Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей

Елена Юрьевна Юртаева
Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей

У детей старшего возраста, кроме представления о частях суток, необходимо формировать представление о том, что сутки сменяют друг друга и объединяются в недели по 7 суток в каждой. Каждый день недели имеет свое название и эта последовательность названий (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) для каждой недели всегда одна и та же. Дети должны знать названия дней недели, их последовательность, ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом».

Необходимо дать детям представление о неделе, как о мере рабочего времени, сосредотачивая их внимание на том, что 5 дней в неделю люди работают, это - «рабочая неделя», а 2 дня отдыхают, это - «выходные».

При обучении детей названиям дней недели обращается внимание на то, что название каждого дня «рабочей недели» созвучно с его порядковым номером. Понедельник – первый день рабочей недели, вторник – второй, четверг – четвертый, пятница – пятый день, а название «среда» происходит от слова «середина» и является названием третьего дня рабочей недели.

Дети старшего возраста уже знакомы с цифрами первого десятка. Поэтому для эффективного обучения дням недели были придуманы карточки-модели с изображением 2-х или 3-х этажного домика, у которого под крышей нарисована цифра, обозначающая порядковый номер одного из дней «рабочей недели», а на этажах – условные изображения занятий, которые проводятся в этот день недели в группе с детьми. Примеры моделей-«домиков» и моделей-«занятий» показаны на фото №1.

Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей

Фото № 1.

В учебной зоне все модели-«домики» располагаются в одну линию, что улучшает наглядность и облегчает запоминание последовательности дней недели как ряда.

Проводимые в группе занятия условно отображаются следующими карточками модель-«занятие»:

Занятие и его условное отображение:

• музыкальное - нотный стан;

• физкультурное - кегли;

• аппликация - ножницы;

• лепка - пластилин;

• рисование - краски;

• окружающий мир - раскрытая книга;

• математика - раскрытая тетрадь с цифрами;

• обучение грамоте - раскрытая тетрадь с буквами;

• конструирование - детали строительного конструктора;

• плавание - вода;

• развитие речи - говорящий человечек.

Нотный стан

Кегли

Ножницы

Пластилин

Краски

Раскрытая книга

Раскрытая тетрадь с цифрами

Раскрытая тетрадь с буквами

Детали строительного конструктора

Вода

Говорящий человечек

Ежедневно перед занятиями детям предлагается назвать на основе наглядного материала текущий день недели и его порядковый номер, а также предыдущий и последующий дни недели с использованием слов «вчера» и «завтра». Далее дети, опираясь на наглядный материал, называют занятия, запланированные на сегодня, вспоминают, какие занятия были вчера, сообщают, какие занятия будут завтра.

Для формирования понятий «сначала» и «потом» детям предлагается назвать занятия текущего дня, которые проходят «сначала» (раньше других) и «потом» (позже других, опираясь на расположение карточек с моделями-«занятиями» на этажах моделей-«домиков». Первому занятию соответствует первый этаж домика, второму занятию – второй, третьему - третий,

Для закрепления знаний о днях недели используются следующие НАСТОЛЬНЫЕ игры:

Игра «Расположи модели-«домики» по порядку и назови их».

Цель: закрепить знания о «рабочей недели», т. е. о названия дней

и порядок следования их друг за другом.

Игра «Расположи модели-«домики» по порядку и назови последующие

и предыдущие дни недели относительно выбранного дня».

Цель: закрепить понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

Фото для первой и второй игры:

Игра «Разложи модели-«занятия» в модели-«домики» (с опорой на

наглядность)».

На Фото ниже примеры моделей-«домиков» и моделей-«занятий» при изучении дней недели.

Наглядное изображение последовательности дней недели

с помощью ряда из моделей-«домиков».

Цель: - закрепить знания дней недели и их последовательности;

- развивать умение соотносить свои действия с наглядным

материалом;

- развивать память, мышление;

- воспитывать интерес к занятиям, к учебной деятельности;

- развивать умение соотносить словесные обозначения с

графическими символами.

Лучше усвоить изучаемый материал позволяет следующая игра СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ:

Игра «Живая неделя» По сигналу воспитателя каждый ребенок

выбирает себе карточку-модель какого-либо дня недели. Затем дети

группируются по 7 человека таким образом, чтобы у них в группе были

все карточки-модели для одной недели. Дети встают друг за другом

так, чтобы имеющиеся у них карточки-модели правильно отображали

последовательность дней недели.

Цель: - закрепить знания дней недели и их последовательности;

- научить ориентироваться в пространстве;

- научить взаимодействовать с коллективом.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию экологической культуры дошкольников 1. Игры для обогащения экологических представлений «Вершки-корешки Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу:.

Дидактические игры для закрепления представления о профессиях Хочу представить игры заводилки, которые помогли моим детям закрепить представления о профессиях. В их основу положены стихотворения В Степанова.

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО Упражнение «А что у вас?». Наглядный материал: на каждом столе одна картинка. Ход игры:.

Дидактические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни Дидактическая игра «Мы купаем куклу Таню» Задачи: учить принимать игровую ситуацию - купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представленийДидактические игры по формированию элементарных математических представлений Д/И «Узнай форму» Материал: карточки с изображением геометрических фигур на тактильное ощущение. Цель :Закреплять знание геометрических.

Дидактические игры по формированию звуковой культуры речиДидактические игры по формированию звуковой культуры речи Дидактические игры по формированию звуковой культуры речи Закрепляем гласные звуки в играх Дидактические игры в логопедической работе.

Дидактические игры с использованием ИКТ на тему: Зимние и летние виды спорта Здравствуйте, уважаемые гости моего блога! Сегодня вашему вниманию хочу предложить «Дидактические игры с использованием ИКТ на тему : Зимние.

Дидактические игры с использованием интернет ресурсов.Дидактические игры с использованием интернет ресурсов. В интернете на различных сайтах и в группах я вижу много интересных и разнообразных игр, которые мне хочется использовать в своей работе.

Дидактические игры с использованием конструктора «Лего» в средней группе .

Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделейМетодика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей I. Актуальность метода моделировании при формирования представлений о времени у дошкольников. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей
Опубликовано: 26 июня 2015 в 14:59
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 ноября. День Марса на МААМ

1 ноября 1962 года с космодрома «Байконур» к «красной планете» устремился первый в истории человечества космический корабль – советская межпланетная автоматическая станция «Марс-1». Связь с ней удалось...

1 ноября. День лисы

Героине народных сказок, лисе-кумушке, лисе-голубушке, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка играми и занятиями на лисью тему.

Фотоотчет «Первый снег»
Первый снег! Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком...
Фотоотчёт. Детское творчество дошкольников средней группы «Дары Осени». Часть 2
В продолжение темы «Дары Осени» мы с ребятами решили «собрать» фрукты и сварить вкусный компот. Мы компот сварили сами. Чашку - папе, чашку - маме. -...
Дидактическое пособие для развития мелкой моторики «Чудо — дерево»
Уважаемые коллеги, хочу представить вам дидактическое пособие для развития мелкой моторики " Чудо - дерево ", которое я сшила готовясь в сентябре встречать...