Зобкова Анастасия
Программа «Безбарьерная среда»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад Берёзка
р. п. Новые Бурасы
Воспитатель:Зобкова А. А.
Работа на тему
Безбарьерная среда.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Суть Федеральной программы
1.2 Цели и задачи программы
1.3 Создание доступной среды для инвалидов
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
2.1 Инклюзивное образование для детей с ОВЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Программа „Безбарьерная среда“» размещена в разделах
Проблема поиска эффективных технологий социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, как объект научного анализа, активно разрабатывается в последние годы и приобретает черты универсальности, способствуя сближению исследований в области детской психопатологии и дефектологии, медицины и валеологии, психологии и социальной педагогики.
Современные подходы к процессам социальной реабилитации и адаптации свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт являются эффективными технологиями физического, социального и профессионального развития, максимальной самореализации и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Выраженные нарушения психофизического развития приводят к изменению физического и эмоционального пространства существования ребенка, искажению его естественной ритмики развития и, соответственно, к затруднению или даже исключению полноценного социального контакта с окружающим миром.
Что ведет к возникновению вторичных отклонений психоэмоционального развития, в том числе: замкнутости, ощущению потерянности, ненужности и др., и, как следствие, к социальной дезадаптации, требующей соответствующей психолого-педагогической помощи и коррекции. Социальная дезадаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья имеет объективные и субъективные проявления.
Среди-объективных - разрыв социальных связей, отказ от выполнения социальных функций, среди субъективных - искажение системы внутренних норм, ценностных установок.
Принципиально важным моментом в социальном развитии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является либо отсутствие, либо низкий уровень осознания привлекательных жизненных перспектив. Исследователи отмечают, что отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают риск проявления социально неприемлемых форм поведения.
Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Суть Федеральной программы
Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах.
Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте.
Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.
Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях. Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне.
Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин. Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ.
Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения.
Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.
1.2 Цели и задачи программы
В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом.
Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.
Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох.
Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием». Первоочередные задачи: Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.
Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху и зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды.
Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности.
Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.
Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи: организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране; предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.
1.3 Создание доступной среды для инвалидов
На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей.
Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году.
Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта. Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.
Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: «Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».
В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием: информация в наглядном, звуковом формате, указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся, сигнализация на каждом действующем светофоре, средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов.
Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты. комнаты санитарно-гигиенического типа, пандусы, специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.
2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
Инвалиды - это граждане, нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке. Мероприятия по обеспечению их социальной помощью - часть мер социальной политики Саратовской области.
Социальная политика не может быть ограничена пенсиями, ежемесячными денежными выплатами и пособиями. Необходимо гарантировать инвалидам поддержку в трудных жизненных ситуациях, эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни, надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера)[1, с. 78].
Для этого необходимо предусмотреть предоставление различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании, обеспечение доступности культурно-досуговых услуг, удовлетворение культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни области.
Это соответствует основным направлениям государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также задачам социально-экономического развития Саратовской области.
Реализация Программы позволит обеспечить комплексный подход к решению проблем инвалидов, скоординировать действия исполнительных органов государственной власти и должностных лиц, участвующих в реализации Программы.
Цель Программы - интеграция инвалидов в общество
Задачи Программы - улучшение качества жизни инвалидов, восстановление их социального статуса;
- обеспечение участия инвалидов в культурной жизни региона;
- обеспечение условий для развития физической культуры и спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень программных мероприятий
Подпрограммы содержат конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию целей Программы[1, с. 98].
Физическая культура и спорт как неотъемлемая часть общей культуры являются уникальными средствами воспитания здорового молодого поколения. Занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние на все функции и системы организма человека, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых, нравственных и гражданских качеств личности, что, в конечном счете, определяет благополучие во всех сферах жизнедеятельности населения области.
Социально-экономическое развитие отрасли в настоящее время КФКС МО осуществляет в рамках решения задач по развитию инфраструктуры массового спорта, совершенствованию спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди всех категорий и возрастных групп населения области.
Особое внимание в работе уделяется организации и проведению большего числа мероприятий по адаптивной физической культуре. В 2015 году КФКС МО было проведено 11 областных мероприятий. В физкультурных мероприятиях принимали участие 994 человека, что составляет 2,5 % от общей численности людей с ограниченными возможностями в области. В городах и районах области проходят декады инвалидов, в период которых проводятся спортивные праздники, соревнования по видам спорта для инвалидов.
В области действует спортивно-адаптивная школа, в которой занимаются дети с отклонениями в состоянии здоровья (слабослышащие, слабовидящие, с нарушением интеллекта, глубоко умственно отсталые). В учебный процесс внедрены новые нетрадиционные занятия адаптивной физкультурой: оздоровительная и базовая аэробика для инвалидов-колясочников, аквааэробика, детский фитнес. В 2015 году в спортивной школе занималось 240 детей и подростков. Воспитанники школы ежегодно участвуют по всероссийских и международных соревнованиях по линии «Специальной Олимпиады России».
Физическая культура и спорт имеют особое значение для человека с ограниченными возможностями. Серьезные физические или умственные нарушения в большей или меньшей степени приводят к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшают координацию движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением. В свою очередь, последнее затрудняет или даже исключает возможность социального контакта с окружающим миром. Активные физические упражнения, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни.
В настоящее время проводимых спортивных мероприятий для различных групп населения, имеющих ограниченные возможности здоровья, недостаточно.
Реализация Подпрограммы позволит увеличить количество проводимых спортивных мероприятий в области и расширить географию видов спорта для различных категорий населения, тем самым способствовать реабилитации и адаптации к жизни людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также решить проблемы, указанные в Подпрограмме, при максимально эффективном управлении государственными финансами.
2.1 Инклюзивное образование для детей с ОВЗ
Еще в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.
Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.
Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.
Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.
В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:
Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.
Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными.
У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.
Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.
Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки:
Отсутствие достаточного финансирования.
Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.
Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.
Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.
Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.
Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.
ЗАКЛюЧЕНИЕ
Федеральную программу такого уровня невозможно переоценить. Уже с детства такие люди в социальной среде не должны чувствовать себя оторванными хоть на чуть-чуть от общества. По этой причине поддержка, содействие власти в получении услуг людьми с ограниченными возможностями важны. Благодаря системе мер, которая сформировалась в последнее время, постепенно удастся добиться реконструкции всех действующих социально значимых объектов, а это значит, что инвалиды с раннего детства смогут находиться в социуме со своими ровесниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агафонов В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ / В. А. Агафонов. - М. : Наука, 2008.
2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 2010.
3. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. - М. : ГЦОЛИФК, 2012.
4. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. - М. : “Старт”.- 2012.
5. Смоляр В. И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков. - Киев: Здоровье. - 2009
6. Фомина Н. А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности:- Волгоград. - 2009.