Папки-передвижки

Дидактическая игра «Лесенка» с использованием логических блоков Дьенеша

Тамара Левочкина
Дидактическая игра «Лесенка» с использованием логических блоков Дьенеша

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

Дидактическая игра

«Лесенка»

использованием

логических блоков Дъенеша)

Автор- составитель:

воспитатель высшей кв. категории

Левочкина Тамара Анатольевна

Арзамас, 2018 год

1. Аннотация

1.1. Предназначение данной методической разработки

Публикация «Дидактическая игра „Лесенка“ с использованием логических блоков Дьенеша» размещена в разделах

Дидактическая игра «Лесенка» использованием логических блоков Дьенеша) доступно знакомит детей 4-7 лет с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. А также способствует развитию у детей мыслительных операций, логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты.

1.2. Источник практического опыта, положенный в основу разработки

В своей педагогической практике я применяю разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении дошкольного образования дана не во многих. Наиболее эффективным пособием, я считаю логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. Логические блоки Золтана Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом – (красные, синие, желтые, размером – (большие и маленькие, толщиной – (толстые и тонкие).

Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями, позволяют знакомить малышей с основами математики в легкой игровой форме, т. к. они волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры.

1.3. Возможные сферы использования методической разработки

Данную дидактическую игру «Лесенка» с использованием логических блоков Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на регламентированной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности дошкольников и в индивидуальной работе с воспитанниками. Она хорошо обеспечивает наглядность, системность, смену деятельности. В аппликации, рисовании, помогает ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогает ориентироваться в пространстве и закономерностях. Тем самым, данная методическая разработка, предоставляет собой огромное поле деятельности для творчества педагога. Вариативность игр с блоками Дъенеша обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.

2. Пояснительная записка

2.1. Обоснование актуальности данной методической разработки

Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного образования.

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, поскольку развитие современного общества носит перманентный и динамический характер, постольку ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Таким образом, разработанная мною дидактическая ига «Лесенка» с использованием логическим блоков Дъенеша, дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей.

2.2. Значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации ФГОС ДО

Руководствуясь ФГОС ДО, данная методическая разработка учитывает основные принципы дошкольного образования:

- поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность (соответствие требований, методов возрасту и особенностям развития).

Учитывая результаты освоения ООП, которые представлены в виде целевых ориентиров, дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. А именно:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения, склонен наблюдать, экспериментировать.

Навыки и умения, приобретенные в результате использования данной игры, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

2.3. Определение цели предлагаемой методической разработки в работе с воспитанниками

Дидактическая игра «Лесенка» предназначена для развития у ребенка умений:

- классифицировать и обобщать геометрические фигуры по четырем признакам (цвет, форма, размер, толщина);

- расшифровывать информацию о геометрических фигурах по их знаково-символическим обозначениям;

- вести прямой и порядковый счет;

- сравнивать количество геометрических фигур, обозначать их количество цифрой;

- формировать понятия «выше», «ниже».

2.4. Краткое описание ожидаемого результата от использования данной методической разработки в системе дошкольного образования детей

В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития, такими как анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». У детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, улучшаются свойства произвольного внимания и памяти. У дошкольника сформируется умение рассуждать, обосновывать свои суждения, используя в речи сложноподчиненные предложения.

2.5. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области

Новизна данной методической разработки состоит в создании системы математических знаний, ценность заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в рабочих тетрадях или просматривая скучные учебники, а играя.

Дидактическая игра «Лесенка» использованием логических блоков Дъенеша) : при выстраивании каждой ступеньки задается новый алгоритм для сбора 2 - 4 фигур. С помощью данной игры дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики. Дети учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит: «Ум без догадки и гроша не стоит».

2.6. Содержание методической разработки

Средства:

- набор логических блоков Дъенеша,

- карточки- символы,

- две игрушки,

-набор цифр от 1 до 10,

- знаки «больше», «меньше».

Ход игры:

1 вариант

Воспитатель ставит на столе две игрушки, располагая одну в левом нижнем углу стола, другую- в правом верхнем углу стола. Он предлагает помочь первой игрушке добраться до второй. Для этого необходимо построить лесенку из «кирпичиков» (блоки Дъенеша). Например, первая ступень лесенки строится из четырех геометрических фигур одинаковых по цвету и форме. Вторая ступень- из четырех геометрических фигур одинаковых по цвету, но разной формы. Четвертая – из четырех геометрических фигур разных по форме и т. д. Выигрывает тот, кто построит самую высокую лесенку.

Усложнение: ребенок считает количество ступеней и показывает соответствующую цифру. Воспитатель просит сосчитать и сравнить количество красных (больших, тонких и т. п.) фигур и синих (маленьких, треугольных и т. п.) фигур, пользуясь цифрами и знаками сравнения.

2 вариант

Игра начинается так же. Вместо «кирпичиков» для ступеней воспитатель раскладывает карточки- символы геометрических фигур, Ребенок должен их декодировать и на этом месте построить лесенку.

Усложнение: ребенку предлагаются карточки- символы с отрицанием одного или нескольких признаков геометрической фигуры.

3 вариант

Ребенок самостоятельно строит лесенку. Воспитатель ставит игрушку на одну из ступеней и спрашивает ребенка, на которой по счету ступени находится игрушка. Воспитатель спрашивает: «Назови, из каких «кирпичиков» состоит вторая (третья, четвертая и т. п.) ступень?»

Усложнение: воспитатель называет признаки двух геометрических фигур, находящихся на построенной лесенке и просит ребенка найти их и сказать, какая из них расположена выше, а какая ниже.

4 вариант

Воспитатель предлагает ребенку закодировать «кирпичики» уже построенной лесенки.

2. 7. Список литературы:

1. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Акцидент, 1997. – 79 с.

2. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. ; Ч. 2: Игры-головоломки / Сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. СПб. : -Пресс, 2002. – 191 с.

3. Немов Р. С. Психология Детство. – В 3-х кн. – Кн. 2. – 2-е. изд. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 496 с.

4. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с цветом блоков Дьенеша» Цель: продолжать знакомить с названиями цветов, учить соотносить предметы по цвету, выделять и выбирать предметы с заданными свойствами.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с величиной блоков Дьенеша» Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с блоками, знакомить с величиной блоков, учить соотносить предметы по величине.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Формировать элементарные математические представление. Задачи: Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра «Лесенка» с использованием логических блоков Дьенеша
Опубликовано: 9 марта 2021 в 17:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД