Марина Гончарова
Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшее интеллектуальные усилия.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Создание педагогических условий по ФГОС ДО способствуют полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Публикация «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я убедилась, что экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей и является средством, помогающим ребёнку самостоятельно освоить исследовательскую деятельность, а так же выстроить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Все, что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце… В доступной форме объяснить ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых.
Я задумалась - как же правильно ответить на детские вопросы и при этом пробудить активность ребёнка, вселить в него уверенность, дать ему почувствовать себя компетентным и ответственным за поиск решения. Всё это возможно при условии развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у детей, но каким образом развить эту деятельность у дошкольников?
Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Именно этим мы и занимаемся в группе, в уголке экспериментирования.
Вариативная программа «Детство» в соответствии с ФГОС, под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, которая является базовой в нашем детском саду, позволила в полном объеме каждому ребенку проявить себя как пытливого исследователя окружающего мира.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мы создали мини-лабораторию, где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности :
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
- в книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.
- картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.
- дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
- оформлена картотека элементарных опытов, которые можно проводить детям самостоятельно и совместно с взрослым.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывали следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Организация работы проводится по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие
живых организмов, их приспособление к окружающей среде и др.).
Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. Провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.
• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?
• человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы
и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.). Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).
Все темы усложнялись по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
Планируя и реализуя работу с детьми, мы использовали такие формы работы: игры, наблюдения, труд в уголке природы и на участке, совместную исследовательскую деятельность взрослого с детьми, НОД познавательного цикла, развлечения.
Уделяя внимание формированию навыков экспериментирования у детей, организуем игры-экспериментирования с разными материалами:
- игры с песком и снегом («Снежные колобки», «Ледяные фигурки»
«Дорожки и узоры из песка», «Цветной снег»);
– игры с водой и мыльной пеной («Веселые путешественники», «Веселые кораблики», «Нырки», «Вот какая пена!», «Бульбочки»);
– игры с бумагой («Снежки», «Блестящие комочки», «Бумажный вихрь»); – игры с тенью.
Также мы познакомились с разнообразием мира камней и их свойствами, особенностями. Вместе с детьми классифицировали камни по признакам: размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.
Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д..
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе с нами они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Наблюдаемые явления и проводимые опыты вместе с детьми фиксируем в дневнике наблюдений, для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент.
Наши дети активно участвуют во Всероссийском конкурсе «Я –исследователь» на различном этапе : Гаврилов Дима с темой «Почему корабли не тонут? – 3 место региональный этап, Сергиенко Дима –«Тайна черной коробочки» -3 место муниципальный этап.
Наши отношения с детьми строились на основе партнерства. Дети учились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Отвечай быстро», "Когда это бывает", «Кузовок», " Кто больше назовет предметов ", " Что, где растет? " Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Закончи предложение»" и др. развиваем у детей внимание, воображение, повышаем знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаем родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время
года, если воду заморозить в холодильнике).
Результатом нашей работы считаем следующее:
Дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты. Что в целом положительно сказалось на подготовке детей к школе. Они уверены в своих силах, стремятся самостоятельно преодолевать трудности.
Считаю, что проводимая работа в данном направлении эффективна, меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности, но все же имеются трудности: хотелось бы весь материал распределить по направлениям, для этого нужно разработать перспективный план поисково- исследовательской деятельности.