МААМ-картинки

Занятие по литературному чтению в 1 классе «Буква «Ь» как показатель мягкости согласных звуков»

Елена Лузанова
Занятие по литературному чтению в 1 классе «Буква «Ь» как показатель мягкости согласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок № 36 Литературное чтение 15.12

1 класс Красна птица опереньем, а человек уменьем

Тема: Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков.

Буква ь.

Цель: создание условий для знакомства с буквой «Ь», развития речи учащихся, формирования умения читать слова и предложения с изученной буквой, работать с текстом и расширить представления о многозначности слов.

Публикация «Занятие по литературному чтению в 1 классе „Буква „Ь“ как показатель мягкости согласных звуков“» размещена в разделах

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: учебник «Азбука»

Ход урока

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем

И ни минуты не теряем. (улыбнитесь)

II. 2. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

На – на - на - на дворе растёт сосна.

Но – но – но – завтра мы пойдём в кино.

Ан – ан – ан – собери свой чемодан.

Ти – ти – ти – съели кашу всю почти.

Ры – ры – ры – летают комары.

Ор – ор- ор – подмели мы двор.

Усь – усь – усь – на лугу пасётся гусь.

III. ПОВТОРЕНИЕ.

-Что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).

-На какие 2 группы делятся звуки? (на гласные и согласные).

-Что такое согласные звуки? (это те звуки, которые не тянутся, не поются и встречают преграду).

-На какие группы делятся согласные звуки? (на звонкие и глухие, на парные и непарные).

-Что такое гласные звуки? (это звуки, которые тянутся, поются и не встречают преграду).

-На какие 2 группы делятся гласные звуки? (на звуки дающие твердость согласного и на звуки дающие мягкость согласного).

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. (Слайд 1)

Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. И я вас приглашаю на лесную поляну, в гости к нашим героям.

- Кто сидит на полянке? (лось и заяц).

-Какое время года изображено на картинке?

- Какие предметы вы видите?

-Лось и заяц очень любят играть в слова. Они пишут их на снегу.

V. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

- Вот какие слова записали наши герои на снегу - лос сол ел пен

- С какой проблемой они столкнулись? (Они не знают букву ь)

-А вы хотите узнать, зачем в словах пишется мягкий знак?

Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?

(Слайд 2)

- Сформулируйте цели нашего урока, используйте слова, записанные на экране:

Познакомимся… (с новой буквой Ь)

Научимся. (читать слова с Ь)

Узнаем … (что обозначает. Ь)

- И поможем нашим героям.

— Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет подняться по этим ступенькам.

-Вот маршрут, по которому мы пойдём? (Слайд 3)

Мы с вами: исследуем слово; будем конструировать новую букву; будем работать самостоятельно; будем читать слова и предложения с новой буквой; работать в паре; поднимемся на вершину нашего маршрута.

VI. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Работа с учебником. Слого - звуковой анализ слова.

Давайте выполним анализ слова ГУСИ.

-Слово состоит из 2 слогов (два гласных).;

-первый – твердый слог слияния, а второй - мягкий слог слияния (звук С’, мягкость обозначена буквой И.)

Давайте рассмотрим схему слова. Выполним анализ слова ГУСЬ.

Вывод: Буква Ь сама звука не обозначает, а обозначает мягкость согласных звуков.

2. Работа в парах.

Ученик за компьютером делает разбор слова ОЛЕНЬ, а все остальные за партами складывают схемы. Взаимопроверка.

Буква Ь сама звука не обозначает, а обозначает мягкость согласных звуков.

Поднимаемся на первую ступеньку маршрутного листа.

Работа по учебнику. Дидактическое упражнение «Один - много». Мягкий знак в словах.

-Чтение слов на ст. 11 (ученик).

-Один предмет: голубь, лебедь; много предметов: голуби, лебеди. Гуси, гусь.

-Придумайте свои пары слов.

-Какой месяц сейчас? (декабрь).

-Давайте вспомним ещё названия месяцев, которые имеют на конце Ь.

Знакомство с буквой.

На что похожа буква Ь?

«Буква Р перевернулась- (читает ученик)

Мягким знаком обернулась

Конструирование буквы.

Мягкий знак, это буква Ы без 1 элемента. Дети берут листочки с буквой Ы, сворачивают и получают Ь.

Поднимаемся на вторую ступеньку маршрутного листа.

ФИЗМИНУТКА

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Работа с текстом.

-Чтение текста (учителем). -О ком говорится в рассказе?

-Повторное чтение («цепочкой»)

-Чем питается лось?

-Повторное чтение («цепочкой»)

-Что насыпали мальчики лосю?

- Выборочное чтение. (Прочитать слова с Ь).

- Хоровое чтение.

-Как можно назвать рассказ?

Поднимаемся на третью ступеньку маршрутного листа.

Игра «Лото». (Слайд 4-9)

- Я показываю картинки, вы произносите слово, обращаете внимание на последний звук слова. В таблице находите буквы, которые обозначают этот звук и закрываете соответствующей фишкой. (Буквы, которые дают твёрдый звук – синей фишкой, а которые дают мягкий звук – зелёной).

-стол, лось, шесть, кран, кот, дверь.

Вывод: Буква Ь – показывает мягкость предшествующих согласных звуков.

Мягкий согласный звук на схеме обозначается зеленой карточкой.

Поднимаемся на четвёртую ступеньку маршрутного листа.

Работа с пословицами. Учебник ст. 10.

-Чтение пословицы (ученик)

-Как вы понимаете смысл пословиц?

Работа в группах. (Слайд 10)

-На партах лежат конверты со слогами. Составьте из них слова, которые обозначают такие предметы

ряд БАНКА-БАНЬКА (Слайд 11)

ряд ГАЛКА-ГАЛЬКА (Слайд 12)

ряд ПОЛКА-ПОЛЬКА. (Слайд 13)

Вывод: Буква Ь может изменить значение слова.

Мягкий знак может стоять не только в конце, но и в средине слова.

Поднимаемся на пятую ступеньку маршрутного листа.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

Поможем нашим героям исправить ошибки?

- Какую необходимо дописать букву? Ь

- Какие слова получились? лось соль ель пень.

Составим предложение с одним из слов.)

Поднимаемся на последнюю ступеньку маршрутного листа. (Слайд 14)

- Мы познакомились с буквой ь. (Слайд 15)

- Мы научились читать слова с ь.

- Мы узнали, что показывает буква ь.

РЕФЛЕКСИЯ (2 мин)

-Дети читают наизусть.

Мягкий знак, мягкий знак (дети читают по очереди)

Без него нельзя никак,

Без него не написать 30, 20, 10, 5.

Вместо шесть - получим шест,

Вместо есть – напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки.

Банька в банку превратится-

Вот что может получится,

Если будем забывать

Ь в словах писать!

-Что особенно понравилось на уроке?

- Почему?

-Что вызвало затруднение?

-Почему?

-Давайте оценим работу сегодня на уроке. У вас на партах лежат синие, зелёные и красные карточки.

- Мне на уроке понравилось и было всё понятно - красная;

- Я затруднялся – зелёная;

-Мне ещё надо поработать – синяя. (Слайд 16)

-Молодцы, ребята! Мы были вместе и у нас всё получилось.

-Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классеВикторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по литературному чтению в 1 классе «Буква «Ь» как показатель мягкости согласных звуков»
Опубликовано: 17 декабря 2021 в 16:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по литературному чтению в 1 классе «Буква «Ь» как показатель мягкости согласных звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лузанова (УИ 2549986) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД