приёмами работы кистью.

- ознакомление с элементарными элементами Хохломской росписи (ягодка, листочек, веточка, травинка).

Для решения этих задач на подготовительном этапе мне необходимо было:

- подобрать предметы – образцы наиболее высокого качества, доступные для восприятия детьми младшей группы.

- уточнить методику художественного исполнения Хохломской росписи в обучении детей декоративному рисованию;

- уточнить последовательность усложнения элементов и композиций узора при обучении;

Для индивидуального рассматривания на занятиях ребёнок получал крупные по величине изделия – образец с чётко нарисованным узором. Но узор располагается в различных композициях.

Главная схема композиций узора заключается в том, что орнамент имеет центральную линию – завиток, или как называют его мастера «кривуль». На нём располагается самый крупный элемент рисунка – цветок, затем листья, ягоды, а потом идёт «раживка» – травка, мелкие ягодки, штрих. Всё это рисуется на изделии изящным росчерком концом кисти, точным мазком умелой руки.

На занятиях по рисованию дети постепенно приобрели простейшие знания об особенностях хохломской росписи. Они научились выделять предметы прикладного искусства Хохломы в интерьере детского сада, или у себя дома.

Постепенно дети начали обучаться и техническим навыкам: проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом кисти, держать кисть тремя пальцами - вертикально по отношению к листу бумаги, рисовать простейшие элементы: рисовать ягоды смородины, листья, ромашку.

Таким образом, только к концу года дети младшей группы освоят рисование мазков, составляя из них веточку, нанося на неё листья, ягоды на различных формах - силуэтах из бумаги в виде чаши, блюда, тарелки, вазы. Однако следует заметить, что научить детей младшей и средней группы рисовать кистью мазки сразу по всей форме не просто. Ребёнок должен научиться примакивать кистью аккуратно, последовательно, затем повторяют мазки, но ставят кисть иначе, т. е. в разное положение, вначале концом, затем нажимая всей кистью и подняв её чуть вверх (получается мазок словно листик). Дети учатся располагать мазки в узор, ориентируясь на центральную линию. К концу года я предлагаю детям располагать мазки в композицию на круглой, квадратной формах, составлять цветы листья и другие узоры.

В узорах, выполненных умельцами, ребёнок с радостью узнаёт знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративная травка (плоскостное изображение, локальность цвета, контурность рисунка, ритмичность нанесения теней и мазков) соответствует возрастным особенностям изобразительной деятельности ребёнка.

«Знакомство детей с народными орнаментами, формирования у них некоторых приёмов народной росписи вызывали бурное развитие декоративного творчества детей относительно простая изобразительная основа орнамента - многократно повторяющиеся растительные мотивы позволяют детям сосредоточить внимание на построение пространственно – цветовой композиции рисунка».

Для того чтобы начать знакомить детей с тем или иным декоративным видом росписи, в данном случае – хохломской, воспитатель должен сам хорошо знать значение декоративного рисования, историю Хохломы, затем уже непосредственно, методы ознакомления с Хохломой.

Должен уточнить последовательность усложнения элементов и композиций узора при обучении. Подобрать предметы – образцы наиболее высокого качества, доступные для восприятия дошкольников. А затем можно начинать работу с детьми.

Со старшего дошкольного возраста (5-6 лет) начинаем активное знакомство воспитанников с историей хохломской росписи, знакомим с элементами росписи (осочки, завитки и т. п., используя такую форму организации как игровые, сюжетные занятия, интегрируя с различными видами детской деятельности. Начинаем учить рисовать сложные элементы – усики, завитки, используя образовательные обучающие ситуации.

С детьми 6-7 лет – «капельки», соединяя два приема рисования: концом кисти и «примакивание» (нажим на всю кисточку, «кустики». Начинаем учить рисовать узоры «травка», «ягодка», «золотые узоры», «кудрявые ветки и кустики». Используем как фоны заготовки, так и рисование по трафарету и на

целом листе бумаги.

Во время знакомства с хохломской росписью, постоянно, для самостоятельной детской деятельности в уголках книги, изобразительной деятельности располагаем альбомы с репродукциями, фотографии, репродукции предметов хохломской росписи.

Постепенное усвоение старшими дошкольниками основ орнаментального искусства рекомендовано строить в строгой методической последовательности, обусловленной исторически выработанными и отточенными творческими принципами народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

Повтор – это первый этап, где дети знакомятся с образцами хохломского орнамента на изделиях народных мастеров и занимаются рисованием достаточно простых элементов узора, типичных и характерных для изделий хохломских ремесел. В процессе копирования этих деталей общего орнамента дошкольники спонтанно изучают, усваивают основные элементы, составляющий общий декоративный рисунок.

Вариации – это второй этап, когда старшие дошкольники выполняют сравнительно несложные орнаментальные композиции из нескольких различных элементов, варьируя их ритмической декоративной трактовкой. По сравнению с предыдущим это задание более сложно, требует композиционного чутья, чувства меры и определенного художественного вкуса.

Импровизация – это третий завершающий этап, когда дошкольники в процессе творческих упражнений графически импровизируют, создают самостоятельные вариации разного рода композиций по изобразительным сюжетам и мотивам хохломских орнаментов, применимые в различных видах изделий хохломского прикладного искусства. Таким образом на этом этапе перед дошкольниками ставится уже по-настоящему творческое задание, требующее определенных эвристических художественных решений.

Цель занятий – расширить, обогатить и систематизировать накопленные старшими дошкольниками сведения об орнаментальном искусстве хохломских мастеров, развить их творческое воображение с использованием стилизованных форм и творческих принципов народного декоративно-прикладного искусства.

Изучение хохломского орнаментального искусства дает возможность дошкольникам не только приобрести графические навыки построения орнаментов разного типа, стиля и назначения, но и действенно помогает детям усваивать и осваивать приемы рисования достаточно сложных орнаментальных мотивов, применяемых хохломскими мастерами.

Разрабатывая и определяя структуру занятия, педагог должен четко решить, на каком этапе занятия какие конкретно орнаменты будут использованы и применены в качестве наглядного пособия, образца и т. д. Последовательность изучения искусства орнамента хохломской росписи должно быть строго продумано и надежно подкреплено обоснованной методикой применения соответствующих наглядных пособий.

Также должна быть спланирована методика реализации искусства хохломского орнамента в процессе обучения изобразительному и декоративному искусству в детском саду.

Из всего богатства предметов хохломской росписи, имеющихся в краеведческих и художественных музеях, а также воспроизведенных в книгах и альбомах по народному искусству, необходимо выбрать доступный для рассматривания материал. Необходимо тщательно отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами необходимо иметь в детском саду предметы, украшенные хохломскими узорами, изделия народных мастеров и постепенно создавать художественный фон, использование которого обогащает представления детей о декоративном творчестве.

Желательно не ограничивать декоративные работы по хохломской росписи только рисованием на бумаге, а по возможности учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона (иногда это могут быть готовые изделия, предметы из папье-маше, которые дети только раскрашивают).

Основная цель работы – приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. Знакомство с произведениями искусства Хохломы дает возможность знакомить детей с новыми для них явлениями в истории своего народа, природе, быту. В то же время изобразительное искусство обогащает представление об известных предметах.

С произведениями изобразительного искусства дети знакомятся на занятиях и в свободное от занятий время. Примерно 1 - 2 раза в месяц целесообразно планировать беседу по изобразительному искусству. Для этого воспитатель заранее подбирает репродукции картин, предметы прикладного искусства.

Во время беседы воспитатель обращается к художественному слову, к произведениям русских поэтов. Обычно он предлагает детям вспомнить знакомые стихи. Все это создает у ребенка эмоциональное настроение, вызывает стремление самому участвовать в творческой деятельности.

Постепенно продолжая ознакомление детей с искусством, воспитатель главный акцент делает на том, какими средствами художник, народный мастер передает окружающую действительность. Все внимание уделяется характеру изобразительно-выразительных средств. Показывая предметы хохломы, педагог дает более точное их обозначение, то есть дети к подготовительной к школе группе узнают термины «завиток», «раживка», «кривуль», «мазок» и т. д.

Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская роспись и другие). Для рассматривания можно давать сложные росписи, но воспроизводят дети более простые элементы. Важно поставить цель работы – определить, для чего создается узор (для платка, косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т. д.). Предварительно дети могут сделать несколько эскизов и выбрать лучшие из них, по которым расписывают вещи.

Систематическая работа по ознакомлению дошкольников с произведениями декоративного искусства, развитие умения рассматривать узоры оказывает большое влияние на их декоративное творчество.

На занятиях декоративным рисованием по мотивам хохломской росписи дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об итогах работы над общей композицией рисунка.

При планировании занятий учитывается вся воспитательно-образовательная работа, проводимая по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, чтению художественной литературы, а так же музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства.

В процессе рисования по мотивам хохломской росписи они могут самостоятельно составить цвет из двух трех красок, использовать различный формат бумаги, подбирая ее по фактуре, сочетанию оттенков. Работа с разными материалами расширят представления детей о художественных возможностях материалов.

Наблюдения, впечатления окружающей действительности, образы изделий хохломских мастеров служат содержанием детских работ. В рисовании по мотивам хохломской росписи образ раскрывается в определенной композиции на плоскости листа в двухмерном измерении.

Ознакомление дошкольников с различными видами декоративного искусства (живописью, графикой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние на изобразительную деятельность. Дети узнают жанры народного декоративно-прикладного искусства, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них появляется интерес, предпочтение при выборе орнамента, иллюстрации, народной игрушки.

К концу пребывания в детском саду дети достигают определенного уровня художественного развития : эмоционально воспринимают содержание художественного произведения, запоминают и узнают знакомые художественные картины, иллюстрации, народные игрушки, замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию, и другое, с помощью этих средств создают образ в рисунке, оценивают то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьмиЧас двигательного творчества как инновационная форма проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Подари ребенку крылья, и он научит тебя летать». Этот девиз стал для меня «путеводной звездой» в педагогической деятельности. Современное.

«Золотая Хохлома». Интегрированное занятие по первичному знакомству с хохломской росписью. Средняя группа«Золотая Хохлома». Интегрированное занятие по первичному знакомству с хохломской росписью. Средняя группа Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие.

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью» Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия «Ваза для мамы». Знакомство с хохломской росписьюКонспект занятия «Ваза для мамы». Знакомство с хохломской росписью Цель: продолжить знакомство с хохломской росписью Задачи: учить рисовать волнистые линии, короткие завитки слитным, плавным движением; -упражнять.

Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик»Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Знакомство с хохломской росписью. ФотоотчётЗнакомство с хохломской росписью. Фотоотчёт При знакомстве с народным прикладным творчеством России,никак нельзя обойти стороной хохломскую роспись. Родившись в селе с именем Хохлома.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Знакомство дошкольников с хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества» Методика проведения работы
Опубликовано: 24 апреля 2020 в 12:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Знакомство дошкольников с хохломской росписью как путь развития изобразительного творчества» Методика проведения работы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Федосеева (УИ 263455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД