светлана абрамова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Звуки [c], [c‘]. Буква С. Полёт на Марс»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Берёзка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Звуки [c], [c‘]. Буква С.
Полёт на Марс».
Образовательная область : речевое развитие
Возрастная группа: 6-7 лет
Подготовила:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Абрамова С. В.
2015\2016
п. Пречистое
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Звуки [c], [c‘], Буква С, Полёт на Марс“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Звуки [c], [c‘]. Буква С. Полёт на Марс.
(Обратить внимание на гостей)
1. Оргмомент.
Ребята, сегодня мы совершим ещё одно путешествие в космическое пространство, а по пути будем собирать звёздочки, которые м. б. как весёлые, так и грустные. Желаю всем удачи. А теперь отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце.) Как можно назвать ласково? (Солнышко.) - сл.
2. Сообщение темы занятия.
Какой первый звук в слове СОЛНЫШКО? (С) Какой первый звук в слове СИЯЕТ? (С’). Ребята, чтобы правильно произнести звук [C] – губы слегка растягиваем в улыбку, зубы сближены, кончик широкого языка упирается в нижние зубы, холодная воздушная струя бежит по желобку в центре языка. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, чтобы закрыть проход воздушной струе по бокам. Голосовые связки не работают, голоса нет. Давайте произнесём твёрдый звук – [C].
При произнесении мягкого С’ губы растягиваются больше, чем при произнесении твердого С, и напрягаются. Передне-средняя часть спинки языка поднимается выше к твердому нёбу и несколько перемещается чуть вперед, вследствие чего еще больше сужается, а шум становится более высоким. Давайте произнесём мягкий звук - [C’].
Оба этих звука … (согласные, глухие). Сегодня звуки [C] и [C’] приглашают нас совершить путешествие в солнечное царство – сл. 2 в космическое государство – сл. 3.
3. Развитие фонематического восприятия.
Слушайте внимательно, я назову планеты, а вы определите, на какую полетим. Но есть одно условие – название планеты должно заканчиваться на звук [C]. Готовы? Венера, Юпитер, Сатурн, Нептун, МАРС. На какую планету летим? (на Марс) –сл. 4
Для этого нам нужен специальный волшебный билет.
4. Звуко-буквенный анализ.
Нужно выложить слово МАРС звуковыми символами. Правильно выложенные символы и будут нашим билетом. (вспомнить обозначения, один у доски, др. за столом, анализ).
5. Знакомство с буквой.
Ребята, [C] и [C’] – это звуки. Мы их произносим и слышим. А на письме эти звуки обозначаются буквой ЭС (показ буквы- сл. 5, буквы мы пишем и видим. На что похожа буква ЭС?
Давайте соберём букву ЭС. (один у доски – сл. 6, другие за столом). Молодцы, путь открыт.
6. Произношение слов сложного звуко-слогового состава
А кого мы можем встретить на Марсе? (Марсиан – сл. 7). Мужчину называют … (марсианин, женщину… (марсианка).
А мы, кто? (Земляне).
А в полёте мы будем … (космонавтами). А вы знаете, откуда стартуют космические корабли? (С космодрома – спросить несколько человек).
До космодрома мы доберёмся на … (самолёте – зашумлённая картинка – сл. 8).
Приготовились, полетели! А вот и КОСМОДРОМ – сл. 9.
Как вы думаете, можем ли мы полететь в космос в нашей одежде? (Нет). Нам нужно надеть … (скафандры). Спросить несколько человек. В чём мы полетим? Что такое СКАФАНДР – сл. 10? (Космический костюм).
Внимание! Приготовились 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Пуск! Мы летим! - сл. 11
7. Произношение звуков в словосочетаниях.
В наше время существуют такие приборы, с помощью которых из космоса на земле можно рассмотреть даже спичечный коробок. Нам поступило задание сфотографировать несколько объектов. Я вам даю подсказку, а вы догадаетесь, что мы будем фотографировать. СОСНА, ЛЕС – СОСНОВЫЙ ЛЕС - сл. 12; АПЕЛЬСИН, САД – АПЕЛЬСИНОВЫЙ САД - сл. 13.
8. Звуковой анализ.
А теперь нужно проверить один объект - сл. 14. (Прожектор). Смотрите внимательно, летим быстро. Догадались? (Нет). Послушайте следующую подсказку: М, О, С, Т – МОСТ. Передаём обратный сигнал, что мост в порядке. Подадим звуковой сигнал. Сосчитайте сколько звуков в слове мост и тихонько стукните по столу столько раз, сколько звуков в слове МОСТ.
9. Физкультминутка.
Мы подлетаем. Приготовьтесь с посадке на Марсе - сл. 15. Предлагаю немного размяться.
Мы в ракеты с вами сели, (ходьба на месте)
И до Марса долетели. (руки над головой - образуя конус)
Там красот вокруг немало! (разводят руки в стороны)
Земля вдали, как точка стала. (бинокль из пальцев, повороты в стороны)
Вышли в космос – невесомы, (имитируют движение в невесомости)
Всё совсем не так, как дома! (пожать плечами)
Возвращаемся в корабль, (садятся на место)
Чтоб его не потерять! (дети поднимают указательный палец)
10. Развитие связной речи, навыков языкового анализа и синтеза.
сл. 16. Ой, ребята нас заметили и спрашивают кто мы такие? (Мы земляне). Что есть на земле?
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» (слова со звуком С) и расскажем про посуду? – сл. 17
• Это стакан, из него пьют … (сок).
• Это солонка, в неё насыпают … (соль).
• Это кастрюля, в ней варят … (суп).
• Это сковорода, в ней жарят … (мясо).
11. Развитие навыков слогового анализа.
Ещё у нас очень красивые животные. ГУСЬ, ЛИСА, СОБАКА. - сл. 18. Если бы их взять с собой на Марс, кто на какой ракете бы полетел? Почему?
Посчитаем слоги и рассадим по ракетам. (один у доски, другие на месте парами)
12. Релаксация. Итог.
- сл. 19. Нам пора возвращаться на Землю. К полёту готовы? (К полёту готовы.) Закройте глаза, мы в космосе. Вот и Земля. Приземление. Открываем глаза.
Понравилось путешествие? Покажите мне выражением лица, с каким настроением вы вернулись.
Всем спасибо. Молодцы. Занятие закончено.
Литература:
1. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
2. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1992.
3. yandex.ru/images›картинки