Папки-передвижки

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Ковалева Татьяна Ивановна
Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигательными нарушениями. Развитие движений представляет большие сложности, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению (Овчинникова Т. С., 2001).

Публикация «Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Для большинства детей c нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна повышенная утомляемость. Они с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма. Все эти особенности определяют необходимость сочетаний адаптивного физического воспитания с мероприятиями, направленными на общее развитие ребенка и предупреждение у него вторичных эмоциональных и поведенческих отклонений.

Методы и средства адаптивного физического воспитания существенно отличаются от занятий спортом со здоровыми детьми. Безусловно, людям с нарушениями психического или физического развития требуется особое отношение со стороны преподавателя, четкое понимание специфики своего обучения. Несмотря на то, что у детей есть отклонения в каждой области (умственная отсталость, нарушение слуха или зрения, церебральный паралич и т. д., им необходимо стать полноправными членами общества [1].

Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с церебральным параличом характерны задержка и нарушение формирования всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения, являясь ведущим дефектом, без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играет лечебная гимнастика.

При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и развития двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка (рефлекс-запрещающие позиции).

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения.

Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики.

Фитбол-гимнастика представляет собой упражнения на большом мяче-фитболе, который используется в качестве превосходного тренажера. В практике адаптивной физической культуры фитбол-гимнастика дает положительные результаты и эффективно применяется при детском церебральном параличе не только из-за физической пользы, но и для разнообразия занятий, внесения эмоциональной составляющей и активного вовлечения ребенка в лечебно-педагогический процесс.

При церебральном параличе на гимнастических мячах дети занимаются в разных исходных положениях, в зависимости от того, какова основная задача упражнений.

Ключевой особенностью занятий является снятие нагрузки на позвоночник и перераспределение тонуса всех групп мышц, ведь для поддержки равновесия на гимнастическом мяче ребенок непроизвольно стремится принять исключительно правильное положение тела.

Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы, и движения.

В процессе работы с детьми с ДЦП на больших коррекционных мячах (фитболах) следует придерживаться нескольких методических принципов:

1. Обязательное расслабление всех мышц тела, проводимое перед началом пассивной или активной гимнастики.

2. Проведение занятий адаптивной физической культуры с учетом поэтапного онтогенетического развития моторики здорового ребенка.

3. Все упражнения, направленные на становление того или иного движения должны чередоваться с упражнениями на расслабление.

4. Каждое движение (упражнение) специалист должен сопровождать словами, указывающими ребенку на характер выполняемого движения. Это необходимо для освоения и закрепления чувства «схемы» тела и «чувства позы», а затем и схемы движения с помощью оптико-моторных и слухо-моторных связей.

В рамках реализации адаптивного физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно с церебральным параличом на базе МОУ «Детский сад № 13 Кировского района Волгограда» мы используем специальные комплексы упражнений с большим мячом-фитболом. Специальные упражнения с мячом на занятиях адаптивной физической культуры направлены на развитие вестибулярного аппарата, расслабление спастичных (напряженных) мышц и улучшение координации движений.

Внимание! При выполнении всех упражнений на больших мячах - фитболах требуется постоянная помощь взрослого! Важно всегда контролировать реакцию ребенка на стимул (это могут быть эмоции движения, дыхание, напряжение всего тела или расслабление, звуки или речь) и анализировать эту реакцию. Необходимо контролировать эмоциональное состояние ребенка во время занятия. Нагрузка во время занятия должна быть дозирована, чтобы не вызвать переутомление (покраснение кожного покрова, продолжительное напряжение в теле, недовольное выражение лица и т. д.).

Специальные упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) на занятиях адаптивной физической культуры, используемые нами в детском саду на большом мяче-фитболе:

1. Исходное положение, лежа на животе, руки чуть согнуты в локтях, упираются ладонями в пол; ноги, чуть согнуты и разведены в стороны, носочки зафиксированы на полу. Выполняем перекатывания на мяче вперед – назад.

Дети с тяжелой формой поражения выполняют данное упражнение только со специалистом и при отсутствии противопоказаний к выполнению! Во время выполнения специалист удерживает двумя руками ребенка в области таза.

При тяжелых формах ДЦП или же если рост ребенка недостаточен, упражнение можно разбить на две части:

– ребенок перекатывается только вперед, стараясь правильно поставить ладони на пол, и затем, сгибая руки, отталкивается от пола.

– ребенок перекатывается назад, правильно ставит ноги для толчка, затем толкается.

На начальном этапе, перекатывания выполняются с помощью специалиста. Далее, ребенок старается, как можно самостоятельнее выполнять упражнение.

Исходное положение лежа на животе. Ребенок руками и ногами обхватывает мяч. Специалист, фиксируя ребенка в области бедер, круговыми движениями раскачивает его на мяче. Скорость выполнения упражнения может быть увеличена специалистом.

2. Исходное положение лежа на животе. Ребенок руками и ногами обхватывает мяч. По команде специалиста, он выпрямляет вверх ноги и руки. Количество выполнений: от трех до десяти раз.

3. Исходное положение спиной на мяче. Руки и ноги опускаются в низ. Перекатывания на мяче вперед – назад.

Упражнение состоит из двух частей:

– перекат вперед

– перекат назад

4. Перекат вперед: до начала выполнения упражнения ребенок старается, как можно больше выпрямить руки. За выпрямлением рук ребенка осуществляется визуальный контроль специалиста. Ребенок, перекатываясь вперед, обе руки фиксирует на полу ладонями в низ. Движение в обратную сторону проходит с мануальной помощью специалиста и осуществляется только после того, как ребенок оттолкнулся руками.

5. Перекат назад: ноги ребенка прямые. Ребенок, перекатываясь назад, обе ноги, старается поставить на стопы. Движение в обратную сторону проходит с мануальной помощью специалиста и осуществляется только после того, как ребенок оттолкнулся ногами.

6. Исходное положение сидя на мяче. Обе руки с двух сторон опираются в мяч, ладони вниз. Ноги прямые, колени разведены в стороны. Специалист находится лицом к ребенку, руками удерживает его за плечи или бедра.

– покачивания вправо – влево

– покачивания вперед – назад

– круговые покачивания

На начальном этапе, покачивания выполняются с помощью специалиста. Далее, ребенок старается, как можно самостоятельнее выполнять упражнение. Несмотря на то, что ребенок способен самостоятельно выполнить это упражнение присутствие специалиста обязательно!

7. Исходное положение ребенок лежит на спине, обе ноги на мяче. Перекатывание мяча одной и двумя ногами.

Пояснение № 1: перекатывание мяча двумя ногами необходимо выполнять синхронно.

Пояснение № 2: при особо тяжелых формах упражнение можно упростить, до фиксации ног на мяче.

Количество выполнений зависит от степени поражения ребенка, его подготовленности, а также количества детей и инструкторов в группе. Рекомендуемое число повторений одного упражнения минимум три раза.

Занятие с гимнастическим мячом с группой детей.

8. Исходное положение дети лежат на животе, лицом друг к другу, под грудь подложены валики. Руки прямые. Игра: толкни мяч соседу. В выполнении могут принимать участие от двух до десяти детей.

Пояснение: в игре могут принимать участие дети с различными формами ДЦП. Толчок мяча осуществляется руками. Во время толчка, ноги не двигаются, не поднимаются вверх! Траектория мяча: по прямой или по кругу в обоих направлениях.

9. Исходное положение дети сидят напротив друг друга, на не большом расстоянии. Ноги прямые, разведены в стороны. Игра: «Толкни мяч».

Пояснение: расстояние между детьми зависит от возраста и физических возможностей ребенка. Данная игра рекомендуется для детей с легкой формой поражения, способных уверенно сидеть. Мяч может использоваться в качестве элемента полосы препятствий.

Все упражнения входящие в данный комплекс, рекомендуется проводить в игровой форме. Правила игр должны быть как можно более простыми. Основу игр должны составлять взаимопомощь и сотрудничество, основная цель деятельности специалиста направлена на улучшение индивидуальных результатов у ребенка, увеличению двигательной активности, а не на победу над кем-либо.

В заключении следует отметить, что дети с диагнозом детский церебральный паралич остро нуждаются в адаптивной физической культуре и делают большие успехи при правильном и регулярном использовании комплексного подхода в лечении. На сегодняшний день адаптивная физическая культура играет наиважнейшую роль в лечении детей с ДЦП, поскольку она повсеместно признана самым эффективным средством, направленным на улучшения их здоровья и адаптации в современном мире.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Адаптивное физическое воспитание детей с ДЦП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfile.net/preview/6211881/page :27/

2. Апарина, М. В. Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Апарина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 66-68. — URL : https://moluch.ru/archive/371/82954/ ( дата обращения: 09.03.2023).

3. Комплексы фитбол-гимнастики, используемые в комплексной реабилитации детей с ДЦП в рамках занятия ЛФК в реабилитационном центре. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/59152-kompleksy-fitbol-gimnastiki-ispolyzuemye-v-kompleksnoy-reabilitacii-detey-s-dcp-v-ramkah-zanyatiya-lfk-v-reabilitacionnom-centre

4. Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/05/18/metodika-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-pri-detskom

5. Потапчук, А. А., Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009, 176 с.

6. Специальные упражнения для детей с НОДА (ДЦП) на занятиях АФК в ДОУ на большом мяче-фитболе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/secialnie-uprazhneniya-dl-detey-s-noda-dcp-na-zanyatiyah-afk-v-dou-na-bolshom-myachefitbole-1699207.html

7. Упражнения на гимнастическом мяче в реабилитации ДЦП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/uprazhnenija-na-gimnasticheskom-mjache-v-reabilitaci-dcp.html

8. Чернова, Л. Н. Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП / Л. Н. Чернова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 380-383. — URL : https://moluch.ru/archive/360/80417/ ( дата обращения: 09.03.2023).

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптивное физическое воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 31 октября 2023 в 14:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД