Светлана Тарасова
Артикуляционная гимнастика — как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Гипотеза:
Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют как для воспитателей детских садов, так и для родителей значительные трудности, так как эта работа требует точного знания положения и движения речевых органов при произнесении того или иного звука. Кроме теоретических знаний нужно еще умение показать ребенку артикуляционные и подготовительные упражнения для губ и языка.
Описание проекта:
Вид проекта: Смешанный. Средне – срочный (сентябрь – декабрь 2016г.).
Публикация «Артикуляционная гимнастика — как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников,» размещена в разделах
Участники проекта: учитель-логопед, дети 5 – 6 лет с речевыми нарушениями, родители воспитанников посещающих группы компенсирующей направленности, воспитатель.
Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведёт к речевой патологии, исправить которую может только логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей.
Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление в коррекционной работе с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению. Ведь от того насколько подготовленным придет ребенок в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. Ребёнок с развитой речью легче адаптируется к новым условиям и включается в процесс обучения, быстрее овладевает чтением и письмом.
Актуальность проекта
Актуальность данной проблемы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий становления нормального звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Зачастую родители ошибочно считают, что правильное звукопроизношение сформируется самостоятельно, без специального воздействия взрослых, что ребенок постепенно сам овладеет правильным произношением. Это и является причиной, что развитее звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, развивается самотеком, без особого внимания взрослых. Именно поэтому дети дошкольного возраста имеют недочеты в произношении. Эти недостатки, конечно же, сами собой уже не исправляются и впоследствии ведут к отставанию в развитии. Требуется квалифицированная помощь логопеда и востребована помощь родителей в виде домашних занятий.
Проблема формирования звуковой стороны речи никогда не теряет своей актуальности и практической значимости.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада. Поэтому для достижения положительных результатов в коррекционной деятельности не только детям, но и воспитателям и родителям, необходимо иметь представление о строении речевого аппарата, о назначении каждого его органа, о необходимости сохранять органы речи здоровыми, уметь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Воспитателей общеобразовательных групп так же необходимо просвещать в коррекционно-логопедическом направлении с целью профилактики речевых нарушений воспитанников.
Цель проекта:
1. Совершенствование совместной работы учителя – логопеда с родителями в корекционно – образовательном процессе для преодоления речевых нарушений у дошкольников. Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.
2. Повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможностью использования нетрадиционных, игровых приемов и методов, а также побудить родителей заниматься с детьми в домашних условиях.
3. Сформировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
4. Сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
5. Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей пяти – шести лет, через применение артикуляционной гимнастики.
Задачи проекта:
1. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
2. Определение групп родителей по степени заинтересованности
3. Проведение индивидуальных консультаций, серии артикуляционных тренингов для родителей.
4. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
5. Информировать родителей по теме через информационный стенд, а также посредством размещения материала на сайте ДОУ и других информационных источниках.
6. Разработать и предоставить возможность для родителей получить практические материалы (буклеты, наглядные пособия)
7. В доступной форме познакомить детей логопедической группы с органами речи, их назначением.
8. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
9. Формирование представлений детей об органах артикуляционного аппарата.
10. Развитие мышц органов артикуляционного аппарата.
11. Формирование артикуляционных умений, необходимых для постановки звуков.
12. Создание благоприятных условий для положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься.
13. Повышение интереса родителей к коррекционному процессу.
Ожидаемый результат:
Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т. к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.
1. Четкое представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья;
2. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
3. Умение детьми выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
4. Разработка комплексов артикуляционных упражнений;
5. Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
6. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
7. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и родителей воспитанников.
8. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
Достигнутые результаты:
Подводя итоги работы по реализации проекта «Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В моей работе был представлен опыт взаимодействия учителя-логопеда,воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми 5 – 6 лет с речевыми нарушениями. Показана система работы и раскрыто содержание основных форм взаимодействия. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Весь процесс взаимодействия логопеда и родителей строился с учетом особенностей семьи ребенка, педагогической наблюдательности родителей.
Большинство родителей в той или иной мере приняли активное участие в педагогическом процессе в условиях ДОУ. В помощь родителям был разработан наглядно-информационный материал, направленный на развитие речи детей. В ходе работы был систематизировать практический материал, которым могут воспользоваться педагоги и родители в процессе коррекционной работы с детьми.
Постепенно родители из пассивных наблюдателей превратились в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Большинство родителей с готовностью откликались на просьбы логопеда, серьезно воспринимали домашние задания, тщательно выполняли их. Именно эти родители, в первую очередь, привлекались к активному участию в работе логопеда, чем подавали положительный пример остальным. Дети таких родителей лучше настроены на занятия с логопедом.
Опыт данной работы показывает, что участие родителей в коррекционно - педагогическом процессе значительно помогают в преодолении нарушений в развитии речи ребёнка.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем- и детям, и взрослым- научиться говорить правильно, четко и красиво.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
I. Работа с воспитателями.
1. Беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендации по ее выполнению и проведению.
Цель: сформировать у воспитателей представление о необходимости внедрения артикуляционной гимнастики в педагогический процесс;
выработать практические навыки проведения артикуляционной гимнастики у воспитателей с детьми.
II. Работа с родителями.
1. Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;
Цель: профилактика речевых нарушений.
2. Выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;
Цель: пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.
3. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий) ;
Цель: осуществление личностно-ориентированного подхода для коррекции речевых патологий.
5. Создание презентаций (Артикуляционная гимнастика)
Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.
Охват проекта:
Дети 5-6 лет с тяжелыми речевыми нарушениями, родители, воспитатели.
Описание проекта:
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
• Диагностика речевого развития детей;
• Анкетирование родителей;
• Ознакомительная работа с родителями;
• Сбор анамнестических сведений о ребёнке;
• Родительская встреча «Давайте знакомиться»;
• Индивидуальная беседа с родителями;
• Подготовка информации (адекватной уровню восприятия родителей) о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения, важности систематичного выполнения в домашних условиях.
• Подготовка буклетов, консультаций по темам: «Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (шипящих, сонорных)», «Упражнения для развития речевого дыхания», «Упражнения для развития фонематического слуха»
Результат: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.
2 этап — основной (практический).
• Индивидуальные консультации с родителями
• Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики дома;
• Работа с тетрадями домашних заданий;
• Тематические консультации;
• Проведение серии консультаций «Трудные звуки Л- ЛЬ, Р-РЬ», «Трудные звуки С-Сь, З-Зь», «Трудные звуки Ш-Ж», «Трудные звуки Ч, Щ»
Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности, гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.
• Создание комплексов упражнений для определенных групп звуков, комплексов для развития речевого дыхания, комплекса упражнений для развития фонематического слуха и оформление материала для выставки в коридоре группы
Цель: напоминание родителям правил выполнения артикуляционной гимнастики, а также предоставления возможности родителям, не участвовавшим в проекте, получить информацию по теме.
• Создание презентаций для показа артикуляционной гимнастики.
• Консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного произношения, причинах нарушения звукопроизношения.
•
Результат:
Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
• Итоговая диагностика речевого развития детей;
Результат:
анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.