Получи документы

Программа «Безбарьерная среда»

Зобкова Анастасия
Программа «Безбарьерная среда»

МДОУ Детский сад Берёзка

р. п. Новые Бурасы

Воспитатель:Зобкова А. А.

Работа на тему

Безбарьерная среда.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Суть Федеральной программы

1.2 Цели и задачи программы

1.3 Создание доступной среды для инвалидов

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

2.1 Инклюзивное образование для детей с ОВЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Программа „Безбарьерная среда“» размещена в разделах

Проблема поиска эффективных технологий социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, как объект научного анализа, активно разрабатывается в последние годы и приобретает черты универсальности, способствуя сближению исследований в области детской психопатологии и дефектологии, медицины и валеологии, психологии и социальной педагогики.

Современные подходы к процессам социальной реабилитации и адаптации свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт являются эффективными технологиями физического, социального и профессионального развития, максимальной самореализации и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Выраженные нарушения психофизического развития приводят к изменению физического и эмоционального пространства существования ребенка, искажению его естественной ритмики развития и, соответственно, к затруднению или даже исключению полноценного социального контакта с окружающим миром.

Что ведет к возникновению вторичных отклонений психоэмоционального развития, в том числе: замкнутости, ощущению потерянности, ненужности и др., и, как следствие, к социальной дезадаптации, требующей соответствующей психолого-педагогической помощи и коррекции. Социальная дезадаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья имеет объективные и субъективные проявления.

Среди-объективных - разрыв социальных связей, отказ от выполнения социальных функций, среди субъективных - искажение системы внутренних норм, ценностных установок.

Принципиально важным моментом в социальном развитии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является либо отсутствие, либо низкий уровень осознания привлекательных жизненных перспектив. Исследователи отмечают, что отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают риск проявления социально неприемлемых форм поведения.

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Суть Федеральной программы

Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах.

Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте.

Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.

Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях. Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне.

Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин. Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ.

Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения.

Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.

1.2 Цели и задачи программы

В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом.

Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.

Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох.

Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием». Первоочередные задачи: Создание законодательной базы, выступающей гарантом получения инвалидами доступа к объектам и услугам социальной инфраструктуры наравне с гражданами, которые абсолютно здоровы физически. Возведения в городах новых учреждений, необходимых для оздоровления, дальнейшей реабилитации граждан, их образования.

Подготовка новых кадров в сфере предоставления помощи гражданам, как с плохим зрением, так и с не менее сложными другими заболеваниями. Оказание адресной поддержки инвалидам по слуху и зрению в устройстве на работу в различные учреждения для развития и демонстрации доступности социальной среды.

Главный вектор направления данного проекта – сбор обратной связи от граждан. Полученные данные должны касаться моментов сотрудничества с инвалидами по слуху и гражданами, у которых по иным причинам ограниченные возможности.

Программа становится отличным способом налаживания продуктивной работы физически здорового населения с инвалидами.

Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи: организация новых мест для работы всем категориям граждан в стране; предоставление абсолютно бесплатного для инвалидов обслуживания во всех работающих медицинских учреждениях.

1.3 Создание доступной среды для инвалидов

На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей.

Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году.

Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта. Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.

Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: «Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».

В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием: информация в наглядном, звуковом формате, указатели, расположенные вблизи зданий, которые ремонтируются или строятся, сигнализация на каждом действующем светофоре, средства связи, удобные в использовании для всех инвалидов.

Ими в обязательном порядке до 2020 года во избежание штрафных санкций должны быть оборудованы все объекты. комнаты санитарно-гигиенического типа, пандусы, специальные указатели для движения в облагороженных парках, иных рекреационных зонах.

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

Инвалиды - это граждане, нуждающиеся в дополнительной социальной поддержке. Мероприятия по обеспечению их социальной помощью - часть мер социальной политики Саратовской области.

Социальная политика не может быть ограничена пенсиями, ежемесячными денежными выплатами и пособиями. Необходимо гарантировать инвалидам поддержку в трудных жизненных ситуациях, эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни, надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера)[1, с. 78].

Для этого необходимо предусмотреть предоставление различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании, обеспечение доступности культурно-досуговых услуг, удовлетворение культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни области.

Это соответствует основным направлениям государственной политики в сфере социальной защиты населения, а также задачам социально-экономического развития Саратовской области.

Реализация Программы позволит обеспечить комплексный подход к решению проблем инвалидов, скоординировать действия исполнительных органов государственной власти и должностных лиц, участвующих в реализации Программы.

Цель Программы - интеграция инвалидов в общество

Задачи Программы - улучшение качества жизни инвалидов, восстановление их социального статуса;

- обеспечение участия инвалидов в культурной жизни региона;

- обеспечение условий для развития физической культуры и спорта для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Перечень программных мероприятий

Подпрограммы содержат конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию целей Программы[1, с. 98].

Физическая культура и спорт как неотъемлемая часть общей культуры являются уникальными средствами воспитания здорового молодого поколения. Занятия физической культурой и спортом оказывают позитивное влияние на все функции и системы организма человека, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых, нравственных и гражданских качеств личности, что, в конечном счете, определяет благополучие во всех сферах жизнедеятельности населения области.

Социально-экономическое развитие отрасли в настоящее время КФКС МО осуществляет в рамках решения задач по развитию инфраструктуры массового спорта, совершенствованию спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди всех категорий и возрастных групп населения области.

Особое внимание в работе уделяется организации и проведению большего числа мероприятий по адаптивной физической культуре. В 2015 году КФКС МО было проведено 11 областных мероприятий. В физкультурных мероприятиях принимали участие 994 человека, что составляет 2,5 % от общей численности людей с ограниченными возможностями в области. В городах и районах области проходят декады инвалидов, в период которых проводятся спортивные праздники, соревнования по видам спорта для инвалидов.

В области действует спортивно-адаптивная школа, в которой занимаются дети с отклонениями в состоянии здоровья (слабослышащие, слабовидящие, с нарушением интеллекта, глубоко умственно отсталые). В учебный процесс внедрены новые нетрадиционные занятия адаптивной физкультурой: оздоровительная и базовая аэробика для инвалидов-колясочников, аквааэробика, детский фитнес. В 2015 году в спортивной школе занималось 240 детей и подростков. Воспитанники школы ежегодно участвуют по всероссийских и международных соревнованиях по линии «Специальной Олимпиады России».

Физическая культура и спорт имеют особое значение для человека с ограниченными возможностями. Серьезные физические или умственные нарушения в большей или меньшей степени приводят к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшают координацию движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением. В свою очередь, последнее затрудняет или даже исключает возможность социального контакта с окружающим миром. Активные физические упражнения, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни.

В настоящее время проводимых спортивных мероприятий для различных групп населения, имеющих ограниченные возможности здоровья, недостаточно.

Реализация Подпрограммы позволит увеличить количество проводимых спортивных мероприятий в области и расширить географию видов спорта для различных категорий населения, тем самым способствовать реабилитации и адаптации к жизни людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также решить проблемы, указанные в Подпрограмме, при максимально эффективном управлении государственными финансами.

2.1 Инклюзивное образование для детей с ОВЗ

Еще в 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидов. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», у детей-инвалидов появилась законодательная база для получения права на образование независимо от состояния здоровья. Этот же закон регламентирует права учащихся с ОВЗ на их социализацию и возможность обучаться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми. Это явление называют инклюзивным образованием.

Многие люди в нашей стране до сих считают, что детям с ограниченными возможностями нельзя учиться в одной школе и тем более в одном классе с обычными детьми. По их мнению, таким детям труднее осваивать школьную программу, они не смогут учиться на хорошие отметки, что будет сказываться на их самооценке.

Еще одно опасение некоторых родителей состоит в том, что в таких школах уровень обучения намного ниже, чем в обычных, так как приспособлен под физические и умственные возможности детей-инвалидов.

Однако, как показывает опыт школ, в которых этот проект уже успешно реализован, зачастую дети-инвалиды учатся не хуже своих сверстников без ограничений по здоровью; а уровень обучения, вовлеченности в образовательный, воспитательный и социальный процессы в инклюзивных классах выше, чем в обычных.

В результате можно выделить такие преимущества инклюзивного обучения:

Дети с ограниченными возможностями могут получить полноценное школьное образование, выбрать себе достойную профессию в будущем и стать самостоятельными полноценными членами общества.

Обучаясь в совместных группах в дошкольных учреждениях и классах в школе, такие они не чувствуют себя чужими и изолированными.

У них есть возможность проявлять свои творческие и интеллектуальные способности, участвуя на равных в различных образовательных и развивающих проектах, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях.

Не менее важно такое взаимодействие и для здоровых детей. Они становятся более терпимыми, открытыми и общительными, учатся принимать и ценить людей независимо от их отличий и особенностей.

Однако есть у такого образования и его реализации в нашей стране свои недостатки:

Отсутствие достаточного финансирования.

Недостаточное количество и слабая подготовка педагогических кадров: от квалификации педагога, его способности создавать в классе доверительные, комфортные условия для всех учащихся, зависит успех программы.

Слабая материально-техническая база школ, недостаток необходимого оборудования, пособий, технических средств.

Плохое оснащение и неприспособленность условий для учеников-инвалидов: отсутствие лифтов, пандусов, перил, специальных средств для слабовидящих учащихся, необходимого медицинского оборудования.

Отсутствие в школьном штатном расписании педагогов, способных работать с особыми детьми: сурдопедагогов, логопедов, педиатров, психологов.

Все эти недостатки, к сожалению, приводят к тому, что положительный опыт нескольких школ теряется на фоне общей безрадостной картины.

ЗАКЛюЧЕНИЕ

Федеральную программу такого уровня невозможно переоценить. Уже с детства такие люди в социальной среде не должны чувствовать себя оторванными хоть на чуть-чуть от общества. По этой причине поддержка, содействие власти в получении услуг людьми с ограниченными возможностями важны. Благодаря системе мер, которая сформировалась в последнее время, постепенно удастся добиться реконструкции всех действующих социально значимых объектов, а это значит, что инвалиды с раннего детства смогут находиться в социуме со своими ровесниками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агафонов В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ / В. А. Агафонов. - М. : Наука, 2008.

2. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). // Теория и практика физической культуры, 2010.

3. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. - М. : ГЦОЛИФК, 2012.

4. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. - М. : “Старт”.- 2012.

5. Смоляр В. И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков. - Киев: Здоровье. - 2009

6. Фомина Н. А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности:- Волгоград. - 2009.

Публикации по теме:

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Конкурсная программа «Супермама». ФотоотчетКонкурсная программа «Супермама». Фотоотчет Предлагаю Вашему вниманию фото отчет, как мы поздравляли своих мам с праздником. Своих мам мы поздравили не совсем обычно. Мы провели конкурсную.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Программа по кружку «Пыхтелки»Программа по кружку «Пыхтелки» взяла кружок по дыхательной гимнастики. Цель :Укрепление здоровья детей,улучшить вентиляцию лёгких, снизить нагрузку на сердце. Развивать.

Программа пришкольного лагеря ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Летние каникулы составляют значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители.

Программа «Разноцветный мир» Программа «Разноцветный мир» социальной реабилитации несовершеннолетних Содержание ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ»Шоу-программа «Открытие библиотеки в ДОУ» Добрый вечер, коллеги! Хочется думать, что этот зимний вечер для каждого из нас станет, действительно хорошим и теплым. Сейчас на портале.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Безбарьерная среда»
Опубликовано: 11 августа 2021 в 11:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД