МААМ-картинки

Дидактические игры (к наблюдениям по всем временам года)

Сиднева Юлия Владимировна
Дидактические игры (к наблюдениям по всем временам года)

Дидактические игры следует считать структурным компонентом прогулки детей дошкольного возраста.

Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый воспитанник приобретает положительные черты личности и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Публикация «Дидактические игры (к наблюдениям по всем временам года)» размещена в разделах

При продуманной организации и педагогически правильном руководстве дошкольники достигают хороших результатов, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью.

Структурными компонентами прогулки являются:

- разнообразные наблюдения,

- дидактические задания, игры,

- трудовые действия самих детей,

- подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условии, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности.

Главное каждый из этих компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К НАБЛЮДЕНИЯМ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА

ОСЕНЬ

1. Знакомимся с осенними листьями…

Д/и «Какой цветок?»

Задача: развивать умение подбирать прилагательные к существительным, обогащать словарный запас.

2. Многообразие осенних листьев.

Д/и «Найди самый красивый листок»

Задача: закреплять названия цвета, учить составлять предложения из 2-3 слов.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать из тех листочков наиболее понравившийся и описать его.

Д/и «Узнай дерево по описанию»

Задача: закреплять названия деревьев.

Ход: воспитатель предлагает листок с определенного дерева. Дети должны назвать это дерево.

3. Что нам подарила осень

Д/и «Назови одним словом»

Задача: закреплять обобщающие слова «фрукты», «овощи», «цветы».

Ход: воспитатель называет название овощей, фруктов, цветов. Дети должны подобрать обобщающие слова.

Д/и «Урожай»

Задача: развивать координацию речи с движением. Закреплять в речи глаголы: «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем».

Ход: В огород пойдем, урожай соберем.

Мы морковки натаскаем и картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Н. Нищева.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

4. Наблюдаем за солнцем

Д/и «Ласковые слова»

Задача: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

5. Наблюдаем за небом и облаками

Д/и «Какое небо?»

Задача: учить подбирать к существительным относительные прилагательные.

Ход: дети рассматривают небо, описывают его.

6. Наблюдаем за небом

Д/и «Какой ветер?»

Задача: учить подбирать к существительным относительные прилагательные.

Ход: дети рассуждают о ветре, описывают его.

7. Знакомимся с деревьями».

Д/и «Найди дерево»

Задача: закреплять названия деревьев.

Ход: воспитатель называет дерево, имеющееся на участке. Дети должны найти его.

Д/и «Сравни»

Задача: учить находить и сравнивать веточки разной длины.

Ход: дети находят и сравнивают ветки разных деревьев.

8. Наблюдаем за дождливой погодой

Д/и «Придумай предложение»

Задача: учить составлять предложение с заданным словом.

Ход: дети составляют предложения с заданным словом.

9. Знакомимся с работой дворника

Д/и «Что делает?»

Задача: учить подбирать глаголы к существительному «дворник».

Ход: дети описывают работу дворника.

10. Изучаем увядшие растения.

Д/и «Наоборот»

Задача: учить подбирать антонимы к словам.

Ход: воспитатель называет слово, а дети должны подобрать к этому слову противоположное по значению.

11. Наблюдаем за кошкой и собакой.

Д/и «Назови собачку (кошку)»

Задача: активизировать в речи клички животных.

Ход: дети подбирают клички для животных.

12. Наблюдаем за птицами.

Д/и «Назови одним словом»

Задача: закреплять обобщающие слова.

Ход: воспитатель предлагает слова, дети должны подобрать обобщающие слова к предложенным группам слов.

13. Изучаем транспорт.

Д/и «Угадай по описанию»

Задача: учить детей составлять описательный рассказ.

Ход: по плану, предложенному воспитателем, ребенок составляет описание транспорта, не называя его.

14. Первый снег.

Д/и «Доскажи фразу»

Задача: учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Ход: воспитатель предлагает детям закончить фразу, ответив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

ЗИМА

1. Морозный солнечный денек.

Д/и «Что сначала, что потом»

Задача: закреплять знания детей о временах года.

Ход: дети должны показать по порядку времена года.

2. Наблюдаем за ветром.

Д/и «Какой ветер?»

Задача: расширять словарный запас.

Ход: отвечая на вопросы воспитателя, дети подбирают относительные прилагательные.

Д/и «Времена года»

Задача: развивать внимание, логическое мышление.

Ход: воспитатель называет приметы времен года, дети должны их определить.

3. Наблюдаем за снегом.

Д/и «Придумай предложение»

Задача: учить составлять предложения.

Ход: дети придумывают как можно больше предложений со словом «снег».

Д/и «Кто больше назовет действий»

Задача: расширять словарный запас подбором глаголов.

Ход: по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта.

4. Знакомимся со свойствами льда.

Д/и «Какой лед»

Задача: учить детей подбирать относительные прилагательные.

Ход: дети дают описание льда.

5. За окном мороз.

Д/и «Когда это бывает»

Задача: закреплять знания детей о времени года «Зима».

Ход: воспитатель дает детям описательный рассказ одного из времен года. Дети должны узнать это время года.

6. Наблюдаем за работой дворника.

Д/и «Кому что нужно для работы»

Задача: закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.

Ход: дети наблюдают за работой дворника на территории детского сада.

7. Наблюдаем за деревьями.

Д/и «Что сначала, что потом»

Задача: развивать логическое мышление, фантазию.

Ход: дети отвечают на вопросы воспитателя «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?».

Д/и «Толще, выше»

Задача: развивать ориентировку в пространстве.

Ход: дети описывают дерево, предложенное воспитателем.

8. Изучаем транспорт.

Д/и «Угадай по описанию»

Задача: учить детей составлять описательный рассказ.

Ход: воспитатель дает детям образец описательного рассказа, дети должны догадаться о каком транспорте говорится в рассказе. Затем дети самостоятельно описывают любой транспорт.

9. Зимующие птицы.

Д/и «Угадай по описанию»

Задача: учить детей составлять описательный рассказ.

Ход: дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.

10. Зимние забавы.

Д/и «Придумай предложение»

Задача: развивать связную речь.

Ход: дети придумывают предложение с заданным словом.

11. Где, чей след.

Д/и «Чьи следы?»

Задача: учить образовывать притяжательные прилагательные.

Ход: воспитатель рисует на снегу или показывает карточки со следами животных и птиц. Дети должны отгадать, чьи следы, используя притяжательные прилагательные.

12. Наблюдаем за животными.

Д/и «Назови собачку»

Задача: активизировать в речи клички животных.

Ход: дети придумывают клички для собаки.

13. Как стали одеваться люди.

Д/и «Назови ласково»

Задача: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход: дети подбирают «ласковые» слова к словам по теме «Одежда».

Д/и «Назови одним словом»

Задача: закреплять обобщающие слова.

Ход: дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам на тему «Зимняя одежда».

Д/и «Чья шуба, чей шарфик, чье пальто?»

Задача: закреплять словообразование в мужском, женском и среднем роде.

Ход: дети отвечают на поставленные вопросы.

ВЕСНА

1. Пришла весна.

Д/и «Отгадай-ка»

Задача: учить описывать предмет, выделять в нем существенные признаки.

Ход: дети описывают предмет, предложенный воспитателем.

Д/и «Когда это бывает?»

Задача: закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Ход: воспитатель описывает природное явление, дети должны ответить к какому времени года оно относится.

2. Наблюдаем за небом и облаками.

Д/и «Какое небо?»

Задача: учить подбирать к существительным относительные прилагательные.

Ход: дети рассматривают небо, описывают его.

3. Наблюдаем за снегом.

Д/и «Придумай предложение»

Задача: развивать речевую активность, учить составлять предложения в определенной форме.

Ход: дети составляют предложения со словом «снег».

4. Капель.

Д/и «Что бывает короткое, длинное»

Задача: уточнить представления детей о величине предметов.

Ход: дети вместе с воспитателем рассуждают о величине предметов.

Д/и «Где звенит капель?»

Задача: развивать слух, учить ориентироваться в пространстве.

Ход: дети наблюдают за капелью, определяют, где она находится (слева, справа).

5. Кругом вода.

Д/и «Какой ручей»

Задача: развивать умение подбирать относительные прилагательные.

Ход: дети составляют предложения, описывая ручей.

6. Ледоход.

Д/и «Придумай слово»

Задача: учить составлять однокоренные слова.

Ход: дети подбирают однокоренные слова к слову, предложенному воспитателем.

7. Знакомимся с перелетными птицами.

Д/и «Узнай птицу по описанию»

Задача: учить составлять описательный рассказ.

Д/и «Назови одним словом»

Задача: закреплять обобщающие слова.

Ход: дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам на тему «Перелетные птицы».

8. Первые листья на деревьях.

Д/и «Рассмотри и опиши»

Задача: закреплять знания детей об изменениях в природе весной.

Ход: дети рассматривают предложенные воспитателем разные листья деревьев.

9. Зеленый ковер.

Д/и «Вершки и корешки»

Задача: повторить строение растения.

Ход: дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем.

10. Цветут деревья и кустарники.

Д/и «Найди дерево»

Задача: учить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья.

Ход: дети находят и рассматривают разные деревья и кустарники.

Д/и «Узнай по описанию»

Задача: учить составлять описательный рассказ.

Ход: дети составляют рассказ о любом дереве (кустарнике).

11. Солнышки на траве.

Д/и «Когда это бывает»

Задача: закреплять знания детей о временах года.

Ход: воспитатель дает детям описательный рассказ одного из времен года. Дети должны узнать это время года.

12. Наблюдаем за работой дворника.

Д/и «Кому что нужно для работы»

Задача: закреплять знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.

Ход: дети наблюдают за работой дворника на территории детского сада.

13. Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде.

Д/и «Загадай, мы отгадаем»

Задача: закреплять знания детей о растениях, растущих в саду и огороде, учить называть их признаки.

Ход: один ребенок описывает любое растение, другие – отгадывают.

ЛЕТО

1. Наблюдаем за солнцем.

Д/и «Составь предложение»

Задача: развивать связную речь.

Ход: дети составляют предложение с заданным словом.

2. Наблюдаем за небом и облаками.

Д/и «Скажи ласково»

Задача: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход: дети образовывают «ласковые» слова от предложенных воспитателем.

3. Наблюдаем за ветром.

Д/и «Подуй как ветер»

Задача: отрабатывать силу голоса, учить делать глубокий вдох носом, выдох через рот.

Ход: дети дуют на вертушки.

4. Наблюдаем за дождем, грозой и радугой.

Д/и «Радуга»

Задача: закреплять представления об основных и дополнительных цветах.

Ход: дети называют по порядку все цвета радуги.

5. Наблюдаем за деревьями и кустарниками.

Д/и «Найди дерево»

Задача: закреплять названия деревьев.

Ход: воспитатель называет дерево, имеющееся на участке. Дети должны найти его.

Д/и «Угадай по описанию»

Задача: учить находить сходства и различия.

Ход: дети находят и сравнивают разные деревья и кустарники.

6. Что цветет летом.

Д/и «Опиши цветок»

Задача: учить подбирать прилагательные к существительным.

Ход: воспитатель показывает детям цветок, они описывают его.

Д/и «Что где растет»

Задача: закреплять знания детей о растениях леса и луга.

Ход: воспитатель называет лесные и луговые растения, а дети определяют, где они растут.

7. Изучаем песок и почву.

Д/и «Что я построю из песка»

Задача: учить составлять предложения на заданную тему.

Ход: дети рассказывают и показывают, что можно построить из песка.

8. Наблюдаем за водой.

Д/и «Какая вода?»

Задача: учить детей подбирать относительные прилагательные.

Ход: дети описывают воду.

Д/и «Тонут - плавают»

Задача: закреплять знания о свойствах предметов.

Ход: воспитатель с детьми запускают в воду разные по весу предметы.

9. Наблюдаем за насекомыми.

Д/и «Угадай по описанию»

Задача: учить находить сходства и различия.

Ход: воспитатель описывает насекомое, дети его угадывают.

10. Наблюдаем за птицами.

Д/и «Угадай по описанию»

Задача: учить находить сходства и различия.

Ход: воспитатель описывает птицу, дети угадывают. Затем дети самостоятельно сравнивают птиц.

11. Наблюдаем за лягушкой.

Д/и «Какая лягушка?»

Задача: учить детей подбирать относительные прилагательные.

Д/и «Кто больше назовет действий»

Задача: активизировать словарный запас глаголами.

Ход: дети подбирают глаголы, характеризующие действия лягушки.

12. Наблюдаем за трудом взрослых.

Д/и «Кому что нужно для работы»

Задача: воспитывать интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Ход: дети определяют, какие предметы помогают людям разных профессий.

13. Лесные дары – грибы и ягоды.

Д/и «Чудесный мешочек»

Задача: развивать тактильную чувствительность.

Ход: дети ощупывают муляжи грибов, ягод и называют их.

Публикации по теме:

«Времена года». Дидактические игры для младшей группы детского сада «Времена года». Дидактические игры для младшей группы детского сада. Дары осени. Цель: закрепить с детьми признаки осени (ранней, поздней,.

Дидактические игрыДидактические игры Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд дидактические пособия из бросового материала для детей. 17 февраля 2017 г в нашем детском.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры по ПДД Автомобиль В коробке лежит разобранная модель автомобиля (пазлы). Дети по команде воспитателя начинают собирать его. Выигрывает ребенок.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие Лесовичка по временам года» Лучший конспект занятия в старшей группе на тему: "Путешествие Лесовичка по временам года". Цель: Формирование временных представлений у.

Мои дидактические игрыМои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.

Музыкально-спортивный праздник «Веселые старты или необыкновенное путешествие по временам года» Музыкально-спортивный праздник на тему: «Веселые старты или необыкновенное путешествие по временам года» (С участием родителей и детей.

Оформление стены в группе по временам года «Чудо — дуб»Оформление стены в группе по временам года «Чудо — дуб» Дорогие коллеги!Предлагаю вам своё оформление группы для ознакомления детей с временами года. Детский сад – особое учреждение, практически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры (к наблюдениям по всем временам года)
Опубликовано: 11 августа 2020 в 13:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД