Стальненко Марина Валентиновна
Автоматизация звука |Л| в Изолированном произношении, в Слогах и Словах (по мотивам русской народной сказки «Колобок»)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: закрепить навык произнесения звука [л] изолированно, в прямых и обратных слогах; развивать фонематический слух, мелкую и артикуляционную моторику, интонационную выразительность речи, внимание, память, мышление; формировать умение читать прямые слоги; учить образовывать существительные множественного числа; воспитывать дружелюбие.
Публикация «Автоматизация звука |Л| в Изолированном произношении, в Слогах и Словах (по мотивам русской народной сказки „Колобок“)» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Колобок». Все материалы по сказке
- Темочки
Оборудование: дидактическое пособие «Колобок» (на брусок натянута леска с бусиной, брусок поделен на три одинаковые части, картинный материал: пила - пилы, кукла - куклы, игла- иглы, акула - акулы, весло, юла, дупло, мыло; дидактические игры «Где спряталась буква Л?», «Малинки в блюдца наберем, гостей отведать позовем»; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Вспомни, какой звук мы научились правильно произносить? (Звук [л].)
Уточнение артикуляции звука [л].
- Скажи, как получается правильный звук. Давай произнесем звук [л]. (Губы растянуты в улыбке, кончик языка немного закусить и гудеть ы-ы-ы.) Какой это звук? (Твердый согласный, звонкий.) Будем стараться правильно произносить звук [л].
II. Основная часть.
- Чтобы наш язычок легко и чисто говорил, сделаем артикуляционную гимнастику.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
«Улыбка». Губы растянуты в улыбке. Видны сомкнутые зубы. Удерживать 15 секунд.
Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Удерживать 10 секунд, нижнюю губу не подворачивать.
«Трубочка». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед. Удерживать 15 секунд.
«Покусывание кончика языка». Губы в положении улыбки. Покусывание производится 10 раз.
«Катание шарика». Губы сомкнуты. Язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполнять сначала в одну, затем в другую сторону.
«Часики». Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного угла рта к другому, стараясь не касаться губ. Выполнять 20 секунд.
«Качели». Рот широко открыт. Кончик языка попеременно ставить за верхние, затем за нижние зубы. Выполнять 10 раз.
«Непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя», затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте. Нижнюю губу не подворачивать, не натягивать.
«Пароход гудит». При открытом рте длительно произносить звук [ы]. Следить, чтобы кончик языка был внизу в глубине рта.
«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Движения постепенно убыстрять, добавляя голос, пока не получится звук «бл-бл».
«Лошадки». Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Нижняя челюсть неподвижна.
«Вкусное варенье». Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.
- Сегодня у нас в гостях один сказочный герой. Отгадай, кто эго. Его любимая песенка: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.» Кто это? (Колобок.)
- Конечно, это Колобок.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ И МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ
- Скажи, а в имени Колобок есть звук [л] или нет? Где в этом слове он находится : в начале, в середине или в конце?
Дидактическое пособие «Колобок».
- Покажи, где место звука [л] в слове «колобок» на схеме (три клеточки в ряд). Если звук в начале слова, колобок остановится в первой клеточке, если в середине - во второй, а если в конце, то в последней.
Колобок тоже хочет выучить букву Л и звук [л], но буква Л от него спряталась.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА [Л]
Дидактическая игра «Где спряталась буква Л?». (См. Приложение 1, карточка 8.)
- Сейчас мы разомнем наши пальчики, чтобы ты смог показать букву Л.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Пальчики в футбол играют.
Все друг друга обгоняют,
Все - бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч.
Каждый забивает гол.
Хорошо играть в футбол!
- Покажи пальчиками букву Л сначала на правой руке, затем на левой.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ
(С ОПОРОЙ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР)
Дидактическая игра «Малинки в блюдца наберем, гостей отведать позовем». (См. Приложение 1, карточка 10.)
- Бабушка Колобка собрала малинки и хочет угостить всех, кого Колобок встретил на лесной тропинке. Прочитай слоги, найди слог ЛО. В эти блюдца «положи» малинку.
Физкультминутка
КОЛОБОК (с мячом)
Координация речи с движением, развитие моторных навыков. Жили-были дед да баба
На поляне у реки,
И любили они очень На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Ну а бабушкина внучка Колобок катала в ручках. Вышел ровный,
Вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий. Очень круглый, очень вкусный, Даже кушать его грустно. Мышка серая бежала, Колобочек увидала.
- Ой, как пахнет Колобочек! Дайте мышке хоть кусочек. Колобочек убежал,
По дорожке поскакал.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ (С ОПОРОЙ НА СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР)
«Доскажи словечко» с опорой на картинки (в соответствии с произносимым словом перед ребенком выкладываются картинки).
Пи-ла - пи-лы. Иг-ла - иг-лы.
Кук-ла - кук-лы. Аку-ла - аку-лы.
Дуп-ло, мы-ло, вес-ло, ю-ла.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В СЛОГАХ (С ОПОРОЙ НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ
И СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОРЫ)
«Эхо» (по картинкам).
- Ты начинаешь, я продолжаю, ты - заканчиваешь. Ребенок (читает слоговой ряд). ЛУ-ЛУ-ЛУ. Логопед. Возьми кук. (. .лу - заканчивает ребенок).
ЛО-ЛО-ЛО - где, сова, твоё дуп (ЛО?
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - Мила вымыла по (ЛЫ).
ЛУ-ЛУ-ЛУ - мы не били по стек (ЛУ).
ЛА-ЛА-ЛА - стоит лампа у сто (ЛА).
ЛО-ЛО-ЛО - у лодки длинное вес (ЛО).
ЛА-ЛА-ЛА - вот высокая ска (ЛА).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ
МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- Колобок хочет научить нас игре «Один - много».
Малоподвижная игра с мячом «Один - много».
Логопед бросает мяч ребенку, называя существительное в единственном числе, ребенок бросает мяч логопеду, называя это же существительное во множественном числе:
Дупло -. дупла. Пила. пилы.
Осёл -. ослы. Пол -. полы. Стул -. стулья.
III. Заключительная часть.
о
- Молодец! Ты очень старался, и у тебя все получилось. А Колобку пора возвращаться домой к бабушке и дедушке. Сегодня, помогая Колобку, какой звук ты старался правильно произносить?
Домашнее задание: см. Приложение 2, карточка 7.