МААМ-картинки

Агнозия. Виды и методы исследования

Елена Кабаева
Агнозия. Виды и методы исследования

Агнозия. Виды и методы исследования.

Агнозия – нарушение восприятия (зрительного, слухового, тактильного и т. д.) при сохранности элементарных ощущений (сенсорный уровень) и структуры активной перцептивной деятельности.

Гностические расстройства связаны с поражением вторичных (и третичных) полей задних отделов коры больших полушарий.

Сенсорные расстройства связаны с поражением подкоркового уровня и первичных корковых полей анализаторных систем.

Псевдоагнозия связана с поражением лобных долей мозга.

Дорзальные и вентральные пути переработки зрительной информации:

Публикация «Агнозия, Виды и методы исследования» размещена в разделах

Зрительная агнозия объектов – поражение нижней вентральной области «широкой зрительной сферы»

Зрительно-пространственная агнозия - поражение верхней части «широкой зрительной сферы»

Вентральная затылочно-височная система - распознание объекта

Дорзальная затылочно-теменная система – восприятие пространственного расположения объекта

Зрительные агнозии:

1. Предметная агнозия

2. Симультанная агнозия

3. Символическая (буквенная) агнозия

4. Агнозия на лица (прозопагнозия)

5. Цветовая агнозия

6. Оптико –пространственные агнозии:

а) Односторонняя пространственная агнозия

б) Агнозия глубины

в) Нарушение пространственной топографической ориентировки

Апперцептивная и ассоциативная предметная агнозия

Апперцептивная агнозия – нарушается опознание свойств объектов (формы, цвета, текстуры, их изображений, а также копирование и подбор объектов. Преимущественно

затылочные поражения.

Ассоциативная агнозия – зрительное восприятие объекта отчуждается от его значения (нарушения семантического уровня). Преимущественно височно- затылочные поражения.

Две стадии процесса восприятия – от апперцепции до ассоциации содержания апперцепции с другими понятиями

Нарушения восприятия физического мира (зрительная предметная агнозия, цветовая агнозия, зрительно-пространственная агнозия).

• Нарушения восприятия социального мира (лицевая агнозия, агнозия выражений лица – эмоциональная агнозия).

• Нарушения переработки конвенциональной (обычной, высокочастотной) информации.

• Нарушения переработки не конвенциональной (необычной, низкочастотной) информации (скрытые, перевернутые, замаскированные объекты).

Синдром поражения затылочных отделов мозга:

Зрительные агнозии

Модально-специфические нарушения памяти

Модально-специфические нарушения внимания

Алексия

Аграфия

Нарушения зрительно-моторных координаций

Нарушения конструктивной деятельности

Нарушения мышления

Три категории пространственных процессов

1. Пространство тела - (Локализация стимулов на поверхности тела, проприоцепция, кинестезия).

2. Эгоцентрическое пространство – (Пространственная локализация вне тела, но относительно тела - в системе координат, где центром является тело).

3. Аллоцентрическое пространство – (Репрезентация пространства с помощью системы координат, независимой от наблюдателя – внешний объект как точка отсчета).

Методы исследования зрительного гнозиса:

Реалистические изображения.

Перечеркнутые изображения.

Наложенные фигуры.

Зашумленные фигуры.

Конфликтные фигуры.

Лицевой гнозис.

Буквенный гнозис.

Незавершенные изображения.

Сюжетные картинки.

Серийные сюжетные картинки.

Методы исследования оптико-пространственного гнозиса и конструктивной деятельности:

Часы (определение по рисунку, расставление стрелок)

Карта (узнавание, рисунок).

Самостоятельный рисунок (стол, куб, дом, человек).

Копирование рисунка (дом, куб).

Копирование с поворотом на 180 градусов.

Пробы Ж. Пиаже (Тест «Бутылочка»)

Копирование фигур.

Оценка ориентировки линий

Кубики К. Коса

Тактильные агнозии (астереогноз):

Тактильная предметная агнозия

Тактильная агнозия текстуры объекта

Тактильная алексия

Тактильное игнорирование (тактильное невнимание)

Нарушение локализации прикосновений

Верхнетеменной синдром:

Соматоагнозия (нарушение схемы тела)

Нарушение оценки расположения частей собственного тела

Нарушение ориентировки в правом- левом

Игнорирование левой половины тела

Возникновение ложных соматических представлений

Нижнетеменной синдром:

- Тактильная агнозия (астереогноз)

- Тактильная предметная агнозия

- Тактильная агнозия текстуры объекта

- Тактильная алексия

- Тактильное игнорирование (тактильное невнимание)

- Нарушение локализации прикосновений

Пальцевая агнозия:

• Афферентная (кинестетическая) апраксия

• Афферентная моторная (кинестетическая) афазия

Методы исследования тактильного гнозиса:

Локализация прикосновений

Проба Тойбера (одновременное прикосновение к левой и правой руке)

Дермолексия (кожное чтение)

Стереогноз – узнавание реальных предметов с помощью осязания (ключ, монета, булавка, ластик и т. д.)

Восприятие текстуры объекта (губка,резина,вельвет, наждачная бумага бархат, дерево, мех и т. д.)

Восприятие веса, размера объекта

Методы исследования соматогнозиса

Пробы Хэда

Право-левая ориентировка

Воспроизведение положения кистей двух рук

Воспроизведение положения руки по отношению к лицу

Воспроизведение позы пальцев

Показ пальцев по подражанию

Показ пальцев по вербальной инструкции

Называние пальцев

Слуховые агнозии

- Речевая акустическая агнозия - нарушение восприятия

речевых звуков

- Неречевая акустическая агнозия- нарушение восприятия

бытовых шумов

- Амузия - нарушение способности понимать и исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты

- Аритмия - нарушение восприятия и воспроизведения

ритмических сочетаний звуков

- Интонационные расстройства речи

- Слуховое игнорирование

Методы исследования слухового гнозиса.

Слухомоторные координации

• Оценка ритмов

• Выполнение ритмов по образцу

• Выполнение ритмов по инструкции

Публикации по теме:

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли»Конспект занятия-исследования «Окрашивание соли» .

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возрастаКонспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?»Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Сценарий тренировочного занятия с дошкольниками по подготовке к исследовательской практике «Исследования «Сахар» Воспитатель показывает изображение сахара, спрашивает у детей: «Что бы вы хотели узнать о сахаре?» Дети задают вопросы: - Для чего людям.

Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани»Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Агнозия. Виды и методы исследования
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 05:28
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД