Приложение МААМ

Конспект урока по ОФГ в 9 классе «Банковская система страны»

ЛЕКОНЦЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА
Конспект урока по ОФГ в 9 классе «Банковская система страны»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема. Банковская система страны : понятие «банка», виды банков

Цель урока : Актуализация знаний по предыдущей теме. Изучение нового материала.

Тип урока : Комбинированный.

Задачи урока :

Образовательные: расширить представления обучающихся о банковской системе, раскрыть основное понятие «банка», видов банков.

Публикация «Конспект урока по ОФГ в 9 классе „Банковская система страны“» размещена в разделах

Развивающие: обогатить знания обучающихся экономическими понятиями, позволяющими лучше осмыслить экономические реалии сегодняшних дней.

Воспитательные: воспитывать экономическую культуру обучающихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по предыдущей теме.

Тестирование.

1. Какая операция Центрального банка снижает количество денег в обращении?

- продажа государственных облигаций на открытом рынке;

- увеличение нормы обязательных резервов;

- повышение учетной ставки;

- все ответы верны.

2. Денежная система страны - это форма организации:

- денежного обращения;

- платежного обращения;

- безналичного обращения;

- наличного обращения;

- кредитного обращения.

3. Денежный оборот включает совокупность платежей, произведенных:

- наличными деньгами и посредством безналичных расчетов;

-наличными деньгами и векселями;

-безналичными деньгами и другими инструментами финансового рынка;

-безналичными и электронными деньгами;

-виртуальными деньгами.

4. Реальную стоимость современной банкноты определяет стоимость:

- бумаги, на которой она напечатана;

- золота;

- труда, затраченного на её печатание;

- товаров и услуг, которые на неё можно купить.

5. Денежная система – это :

- совокупность обращающихся в стране видов денег;

- форма организации денежного обращения страны, закрепленная законодательно;

- купюрное строение денежной массы;

- деньги в виде металлических монет;

- масштаб цен.

III. Изучение нового материала.

Банковская система страны : понятие «банка», виды банков

Несмотря на то, что банки существуют давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. Выделяют следующие основные аспекты деятельности банков : хранилище денег; учреждение, организация; орган экономического управления; агент биржи; кредитное предприятие.

В новой экономической энциклопедии дается следующее определение: «Банк — это : система, служащая для накопления (денег, информации и т. д.); кредитно-финансовая организация, аккумулирующая денежные средства и накопления, предоставляющая кредиты, осуществляющая денежные расчеты, выпуск и учет векселей и других ценных бумаг, эмиссию денег, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции».

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» понятие банка следующее : «Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции : привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Современная экономическая теория рассматривает банки как особый вид финансовых посредников. Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими существенными признаками:

во-первых, как и всякие финансовые посредники они осуществляют обмен долговыми обязательствами, т. е. банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими юридическими лицами;

во-вторых, банки формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов. Выступая в качестве финансового посредника, банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами;

в-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», т. е. доли заемных средств в структуре пассива. Банки формируют кредитные ресурсы главным образом за счет заемных средств, что делает их зависимым от внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью со стороны центрального банка и других органов;

в-четвертых, банки имеют право открывать и обслуживать расчетные, текущие, валютные и другие счета, эмитировать безналичные платежные средства и на этой основе обеспечивать функционирование платежной системы.

Банки как финансовые посредники, принимая денежные вклады от разных субъектов экономических отношений, ссужают их другим субъектам на различные сроки. Первые могут вернуть деньги по требованию или без уведомления, последним деньги нужны обычно на длительный период. Есть субъекты, имеющие деньги, которые они готовы дать взаймы, но желающие также получить их назад тогда, когда им это нужно. В то же время есть субъекты, стремящиеся взять взаймы, но с условием выплатить деньги только через определенный период. Ясно, что эти две группы не могут напрямую вести дела друг с другом. Функция банка состоит из преобразования краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды. Банк действует как посредник, принимая вклады, выплачивая проценты по ним и выдавая ссуды, назначая заемщикам более высокие проценты. Таким образом, банк освобождает вкладчика от необходимости исследовать надежность заемщика.

Таким образом, можно выделить следующие функции банка :

аккумуляции денежных средств;

трансформации ресурсов;

регулирования денежного оборота.

Целью банков при обслуживании заемщиков и вкладчиков является получение прибыли, и в этом качестве они схожи с любой коммерческой организацией. Чем больше денег банки могут ссудить, тем больше прибыли они получат. Однако банк не может ссужать все средства, получаемые по вкладам, так как он обязан удерживать достаточно средств в ликвидной форме, чтобы иметь возможность выполнять требования вкладчиков по выплатам. Именно здесь кроется дилемма банкира : чем более ликвидна форма, в которой хранятся средства, тем меньше норма дохода. Хранение наличных денег, например, т. е. самая ликвидная форма активов, не приносит банку прибыли.

Следовательно, банк должен соблюдать определенные пропорции в балансе между максимизацией кредитования и минимизацией ликвидности до самого низкого уровня, при котором можно безопасно работать. До некоторой степени эту задачу облегчают официальные органы контроля, и тем не менее у банков остаются достаточные возможности для работы. Конфликт требований прибыльности и ликвидности может рассматриваться как прямой результат столкновения интересов двух групп, дающих банку его финансовые ресурсы: акционеров и вкладчиков. Акционеры совместно владеют банковским имуществом и заинтересованы в получении дохода на вложенный капитал. Вкладчики обеспечивают основную массу фондов, используемых банком, и требуют безопасности и возможности снятия своих денег с вкладных счетов без уведомления. Хороший банк должен уметь примирять интересы этих групп, в противном случае он потеряет либо вкладчиков, либо акционеров.

Банковская система как единство постоянно развивающихся и взаимодействующих финансово-кредитных институтов, выполняющих банковские операции как в полном объеме, так и частично, в зависимости от критерия оценки может быть классифицирована следующим образом : по форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные и смешанные банки. В ряде стран капитал центрального банка принадлежит государству полностью (Россия, Франция, иногда государству принадлежит около 50% (Япония, Швейцария); по организационно-правовой форме банки делятся на открытые и закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью; по функциональному назначению — эмиссионные (выпуск денег в обращение, депозитные банки — прием вкладов от населения является их основной операцией; коммерческие банки, занимающиеся всеми операциями, разрешенными законодательством; по характеру выполняемых операций банки делятся на универсальные и специализированные. По числу филиалов — бесфилиальные и многофилиальные;по сфере обслуживания — региональные, межрегиональные, национальные, международные; к региональным относятся и муниципальные банки,по масштабам деятельности - малые, средние, крупные, консорциумы, межбанковские объединения.

Отдельно выделяются банки специального назначения, которые выполняют операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, финансируют государственные программы.

К элементам банковской системы относят также банковскую инфраструктуру - предприятия и службы, обеспечивающие информационное, методическое, научное, кадровое, коммуникационное обслуживание банков.

Основные функции банков :

привлечение (аккумуляция) денежных средств и превращение их в ссудный капитал;

стимулирование накоплений в народном хозяйстве;

посредничество в кредите;

посредничество в платежах;

создание кредитных средств обращения;

посредничество на фондовом рынке (в операциях с ценными бумагами);

предоставление консультационных, информационных и др. услуг.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, они обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны. Стимулы к сбережению свободных средств населения и накоплению капитала обеспечиваются гибкой депозитной политикой банка при наличии благоприятной макроэкономической ситуации в стране.

Стимулирующая политика банков предполагает :

установление привлекательных процентных ставок по вкладам;

высокие гарантии сохранности денежных средств вкладчиков;

достаточно высокий рейтинг надежности банка и доступность информации о его деятельности;

разнообразие депозитных услуг.

Посредничество в кредите — важнейшая функция банка как кредитной организации. Она обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности. Кредитные операции является главным источником доходов банка.

Посредничество в платежах — изначальная и основополагающая функция банков. В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности имеют расчетные счета в банках, с помощью которых осуществляются все безналичные расчеты. На банках лежит ответственность за своевременное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Создание кредитных средств обращения представляет собой процесс производства денег банковской системой. Она способна расширять кредиты и депозиты путем многократного увеличения денежной базы. Такое расширение денежной массы называется эффектом мультипликатора.

Понимание этого процесса требует наличия представления об основных видах банковских операций. Все операции делятся на пассивные и активные, что находит отражение в балансе банка.

По пассиву банки отражают привлечение средств — образование депозитов, а по активу — их размещение путем выдачи ссуд или инвестирования, например, в ценные бумаги.

Все средства, мобилизованные банками на финансовом рынке представляют собой его ресурсы, та их часть, которая может быть использована для проведения активных операций называется свободный резерв (или кредитный ресурс).

Таким образом, деятельность банков имеет чрезвычайно важное общественное значение. Банки организуют денежно — кредитный процесс и эмитируют денежные знаки.

Конкретным результатом банковской деятельности является банковский продукт.

Банковский продукт — это особые услуги, оказываемые банком клиентам, и эмитируемые им наличные и безналичные платежные средства. Специфика банковского продукта состоит в его нематериальном содержании и ограниченности сферой денежного обращения.

IV. Самостоятельная работа. Общее: анализ конспекта, сообщение «Банки, их роль и виды».

Публикации по теме:

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока математики в 1 классе «Числа и цифры от 6 до 9» Цели: учить писать цифру 2 и выполнять счёт предметов до 10; закреплять умение сравнивать предметы; продолжить формирование умений прямого.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики;.

Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 0» Урок математики в 1 классе по теме «Число и цифра 0» Тема: Число и цифра 0. Цель: Сформировать представление о числе 0, научить распознавать.

Конспект урока по ОБЖ в 5 классе «Пешеход. Безопасность пешехода» Пояснительная записка УРОК № 7 5 класс Тема урока: Пешеход. Безопасность пешехода. Цель урока: Познакомить учащихся с сигналами регулировщика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по ОФГ в 9 классе «Банковская система страны»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 07:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по ОФГ в 9 классе «Банковская система страны»» (включая файлы) размещена пользователем ЛЕКОНЦЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА (УИ 1954344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД