Папки-передвижки

Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение

Татьяна Кадиева
Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение

Адаптационный период в детском саду переживают не только дети, но и педагоги. Какие чувства испытывает педагог, который выпускает детей из дошкольного учреждения и набирает с сентября новых детей-малышей? Думаю, многие вспомнят свои ощущения. Возможно, кто-то пока с этим не сталкивался в своей профессиональной деятельности, особенно начинающие педагоги дошкольного образования. Ни для кого не секрет, что любому, даже опытному педагогу тяжело в первое время с малышами после выпуска предыдущих детей. К сожалению, многие большое внимание уделяют адаптации детей, забывая о том, что и педагогу приходится адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности. Ведь от психологического состояния и успешной адаптации самого педагога к новым условиям зависит качество его работы с детьми, родителями и даже с коллегами.

Публикация «Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение» размещена в разделах

С какими трудностями сталкивается педагог, когда набирает новых детей?

Во-первых, новые дети и новые родители со своими особенностями, привычками и требованиями;

Во-вторых, методы и приемы общения с детьми подготовительной группы невозможно применить на детях младшего возраста. Ведь зачастую педагогу приходится заново учиться общаться с малышами. Он перестраивается с формы общения с детьми старшего возраста к форме, присущей младшему возрасту.

В третьих, особенности адаптации самих детей. Дети разные, у каждого свои особенности, к каждому нужно заново находить подход, включая свою интуицию и знания. Тут-то не так все просто: кажется, что уже так много знаешь, умеешь отлично с детьми работать, пока не появляется в твоей деятельности ребенок, непохожий на других предыдущих, с которым невозможно применить те методы и знания, используемые ранее. Ведь" знать одного ребенка, не значит знать всех детей».

Вместе с тем можно выделить типичные черты малышей, находящихся в состоянии адаптации и дезадаптации. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Дети плачут, цепляются, а воспитателю нужно успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема. Тут педагога охватывает волнение : смогут ли мне доверить своих детей родители, смогут ли сами дети мне довериться, смогу ли успешно адаптировать всех детей к дошкольному учреждению?

Мною были разработаны рекомендации по успешной адаптации педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение, в которые включены личностная работа педагога, работа с детьми, с родителями и взаимодействие с коллегами.

Собственная личностная работа педагога включает в себя интеллектуальный уровень педагога дошкольного образования, которая определяется не только знанием педагогической деятельности, но и мировоззрением, широтой кругозора, общей подготовкой, эрудицией. Это то интегративное качество, которое включает в себя знания в различных областях деятельности, умение ими оперировать в процессе общения и обучения дошкольников. Помимо этого, педагогу следует работать над своим эмоциональным состоянием, не допускать эмоционального выгорания, быть спокойным в общении с детьми и родителями.

Вот несколько рекомендаций педагогам по профилактике эмоционального выгорания, которые особенно необходимы в первые два месяца работы с детьми младшей группы (из опыта) :

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

5. Особенное место отводите отдыху и сну. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

6. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

7. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

8. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

9. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите театр, почитайте анекдоты.

10. Не забывайте хвалить себя!

11 Улыбайтесь! Даже если не хочется.

12 Находите время для себя: почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

13. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

14 Делайте дни “информационного отдыха” от телевизора и компьютера. Почитайте что-то.

15. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

16. Музыка – это тоже психотерапия.

17. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

18. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

Работа с родителями. Не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности, страха, необдуманно выражая свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, практические мероприятия; приглашать родителей на досуги, игры; знакомить с условиями пребывания ребенка в детском саду, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации и выяснить у них особенности характера и поведения ребенка. Все данные о каждом ребёнке понадобятся в дальнейшей работе.

Важно знать некоторые особенности работы с родителями :

1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями важнее, чем отдельно проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество.

Работа с детьми.

Педагог дошкольного образования в первую очередь сталкивается с тем, что дети, начавшие посещать дошкольное учреждение, очень разные по своим умениям, уровню физического и психического развития. Приходится в сжатые сроки организовать более или менее однородную группу, где все хотя бы понимают, что происходит вокруг и что от них требуется. Предлагаю несколько рекомендаций, которые облегчат работу педагога :

1. Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

2. Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более пяти - шести малышей.

3. К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

4. Педагог должен быть снисходительным к плачу детей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат.

5. Обращаться к детям младшего дошкольного возраста, которые только начали ходить в сад, надо, с одной стороны, индивидуально, по имени, а с другой — подчеркивать принадлежность ребенка к группе. Одновременно стараться обратить внимание детей друг на друга, добиться, чтобы они запомнили, как кого зовут, по возможности могли обращаться по имени друг к другу и воспитателю.

6. Большое внимание надо уделять руководству детской игрой, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты, проигрывать их с разными игрушками. Постепенно малыши начинают повторять их, дополнять, вносить изменения — возникают первые игры. А ребенок, который в состоянии занять себя игрушками, находится в хорошем настроении, не плачет, легче входит в контакт с другими детьми, сначала повторяя за ними те или иные действия, затем — общаясь уже вне игровых ситуаций.

7. Педагог дошкольного образования должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

8. В процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению рекомендую использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать). Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.

9. Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

10. Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

Взаимодействие с коллегами.

Педагогическое общение – профессиональное общение педагога с коллегами способствует благоприятному психологическому климату. Педагогу необходимо обращаться за помощью, за советами к коллегам, так же работающим с детьми адаптационной группы и к тем, которые совсем недавно работали с малышами. Важно делиться своим опытом и проблемами своей профессиональной деятельности с администрацией, которая всегда может направить и помочь.

Данная система работы, на мой взгляд, поможет педагогу легче адаптироваться к новым условиям педагогической деятельности, а именно работе с детьми адаптационной группы, также способствует успешному привыканию детей к детскому учреждению и укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста Мордовский фольклор богатый, своеобразный, представляет собой большую художественную ценность. Обладает познавательным и воспитательным.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для родителей) Первое знакомство ребенка с художественным.

Использование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование игровых упражнений с комплектом «Pertra» в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Развивающий комплект «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг. Он предоставляет широкое поле для «общения» ребенка.

Консультация для родителей «Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста» РАНЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Без музыки жизнь была бы ошибкой. Ф. Ницше Говорить о музыке.

Применение современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются.

Работа по самообразованию «Адаптация детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова». Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в воспитательном процессе. Задачи.

Совместная деятельность педагога с детьми младшего возраста «К бабушке в деревню» Совместная деятельность педагога с детьми младшего возраста Тема:«К бабушке в деревню» Цель: - обогащение и углубление знаний детей о домашних.

Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждениеСпособы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение Способы профилактики и преодоления дезадаптации детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение. Проблема адаптации детей.

Современные образовательные технологии и методики, применяемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста Развивающее обучение и здоровьесберегающие технологии. Область совершенствования методики – это игры и упражнения на развитие общей и мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация педагога к работе с детьми младшего дошкольного возраста, ранее не посещавшими дошкольное учреждение
Опубликовано: 22 августа 2018 в 15:34
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД