МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников

Татьяна Гицевич
Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе развития нашего общества становится всё более актуальной проблема общения между людьми. Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Дети нашей группы – не исключение, уровень их речевого развития требует особого внимания. Существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, мало развита диалогическая речь, неумение грамотно и доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах

Развитие речи и речевого общения необходимо начинать с раннего возраста, а особенно интенсивно заниматься с возраста 2-3 лет, когда наступает сензитивный период в развитии речи ребёнка. Целенаправленное развитие речи младших дошкольников- одно из ведущих направлений деятельности воспитателя, которое помогает активизировать речевое развитие путём вовлечение детей в дидактическую игровую деятельность.

Игровые приёмы придают динамичность процессу обучения, помогают ребёнку проявить свои способности, самостоятельность. Кроме того, игра учит детей общаться, объединяет детский коллектив. Преимущество дидактической игры и в том, что ребёнок, увлечённый новой игрой, не замечает, что он учится. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык.

Дидактические игры делятся на три вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные. Хочу привести в пример некоторые из них: «Чей голос?»,различать на слух; запоминать предметы, выставленные на столе «Чего не стало?», узнавать предмет по описанию - игра «Чудесный мешочек», «Почтальон принёс открытки»- дети овладевают грамматическими навыками речи. Обязательно использую наглядный материал: предметы, игрушки, картинки - игры на отработку артикуляции и уточнение произношения трудных для малышей звуков (игры «Чудесный сундучок», «Мешочек, впусти!»). Причём акцент в них делается на интонационной выразительности речи, которая, как правило, страдает у малышей. Такие игры, как «Зайчик и мишка», «Где спрятался зайчик?» направлены на развитие пространственных представлений ребёнка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, и сразу же закрепляют знания. В большинстве игр слово связано с движением и действием (реальным или воображаемым). Также в работе с детьми мы используем дыхательную гимнастику. Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития параллельно с развитием артикуляции и голоса. Очень хорошо используем в работе над техникой речи детскую литературу и малые фольклорные формы. Считалки, песенки, загадки, потешки – это уже готовые словесные игры, необходимые ребёнку для овладения своим родным языком. Это и хороший тренинг артикуляционного аппарата, и хороший тренинг памяти ребёнка, так как все малые фольклорные формы запоминаются.

Развитию речи способствует организация развивающей среды в группе. Площадь нашей группы мы разделили на центры развития по интересам и увлечениям детей. Теперь дети могут выбрать игру, распределить свои занятия по своему желанию и способностям. Например, в центре познания дети могут поиграть в такие игры : «Подбери по форме (цвету, «Собери пирамидку», «Парные картинки» и т. д. Разделение на центры создает благоприятную психологическую обстановку в группе, способствует развитию самостоятельности.

Дети получают знания не только в детском саду, но и дома, в семье.

Параллельно с детьми ведётся работа и с родителями. Специально для них подобран цикл консультаций, которые помогают родителям узнать о разнообразии дидактических игр и их значимости в речевом развитии дошкольников : «Речевая азбука для родителей и дошкольников», «Играйте вместе с детьми», «Пальчиковые игры», «Давайте поиграем» и другие.

Применяя дидактические игры в младшем возрасте в работе по формированию грамматического строя речи и обогащению словаря, мы используем игры, имеющие не конкретную дидактическую направленность, а широкий развивающий диапазон.

На занятиях по ознакомлению детей с природой, мы проводим дидактические игры :

- Собираем грибы.

- Собираем урожай.

- Куда, что положить?

- Скажи какой.

- Времена года.

- Какой, какая, какое?

Игры не только помогают учить детей согласовывать существительные с прилагательными, правильно строить фразу, но и активизируют словарь и мышление, формируют элементарные представления о природных явлениях.

«Кукла мама пришла в гости», «Напоим кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие. Также в детских садах используются дидактические игры на различение каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких – либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого такой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.

Результат работы: в дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Затем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания кукол ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку, поют тихонько колыбельную песню: «Баю – баю – баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла». Таких игр в младших группах проводятся несколько: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати».

Конечно же, нельзя обойтись и без речевых игр, задачами которых в данный период является: обогащение пассивного и активного словаря детей общеупотребительными существительными, глаголами, наречиями, прилагательными и предлогами; формирование правильного звукопроизношения; обучения говорить предложениями, строить их грамматически правильно. Мы организуем с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети учатся правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже:

- Прятки.

- Чего не стало?

- Где же наши ручки?

Так же мы используем дидактические игры, в которых дети учатся называть слова с противоположным значением (Кукла весёлая и грустная, закрепляют представление об обобщающих словах "Назови одним словом".

В комплексе с выше перечисленными играми хорошо развивают внимание и познавательную активность игры, организуемые на занятиях по физической культуре "Кто быстрее соберёт предметы", "Кто больше соберёт предметов", "Не ошибись".

Далее стараемся закрепить пройденное в часы досуга, организуя игры- инсценировки "Кошкин дом", "Два весёлых гуся","Мишка в гостях у детей", "В зоопарке", которые побуждают ребёнка к игровому и речевому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивают речь, фонематический слух, артикуляционный аппарат.

Таким образом, широко используя дидактические игры в младшем дошкольном возрасте, мы создаём фундамент для дальнейшего полноценного речевого и общего психического развития ребёнка, т. к. язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в формировании социальных связей.

Литература:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. - М. : Мозаика-синтез, 2014

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 2018

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2020

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 18:23
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития речи младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гицевич (УИ 349715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД