Наталья
Дидактические игры и упражнения на занятиях с дошкольниками по изобразительному искусству по программе «От рождения до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества
В. А. Сухомлинский
Использование дидактических игр в руководстве детской изобразительной деятельностью продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. Именно в этих играх уже проявляются художественные способности детей: игра как бы предшествует творчеству и способствует ему.
Публикация «Дидактические игры и упражнения на занятиях с дошкольниками по изобразительному искусству по программе „От рождения до школы“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Цель статьи – поделиться с коллегами своим опытом, познакомить с некоторыми дидактическими играми и упражнениями, которые помогут развить необходимые качества дошкольников и содержательно провести занятия по изобразительному искусству, связанные осенней тематикой.
В методике руководства изобразительной деятельностью дошкольников важно сохранить игровой способ, так как он даёт возможность решать специфические задачи изобразительной деятельности. Опыт, приобретённый детьми в дидактических играх и упражнениях, поможет им и на занятиях изобразительного искусства.
Одна из главных задач дидактических игр и упражнений – эстетическое воспитание дошкольников. Достигается оно путём развития у детей наблюдательности, образного мышления, художественного видения красоты формы и цвета.
Изобразительное творчество как продуктивный вид деятельности создаёт все условия для совершенствования зрительного восприятия дошкольников. Дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством для активизации этого процесса. Понятия «форма» и «цвет» - это первое, с чем должны познакомиться дошкольники. Дети должны научиться аналитическому восприятию формы и цвета. Для правильного восприятия формы предмета её следует соотнести с соответствующим геометрическим образом. Аналитическое восприятие цвета связано с выделением элементов, из которых состоит цветовое сочетание, и связей между ними. Решению этих задач и призваны помочь определённые дидактические игры и упражнения.
Длительность одной игры или упражнения – 3-5 минут. Объяснение содержания должно быть кратким, понятным и эмоциональным. Возможен пробный ход, во время которого педагог учит действовать и знакомит с правилами игры. Все дидактические игры и упражнения должны быть согласованы с содержанием последующей изобразительной деятельности.
Угадай дерево. Лото.
Задача – совершенствование наблюдательного опыта и зрительной памяти детей.
Материал: набор карточек с изображениями деревьев : берёзы, ели, сосны, дуба, рябины, липы, осины, лиственницы и черёмухи, набор фишек.
Игра пройдёт более эффективно, если до её проведения организовать экскурсию в парк или лес, где дети понаблюдают деревья в природе.
Содержание. Дети получают набор карточек с шестью изображениями деревьев. Педагог предупреждает, что выигрывают самые внимательные и наблюдательные. Затем читает загадку об одном из деревьев, например о берёзе, а дети, у кого на карточке есть изображение берёзы, должны закрыть его фишкой, и т. д., пока педагог не загадает все девять загадок.
Пробный ход. Педагог демонстрирует карточку лото (желательно увеличенный вариант, чтобы было хорошо видно всем детям) и загадывает одну из загадок. Дети сообщают отгадку и показывают на карточке изображение дерева, которое должно быть закрыто фишкой. Педагог загадывает ещё одну загадку о дереве, изображения которого нет на данной карточке. Дети говорят, о каком дереве была загадка, и отмечают, что изображения этого дерева нет на карточке.
Правило. Дети молча отгадывают загадки и закрывают изображения отгадки фишками. После того как все изображения деревьев будут закрыты фишками, участник, закончивший игру, поднимает руку. Выигрывают те, кто правильно узнал все деревья.
Итог игры можно подвести и по командам – рядам.
Примечание. Если карточки лото не удастся изготовить, то можно использовать отдельные изображения или фотографии деревьев. Наборы с изображениями деревьев должны быть одинаковые у всех детей.
Педагог читает загадку, и на счёт «раз, два, три» дети должны поднять карточку с изображением отгадки. Участник, поднявший карточку с неправильной отгадкой, кладёт карточку в набор, а тот, кто отгадал загадку верно, откладывает свою карточку в сторону. Выигрывает тот, у кого в наборе не останется ни одной карточки.
Загадки о деревьях сочинила Н. М. Елецкая.
Стоит красавица
В белом платьице,
Распустила косы
Стройная …
(Берёза)
Из бочки-малышки я вылез,
Корни пустил и вырос.
Возвышаюсь над кручей
Богатырь могучий!
Я мудр и не глуп,
А зовут меня …
(Дуб)
Вся в иголочках она –
Красавица лесная,
Весела и зелена,
Колючая такая!
Поёт ей песенку метель,
Потому что это - … (Ель)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
Это средство против гриппа.
А величают меня …
(Липа)
Что за дерево стоит?
Почему оно грустит?
На нём листики дрожат.
Ну-ка спросим у ребят.
Отвечайте без запинки
Это деревце …
(Осинка, (Осина)
Я родственница ёлки
У меня тоже есть иголки.
Но в отличие от ёлки
Неколючие иголки
опадают.
Пусть ребята отгадают
Что за дерево-девица…
(Лиственница)
Снова осенью надела
Бусы красные она.
И плясала с ветром смело
У раскрытого окна.
(Рябина)
Мой дом – лес.
Я расту до небес.
Длинней мои иголки,
Чем у подруги ёлки.
(Сосна)
Скажу вам честно:
Она как невеста,
Вся белым-бела
Весною расцвела.
Нежный запах источает,
Кто же её не знает?
А придёт осенняя пора –
Вся от ягоды черна.
(Черёмуха)
Какого цвета осень? Игра.
Игра проводится в начале занятия перед работой цветом над осенней композицией.
Задачи: развивать цветовую зоркость детей, зрительную память; учить смешивать на палитре цвета для получения нужного.
Материал. Репродукции осенних пейзажей на каждого ребёнка, набор фишек шести различных цветов.
Содержание. По команде педагога дети достают из пакетов репродукции пейзажей и набор фишек. Внимательно вглядываясь в репродукции картин, сравнивают цвета в репродукции с цветом фишек. При обнаружении сходства они устанавливают фишку на место аналогичного цвета. Когда набор фишек исчерпан, дети должны получить на палитре цвета, которые рассмотрели в репродукции.
Пробный ход. На доске вывешивается репродукция осеннего пейзажа. Дети проделывают аналогичную работу по поиску цветов, характерных для данной картины.
Правило. Работу следует проделать за 3-5 минут. Выигрывает тот, кто больше определит цветовых аналогий и получит эти цвета на палитре.
Какое дерево лист потеряло? Лото.
Игра проводится на занятии, когда дети опять обращаются к изображению осенних листьев.
Задача – совершенствование зрительной памяти детей.
Материал. Карточки лото с изображением различных деревьев, набор карточек с изображением листьев на каждого ребёнка.
Содержание. Педагог раздаёт карточки лото и набор карточек с изображением листьев. У него на столе – набор настоящих листьев. Игровое действие заключается в следующем. Педагог демонстрирует один из листьев, лежащих у него на столе, и обращается с вопросом: «Какое дерево потеряло этот лист?» Дети сравнивают настоящий лист с изображениями листьев на своих карточках, находят нужное изображение и предъявляют его педагогу. Неправильно поднятая карточка выбывает из игры. Затем педагог считает «раз, два, три», и дети закрывают изображение соответствующего дерева изображением листа.
Правила вытекают из содержания самой игры : быть очень внимательным, поднять нужную карточку, пока считает педагог быстро определить изображение нужного дерева. Выигрывает тот, кто правильно выполнит все условия игры.
Примечание. Наградой победителям может быть осенняя песенка, во время звучания которой могут быть собраны все карточки и проведена физкультурная минутка.
Что бывает осенью? Игра.
Задача – развитие наблюдательности и зрительной памяти.
Материал. Карточки с изображением различных признаков времён года.
Содержание. Педагог демонстрирует карточки с признаками разных времён года, среди которых дети должны определить признаки осени (листопад, дерево в осеннем уборе, птицы улетают в жаркие страны и др.)
Правило. Дети должны сидеть, согнув руки в локтях и установив их на столе. При показе карточки с изображением признака осени дети хлопают в ладоши. Если играющий неверно определил признак осени, он выбывает из игры и опускает руки на стол. Остальные продолжают игру.
Возможен пробный ход. Педагог показывает 2-3 карточки, среди которых есть карточка с изображением признака осени. Дети должны хлопнуть в ладоши при демонстрации этой карточки. Итого игры подводятся как индивидуальные, так и коллективные – по рядам.
В тереме осени. Игра.
Задачи: совершенствование зрительной памяти, развитие логического мышления и наблюдательности.
Материал. 5-6 репродукций осенних пейзажей, наборы цифр (по количеству репродукций) для каждого ребёнка.
Содержание. В начале игры вводится образ Осени (в виде куклы или изображения). Педагог читает письмо Осени: «Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в свой осенний терем. На картинах я изображена разной : грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и с уже облетевшей листвой… Но есть в тереме картина, которую я очень люблю. Постарайтесь найти её по моему словесному описанию». Читается описание одной из картин, представленных на доске. После окончания чтения дети называют картину.
Правило. По команде педагога дети поднимают каточку с цифрой, соответствующей порядковому номеру репродукции картины, к которой было дано словесное описание.
Примечание. Используя этот же дидактический материал, можно провести игру другого содержания, но решающую те же дидактические задачи.
Данные дидактические игры и упражнения – только небольшая часть из возможных структур игровых действий на занятиях изобразительного искусства. Зная программные требования, своеобразие дидактических игр и упражнений, владея искусством руководства игрой, педагог может разработать новые варианты знакомых детям игр и создавать новые игры, которые помогут активизировать художественно-творческую деятельность дошкольников на занятиях и более успешно решать вопросы эстетического воспитания.
Воспитатель: Н. М. Елецкая