Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей

Елена Юрьевна Юртаева
Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей

У детей старшего возраста, кроме представления о частях суток, необходимо формировать представление о том, что сутки сменяют друг друга и объединяются в недели по 7 суток в каждой. Каждый день недели имеет свое название и эта последовательность названий (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) для каждой недели всегда одна и та же. Дети должны знать названия дней недели, их последовательность, ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом».

Необходимо дать детям представление о неделе, как о мере рабочего времени, сосредотачивая их внимание на том, что 5 дней в неделю люди работают, это - «рабочая неделя», а 2 дня отдыхают, это - «выходные».

При обучении детей названиям дней недели обращается внимание на то, что название каждого дня «рабочей недели» созвучно с его порядковым номером. Понедельник – первый день рабочей недели, вторник – второй, четверг – четвертый, пятница – пятый день, а название «среда» происходит от слова «середина» и является названием третьего дня рабочей недели.

Дети старшего возраста уже знакомы с цифрами первого десятка. Поэтому для эффективного обучения дням недели были придуманы карточки-модели с изображением 2-х или 3-х этажного домика, у которого под крышей нарисована цифра, обозначающая порядковый номер одного из дней «рабочей недели», а на этажах – условные изображения занятий, которые проводятся в этот день недели в группе с детьми. Примеры моделей-«домиков» и моделей-«занятий» показаны на фото №1.

Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей

Фото № 1.

В учебной зоне все модели-«домики» располагаются в одну линию, что улучшает наглядность и облегчает запоминание последовательности дней недели как ряда.

Проводимые в группе занятия условно отображаются следующими карточками модель-«занятие»:

Занятие и его условное отображение:

• музыкальное - нотный стан;

• физкультурное - кегли;

• аппликация - ножницы;

• лепка - пластилин;

• рисование - краски;

• окружающий мир - раскрытая книга;

• математика - раскрытая тетрадь с цифрами;

• обучение грамоте - раскрытая тетрадь с буквами;

• конструирование - детали строительного конструктора;

• плавание - вода;

• развитие речи - говорящий человечек.

Нотный стан

Кегли

Ножницы

Пластилин

Краски

Раскрытая книга

Раскрытая тетрадь с цифрами

Раскрытая тетрадь с буквами

Детали строительного конструктора

Вода

Говорящий человечек

Ежедневно перед занятиями детям предлагается назвать на основе наглядного материала текущий день недели и его порядковый номер, а также предыдущий и последующий дни недели с использованием слов «вчера» и «завтра». Далее дети, опираясь на наглядный материал, называют занятия, запланированные на сегодня, вспоминают, какие занятия были вчера, сообщают, какие занятия будут завтра.

Для формирования понятий «сначала» и «потом» детям предлагается назвать занятия текущего дня, которые проходят «сначала» (раньше других) и «потом» (позже других, опираясь на расположение карточек с моделями-«занятиями» на этажах моделей-«домиков». Первому занятию соответствует первый этаж домика, второму занятию – второй, третьему - третий,

Для закрепления знаний о днях недели используются следующие НАСТОЛЬНЫЕ игры:

Игра «Расположи модели-«домики» по порядку и назови их».

Цель: закрепить знания о «рабочей недели», т. е. о названия дней

и порядок следования их друг за другом.

Игра «Расположи модели-«домики» по порядку и назови последующие

и предыдущие дни недели относительно выбранного дня».

Цель: закрепить понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

Фото для первой и второй игры:

Игра «Разложи модели-«занятия» в модели-«домики» (с опорой на

наглядность)».

На Фото ниже примеры моделей-«домиков» и моделей-«занятий» при изучении дней недели.

Наглядное изображение последовательности дней недели

с помощью ряда из моделей-«домиков».

Цель: - закрепить знания дней недели и их последовательности;

- развивать умение соотносить свои действия с наглядным

материалом;

- развивать память, мышление;

- воспитывать интерес к занятиям, к учебной деятельности;

- развивать умение соотносить словесные обозначения с

графическими символами.

Лучше усвоить изучаемый материал позволяет следующая игра СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ:

Игра «Живая неделя» По сигналу воспитателя каждый ребенок

выбирает себе карточку-модель какого-либо дня недели. Затем дети

группируются по 7 человека таким образом, чтобы у них в группе были

все карточки-модели для одной недели. Дети встают друг за другом

так, чтобы имеющиеся у них карточки-модели правильно отображали

последовательность дней недели.

Цель: - закрепить знания дней недели и их последовательности;

- научить ориентироваться в пространстве;

- научить взаимодействовать с коллективом.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию экологической культуры дошкольников 1. Игры для обогащения экологических представлений «Вершки-корешки Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу:.

Дидактические игры для закрепления представления о профессиях Хочу представить игры заводилки, которые помогли моим детям закрепить представления о профессиях. В их основу положены стихотворения В Степанова.

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО Упражнение «А что у вас?». Наглядный материал: на каждом столе одна картинка. Ход игры:.

Дидактические игры по формированию представлений о здоровом образе жизни Дидактическая игра «Мы купаем куклу Таню» Задачи: учить принимать игровую ситуацию - купать кукол, выполнять последовательно цепочку игровых.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представленийДидактические игры по формированию элементарных математических представлений Д/И «Узнай форму» Материал: карточки с изображением геометрических фигур на тактильное ощущение. Цель :Закреплять знание геометрических.

Дидактические игры по формированию звуковой культуры речиДидактические игры по формированию звуковой культуры речи Дидактические игры по формированию звуковой культуры речи Закрепляем гласные звуки в играх Дидактические игры в логопедической работе.

Дидактические игры с использованием ИКТ на тему: Зимние и летние виды спорта Здравствуйте, уважаемые гости моего блога! Сегодня вашему вниманию хочу предложить «Дидактические игры с использованием ИКТ на тему : Зимние.

Дидактические игры с использованием интернет ресурсов.Дидактические игры с использованием интернет ресурсов. В интернете на различных сайтах и в группах я вижу много интересных и разнообразных игр, которые мне хочется использовать в своей работе.

Дидактические игры с использованием конструктора «Лего» в средней группе .

Методика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделейМетодика работы по формированию представления о частях суток с помощью моделей I. Актуальность метода моделировании при формирования представлений о времени у дошкольников. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей
Опубликовано: 26 июня 2015 в 14:59
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....