Приложение МААМ

Анализ педагогических ситуаций

Искендерова Ламия
Анализ педагогических ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ педагогических ситуаций как форма оценки уровня квалификации педагогических работников

Педагогическая ситуация

Ситуация - (от латин. situs - положение, расположение) – совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение.

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, которая возникла в повседневной работе и породила педагогические задачи, требующие решения.

Педагогическая ситуация

способы взаимодействия

Учитель --- Ученик

Публикация «Анализ педагогических ситуаций» размещена в разделах

Педагогическая задача :

• осмысление сложившейся педагогической ситуации

• принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Виды педагогических ситуаций.

• Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.

• Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Классификации педагогических ситуаций:

Брюйн де Поля выделяет следующие ситуации: ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема.

В. С. Безрукова классифицирует ситуации на основе следующих признаков: по месту возникновения и протекания: на уроке, на воспитательном мероприятии, дома и т. д. ; по участникам: учащийся – учащийся, учащийся – учитель, учащийся – родитель и др. ; по заложенным противоречиям: конфликтные, бесконфликтные, критические; по степени проективности: преднамеренно созданные, стихийные (естественные); по степени оригинальности: стандартные, т. е. повторяющиеся, и нестандартные (оригинальные); по степени управляемости: жестко заданные, неуправляемые и управляемые.

В. А. Сластенин выделяет следующие педагогические ситуации: по месту возникновения и протекания; по взаимодействующим субъектам и объектам; по сущности педагогического процесса (дидактические, воспитательные и др.); по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др.

И. Н. Емельянова характеризует педагогические ситуации как: неопределенные (недостаточность информации) и определенные (имеется полная информация); открытые (с точки зрения поиска альтернатив) и закрытые; конечные, предполагающие только одно единственное решение, которое окончательно разрешает ситуацию, и неконечные – принимаемое решение допускает возможность его улучшения.

Алгоритм анализа педагогических ситуаций

1. Анализ действия (импульсивное, аффективное, непроизвольное, внушаемое, нечаянное, бесполезное, негативистское, сознательное действие с непредвиденным результатом, умышленное действие).

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.

5. Постановка педагогической задачи.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: что является критерием успешности решения ситуации.

8. Обоснование выбора решения.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

Умения требуемые для решения педагогических ситуаций

умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения;

умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения,

умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;

умение учитывать особенности обучающихся;

умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;

умение предвидеть результаты воздействия.

Педагогические правила

(А. С. Чернышев, автор "Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций»)

Правило 1.

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Подсказка первая. "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.

Подсказка вторая. "Задержите реакцию!" Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия.

Подсказка третья. "Переведи реакцию!" Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя.

Правило 2.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Есть два способа воздействия на человека - прямой и косвенный, опосредованный.

Первый способ – традиционный, прямой. Однако для ученика прямое воздействие, вдобавок с угрозами и раздражением, является психологически неприемлемым и вызывает ответное противодействие негативного характера.

Более эффективный способ - второй. Это метод косвенного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей, мотивов поведения человека от него можно добиться большего.

Правило 3.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Важное средство формирования личности школьника - педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.

Психологи предлагают следующие правила оценки личности: положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью; неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки; глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе и к учению.

Правило 4.

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Здесь важна "педагогическая зоркость" - внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.

Видеть только плохое - усугублять конфликтность ситуации.

Правило 5.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Антипедагогический вариант - вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т. д.) усилятся.

Нейтральный вариант - это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными.

Вариант реагирования на положительный эффект - вариант реагирования, направленный на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта, демонстрирует понимающее отношение к обучающимся, учитывает условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект

Конструктивный вариант - вариант реагирования предусматривает качественное обоснование; способствует достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося.

ОЦЕНКА УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажите и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

Представьте себе, что Вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.

Как Вы отреагируете (как поступите, сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

Антипедагогический вариант

Вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т. д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.

Варианты ответов:

• «Ну и что?»

• «Никуда не денешься, все равно придется»

• «Это глупо с твоей стороны»

• «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой»

• «Учитель лучше знает»

• «Устрою им выволочку!»

• «Отведу их к завучу или директору»

• «У меня такого не бывает»

Нейтральный вариант

Вариант разрешения ситуации нейтрального типа - это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является несущественным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.

1 балл

Варианты ответов:

• «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!»

• «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем»

• «Все равно вам всем придется отработать этот урок»

• «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок»

• «Хорошо, мы можем не выполнять данное задание»

• «То, что вы делаете,- плохо, немедленно прекратите!»

Вариант реагирования

на положительный эффект

Вариант реагирования, направленный на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта, демонстрирует понимающее отношение к обучающимся, учитывает условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

2 балла

Варианты ответов:

• «Я постараюсь объяснить свое решение: «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием»

• «Предложу извиниться перед преподавателем по предмету и взять задание для реального исправления оценок»

• «Спрошу, что они делают, чего хотят этим добиться и как думают поступать дальше, когда их обман обнаружен»

Конструктивный вариант

Конструктивный вариант реагирования предусматривает качественное обоснование; способствует достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

3 балла

Варианты ответов:

• «Я постараюсь выяснить, почему обучающийся не хочет работать вместе с одноклассником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню обучающемуся, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре»

• «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий»

• «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ педагогических технологий Современные образовательные технологии. (сравнительная характеристика). 1. Технология исследовательской деятельности. Концептуальные основы.

Картотека кейсов-ситуаций по использованию ИКТ в образовательном процессе ДОО КАРТОТЕКА КЕЙСОВ-СИТУАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО Старший воспитатель МАДОУ детский сад №11 г. Павлово Казакова.

Литературные тексты для образовательной деятельности на основе проблемных ситуаций Советы по использованию текстов • Читайте тексты максимально выразительно, передавая интонации, настроение, особенности поведения и речи.

Практикум для педагогов ДОУ «Позитивное решение конфликтных ситуаций» Позитивное решение педагогических конфликтов Семинар-практикум для педагогов ДОУ Цель: получить педагогам теоретические знания и практический.

Реферат «Сравнительный анализ произведений и педагогических идей К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого» Одним из условий реформирования современного образования являются инновационные процессы в педагогике. Теоретико-методологической базой.

Решение конфликтных ситуаций в ГБДОУ В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются.

Конспект занятия «Решение проблемных ситуаций» ПОДСИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА Цели • систематизировать знания о строении человека; • развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; • развивать.

Родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ» Цель: - Обеспечение взаимосвязи родителей и детей в вопросе разрешения конфликтных.

Родительское собрание «Разрешение и преодоление конфликтных ситуаций» Всероссийский педагогический конкурс на лучшее родительское собрание «Разрешение конфликтных ситуаций» Цель: Помощь родителям в преодолении.

Анализ педагогической деятельности воспитателей и оценки педагогических возможностей различных методов, приемов и методик Тема: «Анализ педагогической деятельности воспитателей и оценки педагогических возможностей различных методов, приемов и методик, форм организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ педагогических ситуаций
Опубликовано: 11 марта 2019 в 15:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ педагогических ситуаций» (включая файлы) размещена пользователем Искендерова Ламия (УИ 134189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД