Лучший педагог года

Программа дополнительного образования «Олонхо — Жипто»

Саргылана Колесова
Программа дополнительного образования «Олонхо — Жипто»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 5 «Радуга» ГО «город Якутск»

С. Л. Колесова

«Олонхо - ЖИПТО»

Авторская программа дополнительного

образования

Для занятий с детьми 5-7 лет

Якутск

В наш век современных компьютерных и нано технологий

далеко на задний план уходят фольклор, обычаи и традиции народов

Саха. Не только дети, но и многиевзрослые все больше отдаляются

Публикация «Программа дополнительного образования „Олонхо — Жипто“» размещена в разделах

от своих истоков. Родители все реже читают своим детям на ночь

сказки, отмечают исконно народные праздники, чтут традиции и

обычаи своих предков. Своевременно и целесообразно в наше время

обратиться к народному творчеству для физического и духовного

обогащения подрастающего поколения.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 5

до 6 лет, проявляющих интерес ктеатрализации, интеллектуальных

игр, желание систематически заниматься ими, развивая свои

умственные способности и расширяя свой кругозор в различных

областях знаний: истории, географии, литературе, и в других

областях.

Программа «Олонхо - ЖИПТО» является одним из средств

приобщение детей к Олонхо посредством «ЖИПТО». Набор в

группу на дополнительное образование осуществляется на

добровольной основе с учетом рекомендаций педагогов, родителей,

работающих с детьми. Состав группы по 8 – 20 детей и более.

Цель программы - создание условий для

интеллектуального, художественно-эстетического развития детей

посредством театрализованного вида ЖИПТО.

Задачи:

Формировать устойчивый интерес к интеллектуальным играм,

как к форме полноценного досуга.

Отбор наиболее перспективных в направлении

интеллектуальных игр детей.

Формировать коллектив – интеллектуальной команды, способный

к активной театрализованной интеллектуальной деятельности.

Дидактические задачи

1. Познакомить детей дошкольного возраста с интеллектуальными

играми народов Саха, эпосом «Олонхо», посредством тренировки

памяти, внимания, театрализации.

2. Учить правилам игры, созданию атрибутов и использованию

интеллектуальной игры «ЖИПТО».

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков,

использованию художественного слова:

- умение правильно формулировать и излагать свои мысли,

- отстаивать свою точку зрения,

- находить аргументы и контраргументы в диалогах и спорах,

- развитие театрализованных навыков

4. Развивать умение логически мыслить и решать различные

проблемы и задачи.

5. Пополнить знания ребёнка более широкими и углубленными

сведениями из различных областей знаний, искусства, философии,

краеведения.

Воспитательные задачи.

1. Создать для ребёнка интеллектуальную развивающую среду,

способствующую всестороннему развитию его личности.

2. Сформировать у ребёнка потребность к пополнению своего

кругозора новой информацией.

3. Развивать коммуникативные навыки.

4. Стимулировать субъективное осмысление каждым ребёнком

реальной действительности и своей сопричастности с окружающим

миром.

5. Организовать коллективную творческую деятельность наоснове

взаимной поддержки, дружелюбия, умения договариваться и

находить общий язык и интересы.

6. Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их

отношение к себе.

Интеграция образовательной и театрализованной деятельности

Эпос Олонхо ЖИПТО

Приобщение детей к эпосу

Олонхо

Интеллектуальное и

художественно-эстетическое

развитие посредством ЖИПТО

«Ньургун Боотур

Стремительный», «Модун Эр

Соготох», «Эьэ харахарахтаах

Элэс Ботур бухатыыр», «Кун

Дьирибинэ», «ЭлэсБоотур»

Настольная и напольная версии

ЖИПТО

Ознакомление

Учить слушать

Привить интерес к эпосу олонхо

Учить создавать атрибуты

подготовить костюмы

персонажей научить выступать

на сцене

групповые;

коллективно - групповые (общие для 2-3 групп);

товарищеские встречи с командами других образовательных

учреждений;

республиканские и городские конкурсы интеллектуальных игр

Занимаясь по данной программе, ребята развивают свои

интеллектуальные способности, коммуникативные навыки,

знакомятся с различными интеллектуальными упражнениями,

формирующими и развивающими такие характеристики интеллекта,

как память, внимание, эрудиция и т. д.

Набор в интеллектуальный кружок дошкольного возраста

обусловлен тем, что в этом возрасте повышенный уровень

активности, любознательности, желание играть в интеллектуальные,

театрализованные игры во многих направлениях сопрягаются с

сюжетными играми.

Основной особенностью обучения детей является

использование интеллектуальной игры «ЖИПТО», предполагающих

совмещение элементов умственной и физически – театрализованной

активности, частую смену деятельности, большое количество

упражнений и игр на развитие коммуникативных и речевых

навыков, на сплочение коллектива. Дети по этой программе

знакомятся с эпосом народа Саха посредством интеллектуальной

игры «ЖИПТО», а также осваивают уже известные им простые

формы (загадки, ребусы и т. д.). С постепенным участием в

соревновательной деятельности команд кружка всерьез, но активно

соревнуются между собой на кружковых занятиях, участвуют в

интеллектуально – театрализованных досуговых мероприятиях.

Формы организации образовательно-воспитательного процесса

Показатели качества выполнения программы «Олонхо -

ЖИПТО» :

проявление повышенного интереса к интеллектуальным играм;

знание правил и условий основных интеллектуальных игр;

умение работать с театрализованными персонажами «Олонхо»,

находить ответы на интересующие вопросы;

достаточно развитый словарный запас и другие характеристики

интеллекта (определяется по системе тестов) :

умение играть в команде, сплоченность, дисциплина, уважениек

товарищам.

Критерии и механизмы оценки уровня освоения программы

«Олонхо - ЖИПТО»

Диагностика осуществляется по контрольным срезам на

определение уровня развития словарного запаса, эрудиции, объема

памяти, знание эпоса «Олонхо» и его основных персонажей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

При прохождении программы предполагается, что

пребывание в кружок станет для большинства детей ступенькой для

реализации и развития интеллектуального, творческого,

партнёрского потенциала. Промежуточные результаты освоения

Программы формулируются в соответствии с Федеральными

государственными образовательным стандартом (ФГОС) через

раскрытие динамики по всем направлениям развития детей.

Воспитанники проявляют умение объединяться с детьми

для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли,

поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет

подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать

последовательность действий. Умеет соблюдать правила игры.

Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя

роль, владеет способом ролевого поведения.

Соблюдает ролевое соподчинение (положительные и отрицательные

герои) и ведет ролевые диалоги.

В дидактических играх противостоит трудностям, по правилам

игры.

Адекватно воспринимает в театрализованной постановке в образе

героев Олонхо и имеет простейшие представления о театральных

профессиях.

Умеет считать до 10 (количественный счет, отвечать на вопрос

«Сколько очков?».

Умеет сравнивать два предмета по размеру (большой и маленький

круг) на основе вставление их друг к другу или наложения.

Узнает песни по мелодии героев из Олонхо.

Может петь тойук, четко произносить слова; вместе с другими

детьми—начинать и заканчивать осуохаем.

Выполняет движения, отвечающие характеру музыки,

самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой

музыкального произведения.

Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, якутский

орнамент, подскоки, движение парами по кругу, кружение по

одному и в парах, Может выполнять движения с предметами (с

мечем, саламой, чорооном)

Дети по этой программе должны знать :

заложенную программой информацию исторического,

географического, литературного наследия народов Саха;

правила интеллектуальной игры «ЖИПТО».

Дети по этой программе должны уметь :

воплощаться в героев эпоса «Олонхо»;

анализировать различные ситуации в игре;

применять полученные знания в игровых соревновательных

ситуациях.

№ Темы Цель

1 Введение в программу

Знакомство с

историческими героями

«Олонхо»

Дать представление о героях эпоса

«Олонхо»

2 Малые формы

интеллектуальной игры

«ЖИПТО»

Знакомство и выполнение различных

упражнений

3 Игры на развитие

интеллекта и эрудиции.

Развитие интеллектуальных способностей

детей.

4 Игры на расширение и

углубление объема

информации

Расширение и углубление знаний эпоса

«Олонхо»

5 Театрализованные игры

с персонажами

«Олонхо»

Снятие напряжение и релаксация

6 Досуговые программы,

конкурсы,

театрализованные

постановки

Развитие эмоциональной сферы детей.

7 Интеллектуальные

игры: самостоятельная

и творческая

деятельность детей

Развитие логического мышления и

личностных качеств: самостоятельность,

наблюдательность, находчивость,

сообразительность

8 Подготовка к городским

и республиканским

играм

Развитие мотивации детей.

Тематический план

Содержание программы по разделам :

1. Введение в программу.

Предполагает знакомство с понятием «интеллектуальной игры»

ЖИПТО» и героическими эпосами «Олонхо» народов Саха (в виде

театрализованных игр, знакомство с кружком интеллектуальных

игр «ЖИПТО».

2. Малые формы устного творчества и интеллектуальная игра

«ЖИПТО»

Занятия представляют собой знакомство и выполнение различных

упражнений, развивающих интеллект в несложных игровых формах

(загадки, шарады, ребусы и т. д., что позволяет уже с первых

занятий привить интерес к игре «ЖИПТО», учитывая постоянное

желание ребенка играть.

3. Игры на развитие интеллекта и эрудиции:для всех видов

памяти, внимания, быстроты реакции, логического и

ассоциативного мышления также предполагают большое количество

театрализовано-игровых моментов, разнообразие и частуюсмену

форм игры «ЖИПТО», их сравнительно небольшую длительность:

«Кто быстрее», «Сходство-различие», «Сообщение по алгоритму».

4. С помощью игры «ЖИПТО» углубленнои расширенно

планируются с опорой на уже имеющиеся знания, на углубление

изучение исторического эпоса «Олонхо», (география, литература,

история). Для первого этапа игры по разделам: «История

возникновения Олонхо», «ЖИПТО», «герои «Олонхо» и т. д. Темы

игр: «Кто быстрее», «Верхний мир», «Говорим по-якутски» и т. д.

5. Театрилизованные игры, тестирование - наиболее приемлемая

форма для снятия напряжения, релаксации. Для первого этапа эти

упражнения проводятся с элементами подвижных игр и направлены

не только на отдых, но и на сплочение команд, на тренировку

коммуникативных навыков. Тестирование в основном не сложное, в

форме игр, знание героев «Олонхо», хотя и предполагающее

выявление уровня развития интеллекта, эрудиции, черт характера.

6. Досуговые программы также в большей степени состоят из

элементов коммуникативных, сплачивающих игр, театрализованных

игр «ЖИПТО» предполагающих большую подвижность и

эмоциональность детей. Например: «Поиск клада», «Веселые

испытания».

Методические принципы и научно методические основы,

разработка методического обеспечения программы «Олонхо -

ЖИПТО».

7. Интеллектуальные игры: самостоятельная и творческая

деятельность детей. Интеллектуальные игры способствуют

гимнастике ума, способствуют формированию культуры мышления

и тренирует мозг, усиливают характер и воображение, дают большое

эстетическое наслаждение и полезны для гармоничного развития

личности. Обучаясь интеллектуальной игре дети развивают

логическое мышление и важные личностные качества:

самостоятельность, наблюдательность, находчивость,

сообразительность, усидчивость, развивают конструктивные

умения, учатся планировать свои действия, обдумывать их,

размышлять в поисках результата, проявляя при этом творчество.

8. Подготовка к городским и республиканским соревнованиям.

Посредством проведения турниров между воспитанниками детского

сада, выявляются победители и будущие участники окружных и

республиканских соревнований. После с ними проводится

усиленная подготовка к турнирам.

Методические принципы работы:

- самоуправление, как способ организации образовательного

процесса;

- самоопределение ребёнка в выборе видов, целей и содержания

деятельности;

- осознанность целей деятельности ребёнка как субъекта

собственного развития;

- единство образовательно-воспитательного процесса и образа

жизни, традиций народов Саха;

- восхождение от простого к сложному на разных этапах занятий,

преемственность и последовательность содержания занятий;

- разнообразие форм и методов работы, тем и областей знаний для

театрализованных игр, чередование направлений в тренировке

различных характеристик интеллекта.

Методическое обеспечение программы.

1. Методические разработки интеллектуальных программ, сценарии

игр (заложенных в программу).

2. Дидактический материал по разделам «Тесты», «Ребусы»,

«Конкурсы», «Занимательные задачи и головоломки», «Викторины»,

«Кроссворды», «Сценарии», «Загадки, скороговорки», «Заметки»,

«Интеллектуальные игры», «ЖИПТО», «Игры, общение, отдых»,

«Новый год», «КВН», «герои Олонхо», «Своя игра».

3. Реквизит к игровой программе :

- игровые снаряды, игровой стол, табло, фишки, куклы герои

«Олонхо» и т. д.

4. Технические средства: магнитофон, проектор, слайды,

аудиокассеты, экран, ит. д.

5. Настольные игры: «Лото», «ЖИПТО», «Домино», «Шашки»,

шахматы, и т. д.

Старшая группа (1 занятие 20-25 мин.)

Содержание занятий Количество

часов

1 квартал (12 занятий) Всего:5

часов (300

мин.)

Диагностика

Ознакомление с игрой «ЖИПТО». История и происхождение. 60 мин.

Ознакомление с народным эпосом «Олонхо» 60 мин.

Изучение правил игры «ЖИПТО». Правил перестановки

фишек. Легкие формы игры «ЖИПТО».

60 мин.

Изучение «Олонхо», мифы о 3 мирах, о духах земли и образы

персонажей.

60 мин.

Изучение героев «Олонхо».Для начального этапа программы

на примере «НьургунБоотурстремительный».

60 мин.

2 квартал (12 занятий) Всего:5

часов (300

мин.)

Народный календарь. Беседа о природе. 60 мин.

Упражнения для игры «ЖИПТО» 60 мин.

«Олонхо» о животных 60 мин.

Игра «ЖИПТО» в сочетании с пением: 60 мин.

Поделки и рисунки по теме «Олонхо», разрисовывание

игрового поля «ЖИПТО».

60 мин.

3 квартал (12 занятий) Всего:5

часов (300

мин.)

Народный календарь. Беседа о природе. Пластические этюды

героев «Олонхо».

70 мин.

Знакомство с театрализованной игрой «ЖИПТО». 70 мин.

Народные песни, героев «Олонхо». 70 мин.

Игры «ЖИПТО»с использованием танцевальных движений

героев Олонхо.

70 мин.

Диагностика и выступление детей. 20 мин.

Подготовительная группа (1 занятие 25-30 мин.)

Содержание занятий Количеств

о часов.

1 квартал (12 занятий) Всего: 6

часов (360

мин.)

Диагностика

Народный календарь. Поговорки. Ремесла. Театр. 90 мин.

Вокальная разминка. Народные песни 90 мин.

Игра «ЖИПТО– Олонхо» 90 мин.

Народные танцы, элементы хоровода 90 мин.

2 квартал (12 занятий) Всего: 6

часов (360

мин.)

Народный календарь. Танха. Коляда. Святки. Крещение, театр

Обряды и обычаи зимы.

90 мин.

Игра «ЖИПТО– Олонхо» 90 мин.

Оркестр из народных инструментов. 90 мин.

Беседа о «Олонхо» песен и стихов, игр ит. д. 90 мин.

3 квартал(12 занятий) Всего: 6

часов (360

мин.)

Народный календарь. Сороки (встреча птиц, приметы весны по

якутскому календарю, поговорки, загадки. Музыкальный

материал к Олонхо

85 мин.

Игры «ЖИПТО– Олонхо» 85 мин.

Постановка спектакля «Олонхо» 85 мин.

Разучивание народного танца ит. д. 85 мин.

Диагностика и выступление детей. 20 мин

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Олонхо — Жипто»
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 06:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД