Лучший педагог года

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры

Юлия Голендухина
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры.

«Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры» размещена в разделах

В современных условиях в российском образовании все чаще поднимается проблема раннего развития ребенка, как наиболее актуальная проблема теории и практики педагогической науки. Как отмечают многие психологи и педагоги, именно в данный период формируются все те свойства и качества психики, которые являются основой для психического развития ребенка дошкольного возраста.

Согласно результатам исследований А. Валлон и Л. И. Божович специфику социальной ситуации развития ребенка раннего возраста определяет совместная предметно - игровая деятельность ребенка и взрослого. Игра — вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

Поэтому важнейшей задачей педагога, работающего в дошкольном образовательном учреждении с детьми раннего возраста, является создание условий, необходимых для развития предметной и игровой деятельности детей. Проанализировав работу нашего ДОУ за последние несколько лет, мы пришли к выводу, что процесс привыкания детей в период адаптации проходит более успешно, если в работе использовать как можно больше разнообразных игровых ситуаций.

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей и педагогов. Для того чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался к условиям детского сада, необходимо учитывать его возрастные особенности. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

По проекту модернизации дошкольного образования, актуальной является проблема увеличения мест в дошкольном учреждении путем открытия дополнительных мест, в том числе групп кратковременного пребывания. Такая группа в нашем детском саду успешно функционирует уже четвертый год. Хотелось бы поделиться некоторым опытом по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Разнообразие игр в период адаптации хотелось бы разделить на три критерия. Всю работу построили по схеме – модульно.

Модуль «Веселись - улыбнись».

Цель: создание эмоционально-положительного настроения у детей.

«Хоровод»

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

«Карусель»

Ход игры. Дети и воспитатель держатся за обруч и идут по кругу.

Еле-еле, еле-еле. Завертелись карусели,

А потом, потом, потом. Все бегом, бегом, бегом.

Затем следует команда «стоп». Бег замедляется.

Тише, тише, не спешите, Карусель остановите:

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

На последней строке останавливаются и кладут обруч на пол.

«Солнечные зайчики»

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Модуль «Играем – привыкаем

» Цель: установить эмоциональный контакт

в

оспитатель

ребенок

-

родитель

,

помочь ребенку адаптиров

аться к условиям детского сада.

«Ласковое имя»

Ход игры. Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга.

«Подари любовь и тепло»

Ход игры. Педагог приносит солнышко в корзинке и предлагает детям по очереди подержать его на руках. Дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

- Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше. И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку.

«Прятки с платком»

Ход игры : Педагог предлагает детям сесть в кружок на ковер. Достает большой платок и по очереди накрывает каждого ребенка, называя его по имени:

- Где Саша! Ку-ку! Ку-ку!

- Где Соня! Ку-ку! Ку-ку!

Открывая «спрятавшегося» ребенка:

- Вот Саша!

- Вот Соня!

Румяные щечки

Ход игры : игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

- Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши носик?.

Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела.

- Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Модуль «Играй – доверяй»

Цель: повышение авторитета и доверия

к

воспитателю.

«Зеркало»

Оборудование: большое зеркало.

Ход игры : Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.

- Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя лежит платочек? Вот он в кармане. А где у Вани штанишки? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки и т. д.

«Посидим, полежим!»

Ход игры : занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

- Где стол? Где стул? Покажи! Где кровать? А где диван? И. т.

Далее можно не называя предметы мебели, указать их назначение.

- Покажи на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? И т. д. Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет предмет мебели.

- Правильно – это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда и т. д.

.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период :

игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

не должны быть слишком длительными (лучше играть

с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

всем детям предлагаются одинаковые предметы;

инициатором игры выступает взрослый

В результате проводимых мероприятий по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, мы пришли к выводу, что дети стали охотно посещать дошкольное учреждение, с удовольствием идут на контакт с воспитателем и со сверстниками. Эмоциональный настрой малышей улучшился, дети стали более веселые, жизнерадостные. По нашим наблюдениям также снизилась заболеваемость детей. Поэтому процесс адаптации в нашем дошкольном учреждении проходит успешно.

Список литературы:

1. Белая К. Занятия с малышами в детском саду. - М. : Линка – Пресс, 2002.

2. Богусловская З. М. Развивающие игры для детей младшего возраста. - М. :Просвещение, 2000.

3. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.

4. Раннее детство : познавательное развитие. Методическое пособие/ Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. - М. : Мозаика- Синтез, 2004

5. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер. 6, вып. 3. - 1999. - №20.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям детского сада» Главным фактор развитие ребенка это его общение со сверстниками, именно в детском саду он учится общаться, привыкает к коллективу, а также.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения»Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. 1. Познакомить с трудностями адаптации ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством игры
Опубликовано: 14 июля 2022 в 08:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД