Лучший педагог года

Цветовая грамота в дошкольном возрасте и изготовление стенда по смешиванию красок (1 фото)

ольга глущенко
Цветовая грамота в дошкольном возрасте и изготовление стенда по смешиванию красок

Обучение изобразительному искусству невозможно без овладения средствами художественной выразительности, что закреплено в содержании основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Одним из важнейших средств художественной выразительности изобразительного искусства является цвет.

Публикация «Цветовая грамота в дошкольном возрасте и изготовление стенда по смешиванию красок» размещена в разделах

Способность к различению, ощущению, называнию цвета, позже к восприятию и передаче его в своих рисунках создают предпосылки для развития практического инструментария изобразительной деятельности детей, способствует развитию их эстетического отношения к действительности, осознанного восприятия цветового богатства мира (М. В. Бубнова, В. С. Кузин, Б. М. Неменский, А. А. Мелик-Пашаев, Е. П. Оле-сина, О. И. Радомская, ТЯ. Шпикалова).

Любая образовательная практика должна строиться на нормах и закономерностях психического развития человека в том или ином возрастном периоде. В соответствии с этим исследователями (Т. С. Комарова, С. Е. Игнатьев) определены возрастные нормы восприятия детьми цвета, выделены три этапа развития цветовосприятия.

Первый этап — усвоение эталонной системы цветов. В этот период слово становится определяющим в формировании цветовых восприятий. Сам факт называния, произнесения вслух наименования цвета способствует вычленению данного цвета из других. На данном этапе дети применяют цвет как важнейшую характеристику реального предмета и пока не замечают, что цвет предмета может быть весьма разнообразным. Исследователи отмечают прочно установившиеся ассоциативные связи между наименованием цвета и определенным предметом [4, с. 45], например, цвет неба. Ребенок, усвоивший, что

небо голубое, использует этот цвет в каждом своем рисунке, вне зависимости от времени года, суток, ненастной или солнечной погоды. Это вносит некоторую шаблонность в детские рисунки. Кроме того, цвет краски, которая в наличии у ребенка, определяет общий колорит неба. У ребенка нет опыта смешения цветов для получения разнообразных оттенков.

На этом этапе дети не стремятся к разнообразному использованию цвета, их больше привлекает форма предмета. Поэтому одним из важных условий формирования чувства цвета является ведущая роль взрослого в познании особенностей применения цвета.

В первую очередь усваиваются наиболее часто встречающиеся цвета : красный, зеленый, желтый, синий и др. Такие названия, как серый, голубой, розовый, усваиваются позже, как правило, при более пристальном к ним внимании. Возникают первые цветовые предпочтения, ребенок получает «эстетическое наслаждение» от восприятия любимого цвета [8, с. 23].

Второй этап — разрушение цветовых стереотипов, понимание того, что цвет предмета зависит от условий: освещенности, положения в пространстве. Так, например, цвет неба может быть оранжевым в предзакатные часы, грязно-серым в пасмурную погоду.

Возрастные особенности цветоразличитель-ных способностей проявляются в умении словесно обозначить цвет, в основном формируются к младшему школьному возрасту. В процессе изобразительной деятельности у детей появляется более детальный анализ цвета, который развивается на основе широкого жизненного опыта, знаний элементарных основ цветоведения и поставленной педагогом задачи наблюдать и дифференцировать цвет натуры. Именно с младшего школьного возраста усиливается роль слова в познании различных качеств предмета. Для понимания богатства и разнообразия цвета привлекается и личный опыт, и поэтическое слово с его яркими образами, и живописные произведения. Такая совокупность средств позволяет внимательнее относиться к цвету (В. С. Кузин, Б. М. Неменский, Т. Я. Шпикалова).

Третий этап связан с пониманием взаимосвязи цвета и характера изображаемого. Здесь цвет выступает именно в качестве средства художественной выразительности, помогающего вызвать то или иное художественное впечатление, эмоцию у зрителя. Осознанное владение этим навыком также формируется в процессе

восприятия произведений искусства, обогащенного знаниями о символике, традициях, психологии восприятия цвета. Причем дети интуитивно чувствуют «психологическую нагрузку» цвета, поскольку еще до овладения знаниями о символике цвета они его воспринимают неразрывно с кинестезическими проявлениями: легкий, нежный, теплый, холодный, тяжелый, струящийся и т. д. Это позволяет емко выражать свои намерения по отношению к изображаемому: добрый персонаж изображается, как правило, светлыми, пастельными или насыщенными цветами. Дальнейшее развитие цветовосприятия связано с выработкой собственного колористического языка, индивидуального подчерка, что выходит за рамки задач начального образования.

Данная система этапов логически обоснована и, казалось бы, должна соответствовать возрастным нормам развития ребенка, но на практике мы наблюдаем существенные расхождения в возрастных границах этапов. Названные этапы в большей степени связаны с условиями, в которых развивается ребенок: наличие опыта восприятия цвета в окружающей действительности, в произведениях изобразительного искусства и опыта собственной художественно-творческой деятельности, квалифицированная помощь педагога.

Помимо соответствия возрастным нормам, данные этапы отражают скорее качественную специфику развития цветовосприятия детей, основанную на актуализации многообразия смысловой сущности цвета.

Цветовая грамота в дошкольном возрасте и изготовление стенда по смешиванию красок
Публикации по теме:

Изготовление стенда «Здоровый образ жизни»Изготовление стенда «Здоровый образ жизни» «Изготовление стенда на тему: «Здоровый образ жизни» с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Воспитатель:.

Аппликация в младшем дошкольном возрастеАппликация в младшем дошкольном возрасте Здравствуйте. Работая на второй младшей группе,мы с детьми,делаем много аппликаций. И сегодня наш разговор пойдёт об аппликации. Дети возраста.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте Доклад ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна Дзержинск 2019 ВВЕДЕНИЕ 1. ЗНАЧЕНИЕ.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень.

Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструирование в старшем дошкольном возрасте Чтобы ты заметно развивался И на месте не топтался, Чтоб фантазию проявлял, Я конструктор.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Формирование логической сферы - это формирование логических приемов мыслительной деятельности, умения понимать и прослеживать причинно-следственные.

Развитие внимания в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте Развитие внимания в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте В последнее время остро стоит проблема готовности ребенка к обучению в.

Консультация «Режим дня в дошкольном возрасте» Очень важно приучать ребенка жить в режиме с самого маленького возраста. Правильный режим дня способствует нормальному физическому развитию.

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте Статья на тему: «Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте» Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование.

Журналистика в старшем дошкольном возрасте У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цветовая грамота в дошкольном возрасте и изготовление стенда по смешиванию красок
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 16:58
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД