Получи документы

Анимационная студия как эффективное средство развития связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

анна чешкова
Анимационная студия как эффективное средство развития связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Михайлова Ольга Владимировна,

учитель – логопед,

МАДОУ «Детский сад № 157»;

Чешкова Анна Дмитриевна,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад №157»

Одной из серьезных проблем педагогики является формирование связной речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Дошкольный возраст – очень важный период для развития речи детей. К пяти годам ребенок должен освоить и научиться использовать такие компоненты речевой системы родного языка, как правильное звукопроизношение, словообразование, словоизменение. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь строить развернутые предложения, пересказывать рассказы и сказки и последовательно излагать свои мысли.

Публикация «Анимационная студия как эффективное средство развития связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Опыт работы с детьми 5-7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи, показывает, что они с трудом усваивают лексико-грамматические категории и овладевают навыками связной речи. Это, в свою очередь, негативно влияет на развитие мышления, а также таких необходимых психических процессов, как внимание, память, восприятие.

Найти более эффективные способы получения и усвоения знаний детьми - одна из основных задач в работе с дошкольниками с ТНР. На наш взгляд, таким интересным средством коррекционно – развивающей работы может являться мультипликация, ведь все дети любят мультфильмы. Анализ работ ряда мультипликаторов, таких как Ю. Б. Норштейн, И. П. Иванов, позволяют сделать вывод, что мультфильм, благодаря своим характеристикам, очень действенный инструмент влияния на ребёнка.

В нашей группе второй год существует анимационная студия «Мультяшкино», в рамках которой реализуется одноименный проект. Участвуя в нем, дети создают собственные мультфильмы.

Цель нашего проекта: развитие связной речи, создание условий для социально – коммуникативного и познавательного развития дошкольников с ТНР средствами активной мультипликации.

В проекте «Мультяшкино» при создании анимационных фильмов используется интеграция разнообразных видов деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, а также чтение художественной литературы. Занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят.

Создавая героев мультипликационного фильма и фоны: делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя карандашами, красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают их технические возможности и свойства.»

Как же создаётся мультфильм?

Сначала мы тщательно подбираем произведение и подготавливаем сценарий. Для нас очень важно, чтобы содержание текста было понятно детям, доступно в речевом плане, подходило по возрасту. В настоящее время, для нашего проекта мы выбрали произведения Владимира Григорьевича Сутеева. Его сказки близки детям, персонажи – знакомы, в произведениях много диалогической речи.

После активного слушания детьми сказки и беседы по её содержанию, мы предлагаем ребятам раскрасить героев будущего мультфильма, «оживить» их. Кроме того, дети рисуют фоны для создания мультфильма.

И вот, персонажи раскрашены. Взрослые вырезают фигурки и приклеивают их на картон.

Следующий этап – раскадровка. В процессе совместной со взрослым деятельности, дошкольники создают последовательные кадры от начала до конца произведения, прикладывая героев к фону. На этом этапе создаётся серия сюжетных картинок по содержанию сказки. Все картинки фотографируются взрослым, распечатываются на принтере и размещаются перед детьми по – порядку в виде наглядного плана.

Следующий этап в работе над текстом – драматизация произведения. Ребята обыгрывают каждый кадр, перевоплощаются в героев сказки, учатся передавать движения и характер персонажей, выразительно их озвучивать. Погружаясь в содержание текста, дошкольники лучше понимают его смысл.

После драматизации дети учатся пересказывать сказку полностью с помощью наглядного плана, который был создан при раскадровке.

Когда работа над содержанием текста завершена, педагог готовит специальное рабочее место и оборудование для покадровой съёмки мультфильма. Для этого потребуются: цифровой фотоаппарат, штатив, хорошее освещение, стол, где будет располагаться сцена мультфильма. В совместной деятельности педагога и детей происходит съёмочный процесс. Во время съемки дети учатся самостоятельно пользоваться аппаратурой. Здесь важно показать ребятам, что плавности движений героев мультфильма можно добиться лишь тогда, когда на сцене герой совершает очень малые передвижения. Фотографий приходится делать много: для короткого мультика в 1 мин – около 100 фото, для более продолжительного - 350-450 фото.

Далее дети попадают в «Студию звукозаписи», где озвучивают персонажей, и с помощью компьютерной программы происходит запись голоса каждого ребёнка. Озвучивание мультфильма позволяет дошкольникам развивать тембр голоса, использовать те виды интонации, которые необходимы для конкретного героя в конкретном эпизоде, закреплять в речи правильные, с точки зрения грамматики и звукопроизношения, формы слов и предложений.

Теперь стоит задача смонтировать мультфильм. Эта функция решается педагогом: он переносит отснятые фотографии на компьютер, размещает снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для вёрстки и монтирует фильм. Монтаж осуществляется в любом простейшем видеоредакторе, например, «Moviemaker» или «Movavi Video Editor Business».

И вот наступил долгожданный момент – мультфильм готов, и мы можем показать его детям и их родителям.

За время работы анимационной студии детьми созданы шесть мультфильмов: «Умные галки» (по мотивам рассказа Л. Толстого, «Две лягушки» (по Л. Гаршину, «Приключения друзей» (по собственному сценарию) и три мультфильма по мотивам сказок В. Г. Сутеева: «Цыпленок и утенок», «Три котенка», «Снеговик - почтовик».

Детскую анимацию по достоинству оценили воспитанники других групп, родители и педагоги всего детского сада. С большим удовольствием мультфильмы были многократно просмотрены на сайте МАДОУ.

Создание мультфильма – это трудоёмкий, но очень интересный совместный процесс взрослых и детей. В ходе него у дошкольников с ТНР развивается связная речь, навыки диалога, совершенствуются сенсомоторные качества и творческие способности. Наш проект «Мультяшкино» может по праву считаться средством коммуникативного и познавательного развития детей с речевыми нарушениями.

Список информационных источников.

1. Гуськова А. А. Использование средств мультипликации в преодолении общего недоразвития речи //Логопед. 2009. №7.

2. Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-6 лет. М. ,2010

3. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. М., 2013

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анимационная студия как эффективное средство развития связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 20 марта 2022 в 13:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД