Получи документы

Адаптированна дополнительная общеразвивающая программа для детей с ЗПР

Дарья Новоселова
Адаптированна дополнительная общеразвивающая программа для детей с ЗПР

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности

для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Автор-составитель:

Новоселова Д. Е. ,

Учитель-дефектолог

Пояснительная записка:

Нормативно-правовые основы:

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Публикация «Адаптированна дополнительная общеразвивающая программа для детей с ЗПР» размещена в разделах

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р.

Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.13 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Приказы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 29 августа 2018 г. № 53-237/18-мпр и 3 53-235/18-мпр о Порядке предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Программа составлена в соответствии с действующим законодательством.

В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы :

Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы. М., Мозаика-Синтез, 2015 г.

• «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Под редакцией Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Просвещение, 2010 г.

• «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С. Г. Шевченко. М., 2005г. и т. д.

Программа имеет коррекционно-развивающую направленность

Актуальность программы

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости. Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых актуальных.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, развития позитивных качеств личности ребенка.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития

Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой, и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка в целом.

Основной причиной такого отставания, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др., являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникать во внутриутробном, при родовом, а также раннем периоде жизни ребенка.

У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически отстающих.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.

У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов, ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление. Но, тем не менее, дети с ЗПР могут осуществлять процесс переноса знаний в новые условия, это означает что, для таких детей необходимы специально созданные условия.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. У младших школьников с ЗПР внимание неустойчиво, у них слабо развита произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу). Поэтому дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5—10 мин.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к информации, поданной только в словесной форме. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают отвлекаться на посторонние дела. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в кабинете, упавший предмет — все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание.

Форма обучения - очная. Занятия проводятся в кабинете учителя-дефектолога (теоретическая и практическая часть).

- форма обучения - очная;

- тип занятия: Групповые занятия, индивидуальные занятия, учитывают индивидуальные особенности и образовательные возможности каждого ребенка, направлены на создание специальных условий обучения и эффективную коррекцию нарушений развития ребёнка с ЗПР. На занятиях большое внимание уделяется развитию и формированию социально-бытовых и коммуникативных навыков. Задания предлагаются в игровой форме. Ведется контроль над правильностью выполнения движений. При необходимости используется метод «рука в руке» и при не возможности речевого сопровождения игры ребёнком предлагаются карточки – символы.

Во время занятий важно постоянно менять позу ребёнка (сидит, стоит, полусидит) и контролировать его самочувствие. Все занятия проводятся по единой схеме:

1. Организационный момент

- Снятие напряжения, подготовка к работе

- Объявление цели и задач

2. Основная часть

- Дидактические игры

- Игры и упражнения на развитие познавательной сферы

- Пальчиковая гимнастика

- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

- Физминутка

- Самомассаж

3. Заключительная часть

- Рефлексия

- Итог.

На занятии используется метод многократного повторения и закрепления изучаемого материала. Важная роль в освоении программы отведена родителям. Занятия проходят при активном участии родителей, для них разработаны и проводятся консультации.

Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.

Методы приемы

Наглядный • Предметная наглядность

• Предметные и сюжетные картинки

• Расположение предметов по образцу

• Выкладывание последовательностей

• Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)

• Выкладывание логических цепочек

Словесный • Вопрос как стимул к речевой активности

• Оценка детской речи

• Рассказ о проделанной работе

• Договаривание по образцу

• Комментирование собственных действий

• Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.

• Выделение 4-лишнего по заданному признаку.

• Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком)

Беседы-рассуждения: что произошло если, бы …

• Анализирование собственных действий в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь)

Практический • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание, штриховка)

• Угадывание предметов на ощупь

• Выполнение действий по словесной инструкции

• Запоминание и выполнение инструкций.

• Выкладывание фигур из палочек, веревочек, мозаики

• Рисование в воздухе

Игровой • Инсценировка сказочных сюжетов

• Использование игрушек и сказочных персонажей

• Исправление «ошибок» педагога или персонажа

• Перевоплощения и выполнения соответствующих действий

Репродуктивный • Словесный образец

• Одновременное проговаривание

• Повторение, объяснение, указание

• Словесные упражнения

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Наблюдение, чтение художественной литературы, совместная деятельность, беседа, продуктивная деятельность (выполнение письменных и творческих заданий, сюжетно-ролевая игра. Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. - срок освоения и объем программы. Срок освоения адаптированной дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности один курс реабилитации. Общее количество занятий, запланированных на один курс реабилитации, необходимых для освоения программы составляет 6 занятий (из них одно диагностическое, одно контрольное). Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 20 минут.

- Условия реализации программы Кабинет учителя-дефектолога предназначен для индивидуальных и групповых занятий с детьми и консультативной работы с родителями.

Документация: Должностные инструкции учителя-дефектолога. Инструктаж по ТБ. Рабочая программа учителя-дефектолога. Журнал учета посещаемости дефектологических занятий. Реабилитационные карты дефектолога на каждого ребёнка. Тетрадь по работе с родителями.

Материальное оснащение: детские столы, детские стулья. Стол для учителя-дефектолога. Стулья для учителя-дефектолога и родителей. Шкафы для пособий: методического и дидактического материал: предметные картинки по основным лексическим темам; игрушки и пособия (мячи, строительные наборы, блоки Дьенеша, материал Монтессори, оборудование для развития мелкой моторики (пирамидки, мозайки, шнуровки, матрешки, вкладыши, игры на развитие сенсорных представлений (нахождение и называние предметов) и т. д. ; оборудование для слухового восприятия (муз. инструменты и игрушки);. Раковина. Компьютер.

- Планируемые результаты — в результате освоения программы ребенок учится : самостоятельность в разных видах деятельности.

- овладеет соответствующими возрасту основными движениями, формируется потребность в двигательной активности, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности;

- ребенок будет отвечать на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения, использовать все части речи, простые предложения с однородными членами;

- ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет цвет, форму, материал, знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей, проявляет бережное отношение к природе;

- у ребенка формируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;

- проявляет любознательность, стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям, учится занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью;

- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, называет членов своей семьи, их имена;

- проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм, любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Цель:

Основная цель рабочей программы – повышение социального статуса ребенка, осознание (формирование) целостной картины мира в соответствии с программным содержанием, всестороннее развитие и коррекция психических процессов и речи, развитие положительных личностных качеств с учетом их способностей и возможностей.

Задачи:

1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

2. Определение особенностей организации образовательного процесса в

соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности.

3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов ребенка.

4. Обеспечение условий для социализации детей.

5. Обеспечение информированности родителей по проблеме развития детей, оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

6. Создание пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка.

Содержание программы :

Раздел программы Тема Краткое содержание работы

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Свойства предметов Цвет, форма, величина предметов, расположение предметов в пространстве и сравнение их друг с другом

Времена года. (зима, весна, лето, осень) Сезонные изменения в природе и труде людей, наблюдение за погодой

Игрушки Игры и игрушки

Овощи. Фрукты. Грибы. Ягоды Узнавание и называние овощей, фруктов, грибов, ягод, понятия сад-огород, понятие «Урожай». Дифференциация овощей и фруктов

Человек. Семья. Профессии Имя, фамилия ребенка, возраст, домашний адрес. Состав семьи и отношения старшинства в семье. Части тела человека.

Бытовое окружение Закрепление представлений об одежде, обуви, посуде, мебели, бытовой технике. Назначение предметов, обобщающие понятия

Животный мир Дикие и домашние животные, особенности их строения, питания, обитания. Детеныши животных. Дифференциация диких и домашних животных. Птицы домашние и городские. Обобщающие понятия.

Мир растений Деревья, кустарники. Строение дерева. Хвойные деревья. Дифференциация дерева и кустарника. Цветы садовые и полевые.

Транспорт Виды транспорта: наземный, водный, воздушный. Грузовой и пассажирский транспорт. Правила поведения в транспорте и на дороге.

Формирование элементарных математических представлений. Признаки предметов. Геометрические фигуры Форма, величина предметов. Понятия, обозначающие величину. Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Сравнение и уравнивание групп предметов Способы сравнения и уравнивания групп предметов. Понятия больше-меньше-поровну

Пространственные и временные понятия Определение положения предметов в пространстве. Усвоение временных понятий

Количество и счет Счет механический, счет по порядку. Соотнесение цифры, числа и количества. Образование чисел первого десятка. Знакомство с цифрами 0-10

Раздел «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

Содержание программы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Основной целью занятий этого раздела является уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности, формирование навыков анализа, сравнения и обобщения, активизация их словарного запаса, формирование связной речи.

1. Свойства предметов.

Основные цвета, оранжевый, фиолетовый, голубой, коричневый. Цвета радуги. Дифференциация близких цветов. Форма реальных предметов. Размер предметов. Сравнение предметов по величине, высоте, ширине, длине. Приемы сопоставления предметов, классификация предметов по цвету, размеру, форме.

2. Времена года.

Осень, зима, весна, лето. Приметы времен года. Узнавание на иллюстрациях и фотографиях времен года и называние их. Ранняя, золотая, поздняя осень. Ранняя весна, поздняя весна. Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой. Составление рассказа о погоде. Сезонные забавы.

3. Овощи. Фрукты. Грибы. Ягоды.

Цвет, форма, величина овощей, фруктов, грибов и ягод. Вкусовые качества и полезные свойства. Применение овощей, фруктов, грибов и ягод. Сад и огород. Понятие «урожай». Составление рассказа по картине «Сбор урожая». Образование прилагательных от существительного: морковный, яблочный, клубничный и т. п. Дифференциация овощей, фруктов, грибов и ягод.

5. Человек. Семья. Профессии.

Части тела и лица. Ориентировка на себе. Семья, члены семьи. Отношения старшинства в семье. Имена родителей, бабушек и дедушек. Труд в семье. Профессия родителей. Домашний адрес. Квартира, количество комнат. Название и назначение помещений в квартире. Профессии людей. Разнообразие профессий. Составление рассказа о профессии.

6. Бытовое окружение.

Бытовая техника. Название и назначение предметов. Правила обращения с техникой. Правила безопасности. Посуда. Виды и назначение посуды. Материалы, из которых делают посуду. Составление описательного рассказа о посуде. Мебель. Назначение отдельных предметов мебели. Детали мебели: спинка, сиденье, ножки, дверцы, полки, ручки. Материалы, из которых делают мебель. Моделирование комнаты. Использование в речи предлогов на, под, над, около. Одежда. Назначение одежды и её виды. Сезонная одежда. Материалы, из которой делают одежду. Мужская и женская одежда. Элементы одежды: воротник, рукава, карманы, застежка. Нарядная одежда. Обувь, её виды и назначение. Головные уборы. Сезонная обувь и головные уборы.

7. Животный мир.

Дикие животные: заяц, медведь, волк, лиса, белка, еж. Питание диких животных. Жилище. Поведение животных зимой. Детеныши диких животных (ед. и мн. число). Домашние животные: кошка, собака, корова, овца, коза, свинья, лошадь. Особенности внешнего вида. Польза домашних животных. Детеныши домашних животных. Глаголы, обозначающие звукоподражания. Дифференциация диких и домашних животных. Птицы, обитающие в городе. Особенности строения птицы, отличие от животного. Узнавание и называние городских птиц: воробей, ворона, голубь. Помощь птицам зимой. Домашние птицы. Узнавание и называние домашних птиц, их птенцов. Уход за ними. Насекомые. Особенности строения. Отличие насекомых от животных и птиц. Узнавание и называние насекомых.

8. Мир растений.

Деревья. Строение дерева. Узнавание некоторых деревьев на картинках и в природе. Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна. Кустарники. Дифференциация деревьев и кустарников. Комнатные растения. Узнавание и называние некоторых растений. Польза комнатных растений и уход за ними. Цветы. Цветы садовые и полевые. Узнавание и называние некоторых цветов.

9. Транспорт.

Виды и назначение транспорта. Транспорт грузовой и пассажирский. Наземный транспорт: автомобильный и железнодорожный. Воздушный и водный транспорт. Правила поведения в транспорте. Правила поведения на улице.

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Работа по данному разделу программы предусматривает развитие у детей элементарных представлений о количестве, числе, форме и размере предметов, знакомство их с образованием и составом числа, с цифрами, математическими знаками и простейшими приемами вычислений. В процессе формирования ЭМП в значительной степени осуществляется познавательное развитие, а также социально-коммуникативное и речевое развитие детей, ведется коррекция недостатков мыслительной деятельности.

1. Признаки предметов. Геометрические фигуры.

Форма, величина предметов. Понятия, обозначающие размеры: большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий. Сравнение предметов по внешним параметрам. Способы сравнения.

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

2. Сравнение и уравнивание групп предметов.

Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения. Понятия больше-меньше-поровну, столько же, одинаково. Способы уравнивания: увеличение количества предметов в меньшей группе, уменьшение количества в большей группе. Больше-меньше на 1-2 предмета.

3. Пространственные и временные понятия.

Определение положения предметов в пространстве. Наречия и предлоги, используемые для обозначения пространственного расположения предметов: вверху-внизу, близко-далеко, справа-слева, спереди-сзади, около, рядом, между, за, перед. Умение ориентироваться на листе. Усвоение временных понятий: сегодня, завтра, вчера. Части суток: утро, день, вечер, ночь. Дни недели.

4. Количество и счет.

Механический счет. Обратный счет. Счет с помощью различных анализаторов. Независимость количества от расположения, формы и других параметров предметов. Счет в различном направлении. Присчитывание и отсчитывание, с называнием итога. Порядковый счет. Счет от заданного числа.

Название и обозначение чисел. Образование чисел 1-10. Числовой ряд. Сравнение чисел. Соотнесение цифры, числа и количества. Соседи числа. Математические знаки +, -, =. Составление и решение примеров. Решение простых задач. Знакомство с цифрами.

Публикации по теме:

«Пластилинография» Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет. часть первая "ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ" Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет. Разработчик: Филиппова Надежда Александровна воспитатель.

«Пластилинография» Дополнительная общеразвивающая программа для детей 5–7 лет. Часть вторая Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми 6-7 лет. Неделя Тема Программное содержание Количество часов Сентябрь.

Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся общаться» для детей 3–7 лет «Учимся общаться» для детей 3-7 лет дополнительная общеразвивающая программа направление: социально-педагогическое срок реализации: 4 года.

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса из бумаги» для детей подготовительной группы (6–7 лет) ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:.

Дополнительная общеразвивающая программа «Говорушки-топотушки» для детей 5–7 лет .

Дополнительная общеразвивающая программа «Игровой калейдоскоп «Умнички»» для детей 3–4 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №135» муниципального образования города.

Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» для детей школьного возраста Дополнительная общеразвивающая программа «Подвижные игры» для детей школьного возраста Кузякина Н. В., педагог дополнительного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности для детей 5–6 лет Учебный план второго года обучения (дети 5-6 лет) № Тема Теория Практика 1 Угадай, что делать. Развивать умение переключать слуховое.

Общеразвивающая дополнительная программа «Удивительные минералы» для детей 5–6 лет В стратегии развития воспитания в Российской Федерации одними из основных направлений развития воспитания являются патриотическое, экологическое.

Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку «Эй-би-си» для детей 4–6 лет ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1411» ДО №1327 «Согласовано».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированна дополнительная общеразвивающая программа для детей с ЗПР
Опубликовано: 24 октября 2019 в 08:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД