Наталия Уварова
Детско — родительский познавательно — исследовательский проект «Лаборатория огородных наук» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 месяц)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность темы.
Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
Публикация «Детско — родительский познавательно — исследовательский проект „Лаборатория огородных наук“ старшая группа» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, которая удовлетворит детскую любознательность, привьёт первые навыки активности и самостоятельности мышления. А наблюдая за таинствами окружающего мира, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.
Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Огорода на окне».
Цель проекта: создать условия для развития познавательного интереса детей к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
• привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
• расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
• формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
• активизировать речь и обогащать словарь детей;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемый результат:
• У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
• Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научатся правильно ухаживать за ними.
• Дети научатся вести наблюдения и делать выводы.
• Повысится уровень коммуникативных навыков общения в совместном труде.
• Дети получат положительный опыт достижения результатов собственных трудовых действий.
• Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Роль родителей в реализации проекта: создание коллекции семян, подбор и приобретение материала для проекта, изготовление персонажей для театральной деятельности детей.
Продукты проектной деятельности: Фотовыставка «Чудесный лучок!» (совместно с родителями, алгоритмы ухода за растениями, создание «Огорода на окошке», коллекция семян овощей.
Презентация проекта: Оформление альбома «Наш весёлый огород».
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
• Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Мужик и медведь», Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи», стихи, загадки, поговорки о растениях.
• Подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.
• Создание с помощью родителей коллекции семян овощей.
• Изготовление алгоритмов ухода за растениями.
• Изготовление с помощью родителей героев инсценировки «Морковкины сказки».
• Обеспечение материалами для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование).
• Разбивка огорода на подоконнике. Изготовление атрибутов для оформления огорода.
• Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
• Оформление уголка с дидактическими играми, коллекцией семян, подборками стихов и загадок об овощах.
• Изготовление альбома «Советы маленькой хозяйке» - алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом».
• Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «На даче», игра-драматизация «Чудесное лукошко», дидактические игры.
• Беседы: «Польза овощей и фруктов», «Как выращивают культурные растения», игровые обучающие ситуации.
Совместная деятельность с родителями
• Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
• С помощью родителей собрать коллекцию семян.
• Изготовление персонажей для театра «Морковкины сказки».
• С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.
• Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
2 этап. Исследовательский.
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдают за ростом растений, проводят эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.
1. Рассматривание семян (сравнить их по цвету, форме, размеру)
Опыты с семенами - проращивание семян гороха, фасоли, кресс салата в вате, в ткани, в стакане с водой, в стакане с землей.
Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;
2. Проведение экспериментов.
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Земля. Узнаем, какая земля».
Цель: выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпучая.
Материал, оборудование: земля в контейнерах.
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода. Вода и растения».
Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Солнце. Солнце и растения».
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой закрыт коробкой).
• Опытно-экспериментальная деятельность: «Человек и растения».
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
3. Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей в «Журнале исследований».
4. Оформление «Огорода на окне» из выращенных детьми ростков.
5. Наблюдение за последующим ростом растений с зарисовкой в альбоме.
3 этап. Заключительный.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Оформление вместе с родителями альбома «Наш веселый огород».
Выставка детских работ «От семени к ростку».
Конкурс фотографий «Чудесный лучок» (домашнее задание).
Использованная литература:
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М. : Вако, 2011.
- Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», – СПб. : «Детство-Пресс», 2013.
- Мосалова Л. Л. «Я и мир», – СПб. : Детство-Пресс, 2012.
- Проектная деятельность старших дошкольников / Автор – сост. В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях /Автор – сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008