Получи документы

Приобщение детей с ОВЗ к родному языку и фольклору посредством произведений устного народного творчества на занятиях

Светлана Пушкина
Приобщение детей с ОВЗ к родному языку и фольклору посредством произведений устного народного творчества на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Через сказку, фантазию, игру, через

неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка.

Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами.

В. А. Сухомлинский

Уважаемые, коллеги! Тема моего доклада: «Приобщение детей с ОВЗ к родному языку и фольклору посредством произведений устного народного творчества на логопедических занятиях»

Публикация «Приобщение детей с ОВЗ к родному языку и фольклору посредством произведений устного народного творчества на занятиях» размещена в разделах

Актуальность данной темы заключается в том, что наряду с традиционными формами работы с детьми с речевыми нарушениями я применяю в коррекционно- развивающей работе и нетрадиционные – малые фольклорные формы. Для дошкольников с ТНР актуальна недостаточная сформированность всех языковых структур. Отмечаются дефекты произношения, фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Отстаёт от возрастной нормы словарный запас, имеются выраженные отклонения в формировании грамматических компонентов. Выявляются трудности в овладении связной речью: пересказом, составлением рассказов. Характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания, заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления. У них часто снижена работоспособность на занятиях, дети быстро утомляются, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал. Дети хотят играть.

Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути коррекции и развития речи, опираться на интерес ребёнка. Дети легче запоминают необычное, фантастическое, забавное.

Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, повышающий речевую активность детей, способствует коррекции нарушений коммуникативной сферы. Это материал, который воспитывает художественный вкус, развивает связную речь, учит детей лучше понимать окружающий их мир.

Логопедические сказки – современная технология в логопедической практике, направленная на повышение эффективности образовательного процесса, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка с речевым недоразвитием.

Как приятно рассказывать дошкольникам сказку! С каким интересом они слушают! А что, если эта сказка будет ещё и развивать фонематические процессы, обогатит словарный запас, научит грамотно и логично высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка, поспособствует совершенствованию связной речи?

При проведении коррекционно- развивающих занятий, дидактических игр с детьми с ТНР используются сказки: артикуляционные, пальчиковые, для автоматизации звуков, фонетические, лексико-грамматические, по обучению грамоте, способствующие формированию связной речи.

Артикуляционные сказки – комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке.

Они вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или с дифференцируемыми звуками. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения.

Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определённые группы звуков.

Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ним, принимает решения.

В результате трудные звуки ненавязчиво закрепляются, а затем уже мы закрепляем звук в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, скороговорках, в стихотворных текстах.

Лекико-грамматические рассказы (сказки) - несут определённую лексическую или грамматическую нагрузку. В них используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, закрепление грамматических категорий. На примере рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал» На занятии дети пополнили словарный запас по теме : «Дикие животные», учились правильно употреблять в речи слова-действия (палка хрустнула, шишка угодила в лоб, заяц топотал, лось ломал кусты, учились пересказывать, используя картинки животных, как подсказки.

Использую различные дидактические упражнения «Выложи картинку и расскажи стих»

Очень дети любят отгадывать загадки, я использую на занятиях дидактическое упражнение «Отгадай загадку, найди картинку»

Вместе с героями различных сказок мы учимся читать, использую дидактическое упражнение «Волшебная дорожка», «Слоговые песенки»

Использую интерактивные игры по чтению «Береги лоб», «На лесной опушке».

Вместе с Колобком ребята учатся определять место звука в словах.

Принцы с принцессами приходят ребятам на помощь, чтобы научить их подбирать рифмы к словам.

Волшебники заколдовывают слова в предложениях, дети учатся работать с деформированной фразой.

Каждый месяц я обновляю информацию в уголке «Логопед советует»

Родителям даю рекомендацию о том, какую сказку почитать детям, какие можно выполнить задания по этой сказке, или прочитать. Выучить с ребёнком стихотворение.

Провела родительское собрание на тему: «Речевая готовность к школе»

На собрании рассказала о том, как правильно обучать детей пересказывать, используя яркие иллюстрации к сказкам.

Вывод

Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике на занятиях.

Представленный вам опыт работы позволит повысить интерес ребёнка к устному народному творчеству, увлечь в игру, а это уже почти 100% результат успеха. Использование в логопедической работе фольклорных произведений позволяет :

- расширить детские представления об окружающем их мире;

- формировать первоначальные знания о национальной культуре своего народа;

- обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;

- улучшать разные виды связного высказывания; рассказывание, пересказ, диалогическую речь;

- делать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

- усиливать самоконтроль за правильным звукопроизношением;

- обеспечивать работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы по закреплению речевых навыков.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь. Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа). Цель: закрепить представление детей об осеннем времени.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей с ОВЗ к родному языку и фольклору посредством произведений устного народного творчества на занятиях
Опубликовано: 18 марта 2024 в 19:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей с ОВЗ к родному языку и фольклору посредством произведений устного народного творчества на занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пушкина (УИ 1456252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД